Трое за ноутбуком: чем на самом деле различаются между собой писательство, журналистика и копирайтинг

Трое за ноутбуком: чем на самом деле различаются между собой писательство, журналистика и копирайтинг

Многие люди ещё со времен появления первого Microsoft Office Word поняли, насколько эта программа упростило написание любых текстов, статей и даже целых книг. Ну а появление через пару десятилетий первых хоть сколь-то живущих без розетки ноутбуков, неспособных потянуть ничего сложнее Doom, окончательно закрепило за портативными устройствами статус рабочих лошадок. И ещё до тех пор, как программисты выселили всех кофеманов из старбакса, люди, печатавшие что-либо, слились в одно целое. И теперь у многих людей, не знакомых с рынком фриланса, может возникнуть недопонимание: кто все эти копирайтеры, журналисты и писатели, и чем они друг от друга вообще отличаются?

Трое за ноутбуком: чем на самом деле различаются между собой писательство, журналистика и копирайтинг

Главное, и пожалуй, наиболее заметное отличие видно при сравнении журналистики с писательством: они специализируются на написании принципиально разных текстов. Писательство, а точнее литература, занимается написанием текстов жанра художественной литературы (курс русского языка за 7 класс). В то же время тексы журналистов относится в большинстве своем к жанру публицистической литературы (реже научной или официально-деловой). Главный смысл художественного текста — донести до читателя мысль автора, передать ему свое восприятие мира и эпохи. Главная же задача публицистических текстов — произвести на читателя впечатление, которое расширило бы его восприятие темы и открыло ему новые точки зрения на самые актуальные проблемы.

Но чем же тогда отличается журналистика от копирайтинга? Ведь второй также в большинстве своем специализируется на написании продающих текстов, рекламы и постов в социальных сетях, своего рода тоже публицистической литературы. Получается, они равнозначны?

Нет конечно. Они разительно отличаются своей необходимой архитектурой текста.

Главная задача копирайтинга в привычном его понимании заключается в создании маркетинговых тексов. Они привязаны к чему-то конкретному, к компании, к её продукту, который она хочет вам продать. Единственное, зачем этот текст должен быть прочитан, заключается создание у человека четких логических цепочек, приводящих к заранее продуманному результату — продаже.

Журналистика имеет же в корне другой подход, и она значительно ближе к литературе, чем копирайтинг. Её главная цель, чтобы вы не просто прочитали этот текст, а чтобы вы его запомнили, обдумали, процитировали, осудили, похвалили, возмутились — главное, чтобы вы не остались равнодушным. Ведь не заинтересовав читателя одной статьёй, вторая от тех же авторов его вряд ли заинтересует. А поскольку в журналистике не всегда есть добрый заказчик, который оплатит твой труд, приходится удерживать аудиторию всеми возможными способами, иначе она уйдет и не вернется, и у вас не будет ни доходов с рекламы, ни заказов рекламных статей, а провайдер сервера и типография бесплатно работать не будут.

Именно поэтому существуют столько изданий, раз разом пишущих какую-то ересь, нескрываемую пропаганду или пустые статьи с громкими заголовками. Насколько негативными не были эмоции от прочтения и комментарии под статьёй, люди запомнят это и не пройдут мимо. Сложится ожидаемое впечатление: людям будет интересно не то, что вы написали, а то, насколько же плохо в этот раз вы побились головой об клавиатуру.

Именно это и приносит им огромные доходы от рекламы и проплаченных статей, что и породило огромный кризис в журналистике. Но, как и во все времена, есть люди, пишущие не ради денег, а ради идеи, правды или просто честно о новостях. Они точно так же запоминаются у людей в головах, но уже с более приятными впечатлениями, и в следующий раз они пойдут не листать однотипные новости из рекомендаций Google Chrom-а, а пройдут по ссылочке из закладок на их блог и посмотрят, не выложили они что-нибудь интересное для них.

Начать дискуссию