10 лайфхаков, как запустить собственное мини-приложение ВКонтакте, — от автора сервисов «Матчи»

10 лайфхаков, как запустить собственное мини-приложение ВКонтакте, — от автора сервисов «Матчи»

Привет! Меня зовут Андрей Комаров, я основатель проекта «Матчи». Это название вряд ли вам о чём-то говорит — зато вы, возможно, слышали о сервисах «Футбол», «Хоккей» и «Баскетбол», которые работают ВКонтакте и в Одноклассниках. Там можно следить за расписанием соревнований, получать уведомления о забитых голах и общаться с болельщиками любимых клубов.

Я в одиночку развиваю шесть сервисов — в свободное от основной работы время. Расскажу, с помощью каких хитростей это мне удаётся.

Лайфхак № 1. Использую один бэкенд для всех сервисов

Сейчас у меня шесть сервисов — три умножить на два, считаем вместе: «Футбол», «Хоккей» и «Баскетбол», каждый работает ВКонтакте и в Одноклассниках. Но на самом деле мини-приложение одно — просто в зависимости от ID подключается нужная база данных. И в этом главная хитрость.

Сначала я пользовался парсером, который подтягивал данные с официальных сайтов спортивных лиг. Это было неудобно, многое приходилось настраивать вручную. Поэтому теперь данные приходят автоматически через API со специальных сайтов-агрегаторов — они собирают результаты матчей российских и зарубежных лиг. За доступ к этим данным я плачу от 10 до 20 долларов в месяц, методом проб и ошибок нашёл недорогие сайты.

Если рассматривать структуру сервиса, то можно выделить три главных элемента:

• дизайн — интерфейс, который видят пользователи;

• серверы;

•базы данных — по сути, таблицы с данными на сервере.

Я перешёл к такой структуре, потому что с ней легко масштабироваться. Сперва я создал сервис «Хоккей» — и пользователи начали просить создать такое же мини-приложение, но уже про футбол. Так я понял, что впереди много перспектив для роста. Теперь я могу проснуться и за чашечкой кофе запустить ещё пару новых сервисов.

А ещё с единым бэкендом проще управлять мини-приложениями — и я могу продолжать заниматься всем в одиночку. Сервисов много, а сил и времени трачу мало.

Лайфхак № 2. Запускаю сервисы сразу для двух соцсетей

Сервисы «Футбол», «Хоккей» и «Баскетбол» работают сразу в двух соцсетях — ВКонтакте и Одноклассники. Это возможно благодаря платформе VK Mini Apps, единой для двух площадок.

Все сервисы я сначала запускаю ВКонтакте. Потом размещаю в Одноклассниках: для этого достаточно пройти дополнительную модерацию. Не нужно переписывать код, долго адаптировать и дорабатывать сервис — всё уже готово к работе.

Помимо простого запуска, я получаю объединённые социальные механики. Внутри сервиса есть профиль болельщика — один на две платформы. Там отображается фото человека, команды-фавориты (не больше трёх в каждом виде спорта) , а также соцсеть, с которой пользователь зашёл в сервис.

Если человек голосует в опросе в сервисе ВКонтакте, это увидит пользователь Одноклассников. И наоборот: если написать комментарий в Одноклассниках, можно получить ответ от пользователя ВКонтакте. Такая кросс-платформенность помогает объединять разных людей. Если вы болеете за одну команду, то неважно, что вы сидите в разных соцсетях.

Лайфхак № 3. Создал записи, которыми хочется поделиться

Возможно, вы видели у друзей посты, что «Зенит» выиграл в последнем матче. Или истории с напоминанием про матч ЦСКА — «Спартак», который начнётся сегодня в 20:00. Это могли быть записи из сервиса «Футбол»: ими можно делиться на стене или в историях, в личных сообщениях или с помощью ссылки. До начала матча в записи отображается время начала, после — счёт игры.

Такой инструмент есть и в сервисах «Хоккей» и «Баскетбол» — как вы уже поняли, функции во всех мини-приложениях равнозначные. Чтобы пользователи могли публиковать записи, я использую события библиотеки VK Bridge: она позволяет мини-приложениям использовать API ВКонтакте и API операционной системы, установленной на устройстве пользователя. Для публикации записей на стене применяются методы VKWebAppShowWallPostBox, а для историй — VKWebAppShowStoryBox.

А ещё совсем скоро можно будет делиться результатами опросов. Если человек угадает исход игры, сервис предложит поделиться успехом с друзьями. Например, в матче чемпионата мира по футболу между Аргентиной и Саудовской Аравией только один человек угадал победителя. Наверняка он бы захотел похвастаться таким удачным прогнозом!

Лайфхак № 4. Настроил уведомления от сообщества

У «Матчей» есть сообщество ВКонтакте и группа в Одноклассниках, которые объединяют пользователей спортивных сервисов. Их подписчики могут получать сообщения от имени сообщества: первыми узнавать о начале игры, новых голах, завершении тайма или всей встречи. Можно выбрать, на какие уведомления подписаться — конкретного матча или команды.

Инструмент полезен для всех сторон. Пользователи остаются в курсе спортивных новостей, даже когда параллельно с игрой приходится заниматься другими делами. А я формирую лояльное комьюнити и могу больше взаимодействовать с аудиторией: у сервисов есть ограничение на количество уведомлений в сутки, а у сообществ — нет.

Для рассылки сообщений от имени сообществ используется метод VK Bridge VKWebAppAllowMessagesFromGroup. Во время матча сервер запрашивает информацию у API и автоматически формирует рассылку.

