Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Мы с командой продолжаем цикл исследований рынка в России и продолжаем максимально-оперативно информировать Вас с актуальной информацией (очень надеемся, что она для Вас полезна). В данном исследовании задались вопросом: «А как сильно отражается кризис в России на сферу детейлинга в период с 2022-2023 год? И сказался ли он вообще? Ведь нашей стране второй год на фоне всем известных событий, идет кризис. Санкции со стороны недружественных стран, уход с рынка множества именитых автомобильных брендов, укрепление параллельного импорта, ослабление рубля, как итог - рост цен на всё! Автомобили, материалы, работу мастеров, услуги детейлинг центров. Насколько рынок изменился за эти 2 года? Какие услуги сейчас наиболее востребованы? Сталкиваются ли владельцы с дефицитом кадров? Какие сейчас автомобили заезжают в детейлинг? Стали владельцы экономить на материалах? Стал ли детейлинг менее привлекательным? И многое другое!

В нашем опросе мы спрашивали владельцев и совладельцев бизнеса, мастеров по оклейке машин, работников автосалонов, тюнинг-ателье и автомастерских. В исследовании приняли участие более 200 респондентов из самых разных субъектов РФ– в выборку попали как крупные города, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, так и областные центры: Калининград, Самара, Владимир и т.д, города спутники типа Подольск или Балашиха.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Исследование подтвердило, что рынок детейлинга интересен прежде всего мужчинам - 96% от всех опрошенных и это рынок молодых людей: 80% операторов рынка люди до 35 лет, при этом доля людей 46 лет и старше составила около 3%.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?
Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Сфера деятельности

Более половины респондентов составили лица, причисляющие себя к мастерам в области оказания различных детейлинг услуг. При этом довольно значительная часть от всех опрошенных, практически четверть (22%) назвали себя ассистентами и помощниками, что свидетельствует об интересе к профессии и желании развиваться в ней. Около трети опрошенных заявили себя владельцами и совладельцами бизнеса.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Виды детейлинг услуг: предпочтения

В целом показатели востребованности по различным услугам в области детейлинга авто довольно высоки. Среди видов услуг большее по мнению респондентов наиболее востребованными являются: оклейка автомобиля защитными плёнками, полировка кузова и лобовых стекол и нанесение защитных покрытий. Интересно отметить факт категоричности в ответах респондентов, по оценке значимости ремонта лобовых стекол. Так, почти четверть от всех опрошенных поставили максимальную оценку «очень востребованы» по данному параметру. В то же время достаточно весомый процент респондентов поставили низкие оценки (отметили как менее значимые факторы) показателям PDR и детейлинг мойке.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?
Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?
Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

С какими автомобилями работают

Больше всего (74%) респондентов отметили. что имеют дело с подержанными европейскими авто. Доля новых авто из Европы стала заметно сокращаться и по оценкам опрашиваемых составляет порядка 33% от всех. Скорее всего это связано с событиями на Украине и повышением цен на авто при параллельном импорте. При этом доля новых автомобилей из Азии, прежде всего из Китая существенно выросла по сравнению с прошлым годом и составила порядка 66%. (рост на 30%). Также необходимо отметить, что начала расти доля подержанных машин из Азии, водители которых обращаются за услугами детейлинга. Так, уже доля подержанных азиатских машин превысила долю новых европейских. Интересный факт: этой волне исследования респонденты стали указывать отечественные марки автомобилей, в частности Lada. Это может говорить либо о желании владельцев потом выгодно продать авто через несколько дет, либо в планах использовать авто на протяжении длительного срока и стремлении сохранить его в приличном виде. Возможно, на решение автовладельцев российских авто обратиться к услугам детейлинга влияет взята ли машина в кредит или нет (это мы планируем исследовать в следующих волнах нашего исследования).