Лайфхак № 5. Сервис можно добавить в виджеты сообщества

Все мои сервисы можно интегрировать в сообщество ВКонтакте — добавить в виджеты. Когда матч идёт, в виджете отображается время тайма. Когда прошёл — его результат. А если игра ещё не началась, пользователи увидят дату и время старта.

Многие официальные хоккейные команды и футбольные клубы уже используют виджеты моих сервисов. Среди них — ФК «Спартак» Кострома или ХК «Юнисон-Москва». А недавно ко мне обратилась Ассоциация студенческого баскетбола — ребята хотят стать партнёрами и добавить свою лигу в мой сервис «Баскетбол».

Это тоже сотрудничество win-win. Администраторы сообществ получают ещё один инструмент для привлечения пользователей: подписчикам становится удобнее следить за расписанием матчей или счётом прошедших игр. А я получаю новую аудиторию и заряд вдохновения от того, что сотрудничаю с крутыми командами из разных городов.

Для установки виджета в сообщество также применяется метод VK Bridge — VKWebAppShowCommunityWidgetPreviewBox. Чтобы добавить виджет в группу, нужно установить сервис в сообщество и открыть его оттуда: администратор получит доступ к панели для настройки.

Лайфхак № 6. Использую VK Donut для монетизации

Что нужно, чтобы добавить мой виджет к себе в сообщество? Стать моим доном.

Сейчас подписка на мои сервисы в VK Donut есть у администраторов 21 сообщества. Это немного, но сейчас я не фокусируюсь на монетизации. Мини-приложения — скорее моё хобби, чем источник заработка. Сперва я хочу сделать качественный продукт, чтобы потом уже всерьёз заняться вопросом денег. А ещё набрать трафик — он активно растёт. Так, во время чемпионата мира количество людей в сервисе «Футбол» выросло в три раза за первый же день первенства.

В основном администраторы сообществ находят меня сами. Возможно, скоро донов станет больше: я планирую начать активную рассылку. База уже есть — спортивные сообщества собраны у меня в сервисах.

Лайфхак № 7. Использую нативную рекламу в видео

Недавно я запустил видеораздел, в котором собираю обзоры лучших моментов прошедших матчей. Это идеальное место для интеграции рекламы перед просмотром роликов. Но как и с VK Donut, пока просто прикидываю, как работает инструмент, — и не концентрируюсь на заработке.

Лайфхак № 8. Участвую в конкурсах

А вот что уже помогает зарабатывать, так это конкурсы. Я регулярно участвую в грантовой программе Fresh Code от VK Mini Apps. В прошлом году стал победителем с сервисом «Хоккей» — выиграл 150 тысяч рублей на развитие проекта.

В этом году снова участвовал в программе, на этот раз с сервисом «Баскетбол». И снова стал одним из победителей: выиграл 180 тысяч рублей. Вместе со мной призовой фонд в 4,5 млн рублей разделили ещё 24 сервиса — для проверки зрения, игры в шахматы, тренировки перед ЕГЭ и многие другие.

В этот раз я рассказал коллегам про моё хобби, они поздравили меня новостью в нашем издании. Было приятно! Особенно от их удивления, что я успеваю и рабочие задачи закрывать, и успешно заниматься разработкой. Новость подхватили и другие СМИ Татарстана.

Лайфхак № 9. Слушаю пожелания пользователей

Я всегда открыт к пожеланиям пользователей — обратная связь помогает улучшать сервисы. Для этого провожу опросы в своём сообществе и слежу за комментариями. Например, сейчас обновляю главный экран: меня попросили сделать акцент на матчах и избранном вместо видеообзоров и рекомендаций.

В будущем хочу дать возможность кастомизировать главный экран. Каждый знает, зачем приходит в сервис. Скажем, в футболе кому-то интереснее матчи зарубежных команд, а кому-то — Российская Премьер-Лига.

Мне очень нравится придумывать новые функции и думать, что бы изменить в лучшую сторону, детально прорабатывать каждую мелочь. При этом мне важно реализовывать именно свои задумки — я не принимаю заказы на сервисы.

Лайфхак № 10. Несу просветительскую миссию

Для сервисов я собирал официальные сообщества ВКонтакте разных региональных команд. И заметил, что в группах многих клубов нет и тысячи участников. Так я понял, что хочу рассказывать людям про не самые известные команды. Например, мало кто в Петербурге знает, что в городе есть не только футбольный клуб «Зенит», но и команды «Звезда» и «Ядро».

Получается, мои сервисы помогают популяризировать локальные команды, — в этом я вижу свою миссию.

Я не стал первым в своей нише — спортивные сервисы ВКонтакте существовали и до меня. Например, мини-приложение «Спорт» с результатами футбольных матчей. Но я придумал, как быстро разворачивать сервисы, и слушаю потребности пользователей. Считаю, что в этом моя сила.

Я люблю спорт и хочу, чтобы как можно больше людей разделяли моё хобби: радовались победам любимых команд, с нетерпением ждали матчей, с азартом следили за счётом. Именно для этого я и развиваю мои сервисы: подключаю всё больше видов спорта и добавляю новые инструменты.

1818
реклама
разместить
2 комментария

Интересно.
А можете ссылку дать что это и где?
"со специальных сайтов-агрегаторов"

Странно однако Я не понимаю почему Народ упёрся в слово лайфхак неужели это дурацкое слово заполонило голову людей