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Спрос на детейлинг услуги в кризис

Около 60% респондентов отмечают, что спрос на услуги детейлинга не изменился, либо изменился незначительно в последние 2 года. Порядка четверти всех опрошенных заявили, что спрос на детейлинг услуги даже вырос и лишь 15% респондентов считают, что рынок просел.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Эти данные находят косвенное подтверждение, если рассматривать влияние кризиса и санкций на рынок через призму кадрового вопроса. Так, 34% принявших участие в опросе заявили, что им приходится прибегать к аутсорсингу – использовать труд специалистов со стороны. Порядка 28% респондентов считают, что штат у них укомплектован и дополнительно им пока не требуются специалисты. Важно отметить, что около 30% опрошенных работают «на себя» т.е. фактически выполняют весь комплекс работ самостоятельно, что лишний раз показывает наличие существенной доли малого бизнеса в сфере детейлинга. Такие мастера имеют собственные клиентские базы и нишу, и никак не конкурируют с крупными игроками рынка.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Материалы, с которыми работают мастера

При сравнении с «доковидными временами», наблюдается существенный рост услуг в среднем и низком ценовом сегментах. Если раньше детейлинг воспринимался многими автолюбителями как премиальная услуга с высокой стоимостью, то сейчас потребители хотят высокое качество услуг, но платить за это готовы существенно меньше. В связи с чем на рынке появилось большое количество плёнок сомнительного качества, которые могут внешне выглядеть как топовые модели типа Suntek или Llumar, но сильно проигрывают премиальным маркам в качестве и сроках службы.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Если мы посмотрим на марки плёнок, которые используют мастера в работе, то здесь присутствуют как дорогие премиальные антигравийные плёнки так и плёнки среднего ценового сегмента и эконом-класса. В группе лидеров по использованию оказались марки: Vega (42%), Quantum (38%), Uniondelta (35%), Spectroll (34%), Daytona (32%) и Plenza (25%). Мастера отмечали, что такие марки как Crystal (22%), Hexis (21%), Membrane (17%) также активно используются в работе, но несколько меньше. Интересно отметить, что известные, дорогие марки Llumar и Suntek в последний раз при оклейке авто использовали только 16% респондентов. Порядка 5% опрошенных отметили использование плёнки Hogomaku в работе.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Качественные показатели: насколько мастера удовлетворены плёнкой, которую они используют

Всего лишь 17% опрошенных заявили, что они полностью удовлетворены плёнкой, которую они используют при оклейке автомобилей. В то же время опцию «скорее довольны» отметили порядка 44% респондентов. В целом можно констатировать, что более 60% мастеров устраивает сам продукт, с которым они работают.

В то же время нашлось 5% мастеров, которых полностью не устраивает плёнка и 14% отметили, что они скорее не удовлетворены характеристиками плёнки с которой имеют дело. Важно отметить высокий процент тех, кто дал средние оценки (на «троечку») – доля таких мастеров составила 20%.

Фактически эти 3 группы респондентов, а это ни много, ни мало, а почти 40% специалистов, которые потенциально могут переключиться с используемых ныне торговых марок плёнки на другие бренды – соответствующие современным требованиям, предъявляемым к плёнкам на рынке детейлинг услуг.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Если рассматривать ключевые факторы, которые влияют на выбор той или иной плёнки, то респонденты прежде всего отмечали качество и цену (72% и 78% соответственно). Гарантия на плёнку (34%) и известность бренда (28%) респонденты отмечали как менее значимые факторы. Помимо данных факторов некоторые мастера отмечали в качестве важных факторов: видео от специалистов, скидки и распродажи, а также оперативность доставки (скорее всего этот фактор значим для самозанятых специалистов, которые не закупают плёнку впрок, а только под заказ).

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

В рамках исследования респондентам предлагалось рассмотреть вариант покупки премиальной плёнке по цене среднего сегмента. Только 9% опрошенных продемонстрировали верность своему бренду и категорически отказались, в то время как более половины от всех участников опроса готовы пробовать, если им дадут гарантию. Несколько меньше – 40% респондентов опираются на мнение друзей и знакомых при покупке новых продуктов. Низкие показатели по параметру «лояльность к бренду» (brand loyalty) свидетельствуют о потенциальных возможностях для брендов стать лидерами на рынке, но для этого важно использовать лидеров мнений, специалистов со стажем на рынке и, самое главное, - плёнка должна отвечать требованиям потребителей.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

В ходе опроса мы просили мастеров сформулировать основные требования к плёнке. Так вот ТОП 3 – это соотношение цена-качество, качество и сила привычки к бренду, когда мастер хорошо знаком с плёнкой, предвидит результат работы, тогда как с новой плёнкой могут быть «подводные камни».

Маркетплейсы

Среди участников рынка детейлинг услуг довольно высокий процент людей, которые за последние 2 года осуществляли покупки на маркетплейсах (72%). Причём почти 92% покупателей осуществляли покупки на Озоне, значительно меньше на Wildberries (60%) и Яндекс Маркете (46%).

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

В структуре покупок заметно лидируют автохимия (59%) и автокосметика (56%). В тоже время без малого четверть респондентов заказывала запчасти на маркетплейсах. Опыт покупки полиуретановых плёнок на маркетплейсах пока имеют только 5,5% опрошенных.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

31% респондентов выразили готовность покупать антигравийную плёнку онлайн, если их устроит цена, а около 44% заявили, что скорее купят по приемлемой цене, если будет доставка. В то же время 16% сомневаются в оригинальности товара на маркетплейсах и 8% предпочитают «пощупать» физически плёнку перед покупкой. Фактически получается, что порядка 75% мастеров можно рассматривать в качестве потенциальных покупателей плёнки в будущем на трёх известных маркетплейсах, топовых по объемам продаж.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Пока объём целевого трафика по ключевым запросам данной тематики существенно ниже аналогичных показателей в Яндекс Директ. Так, например, на Wildberries запросов «полиуретановая плёнка» в октябре 2023г было 2935, а в Яндекс Директе – 23633, в 8 раз больше (см. ниже). Однако, если рассматривать конверсионную составляющую, то трафик на маркетплейсах более целевой и прекрасно конвертируется в продажи.

ТОП20 запросов по тематике антигравийные плёнки на Wildberries в октябре 2023. Источник: mayak.bz

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?
Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Обучение детейлингу

Более половины опрошенных в ходе исследования заявили о планах пройти повышение квалификации в ближайшем будущем. При этом усовершенствовать свои навыки по установке защитных плёнок выразили желание 59% респондентов, удаление вмятин без покраски – почти 54% и на ремонт лобовых стекол пришлось почти 52% ответов. Химчистка (14%) и полировка (39%) получили более низкие оценки в плане желания «прокачать компетенции» среди мастеров.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Выбор школы / курса

В ходе исследования респондентов просили проранжировать популярные школы детейлинга на предмет предпочтений по обучению. В целом, мнения респондентов разделились и многие школы получили высокие оценки. В тройку лидеров вошли GMA (57% опрошенных), Digital Alarm (44%) и Plenza School (43%). Самые низкие оценки получила школа Вариант 1.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Половина планирующих обучение отдают предпочтение группам до 5 человек, 34% считают, что в группе обязательно должно быть чётное количество учеников, но не более 6 человек и 16% выразили готовность обучаться в группе до 10 человек.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

Сертификаты

Важность получения сертификата по окончании обучение отметили 41% опрошенных, в то же время немногим менее 38% респондентов отметили, что им важнее знания и полученный опыт прежде всего, нежели получение сертификата установленного образца. Для каждого пятого участника опроса получение сертификата по окончании обучения не так важно.

Max Plenza: Как повлиял кризис в России на сферу детейлинга в 22/23 году?

ТОП 10 навыков, которые хотели бы приобрести учащиеся после окончания курса (в порядке значимости по убыванию):

1. Работа с лекалами

2. Техника и лайфхаки по бронированию стекол

3. Умение заполировывать царапины

4. Умение придать гладкий и блестящий вид кузову

5. Работа с гелем. Нанесение нужного количества

6. Навык резки плёнки при оклейке фар и стекол

7. Обучение навыкам тонировки

8. Антихром

9. Тонкости работы с электроникой и экранами

10. Особенности детейлинга в зимний период

Выводы

За последние два года, в наше непростое время, рынок детейлинга не стал менее привлекательным, все достаточно стабильно. Стоит отметить, что владельцев новых европейских авто ожидаемо стало меньше, все больше тех, кто больше сохраняет те автомобили, которые были куплены в до кризисные время. В настоящий момент, происходит переориентирование в сторону азиатского рынка (преимущественно премиум) автомобили. Все больше и больше становятся востребованы услуги по оклейке защитными пленками. Владельцы бизнеса все меньше отдают предпочтение материалам именитых американских брендов, переходя на аналоги высокого качества, но за приемлемые деньги (выбор действительно есть).

Кадрового дефицита не наблюдается, однако владельцы бизнеса все так же привлекает внештатных мастеров. Больше половины опрошенных планирует пройти обучение. Отрасль детейлинга все так же востребована и продолжит свое развитие в будущем.

с Уважением,

44
1 комментарий

По объёму денег скоро детейлинг обгонит любой тюнинг )

1
Ответить