Почему дизайнер это не художник? Насколько важно дизайнеру умение рисовать?

Почему дизайнер это не художник? Насколько важно дизайнеру умение рисовать?

В мире искусства часто возникают споры о том, насколько тесно связаны дизайн и искусство, и неоднократно поднимается вопрос о том, являются ли дизайнеры художниками. Дизайн — это не просто искусство, а дизайнеры — не просто художники. В этой статье я изложу свою точку зрения на этот вопрос и объясню, почему дизайн следует рассматривать как отдельную дисциплину, не имеющую прямого отношения к прикладным искусствам.

Почему дизайнеров считают художниками?

В истории развития графического дизайна роли художников и архитекторов тесно переплетались. В те времена, когда понятия «графический дизайнер» еще не существовало, прикладной графикой занимались творческие люди, которые овладевали своим искусством, преодолевая границы художественных дисциплин. Неудивительно, что сегодня мы считаем многих из них художниками, но важно различать эти роли в историческом контексте.

Прошлое, к которому мы обращаемся, показывает, что художники и архитекторы положительно повлияли на развитие прикладной графики. Уильям Моррис, известный своим вкладом в дизайн шрифтов и водяных знаков, трансформировал свои художественные таланты в организацию издательского бизнеса. Анри Ван де Вельде объединил в себе качества архитектора и дизайнера, когда работал над проектом визуальной идентификации для компании по производству продуктов питания.

Важно отметить, что даже не имея формального образования в области графического дизайна, эти творческие личности обладали уникальным опытом и талантом успешно воплощать идеи в графических работах. Однако сегодня мир графического дизайна более специализирован и требует систематической подготовки, внимания к технологическим инновациям и понимания потребностей современной аудитории.

Таким образом, хотя некоторые известные художники прошлого успешно реализовывали свои идеи в графическом дизайне, современные требования и спецификации профессии сделали графический дизайн уникальным и независимым, четко отделив его от понятия «художник».

Почему дизайнер это не художник?

Определяя границу между художником и дизайнером, важно сначала разделить цели и методы их творческого процесса. Первый и, пожалуй, самый важный момент, который отделяет дизайнера от художника, — это характер работы. Художник стремится создать произведение, отражающее его собственное мировоззрение, эмоции и переживания. Его задача — нести идеи, воплощать свои внутренние чувства и социальные взгляды. Работы художника носят глобальный характер и являются своеобразной летописью времени и внутренней жизни художника.

Дизайнер же сталкивается с конкретной задачей, поставленной заказчиком, и работает над решением этой практической проблемы. Дизайнер сосредоточен не на собственных душевных терзаниях, а на решении конкретной проблемы клиента. Дизайнеры обладают прагматичным мышлением и способностью применять холодный расчет в творческом процессе.

Важное отличие заключается в том, что дизайн — это форма с функцией, призванная решить конкретную задачу, в то время как искусство — это выражение чувств, идей и внутреннего мира художника. Дизайн же, напротив, ориентирован на результат и решение проблем, воплощая идеи в функциональные продукты и среду. Стоит также отметить методы работы. Если художники следуют своим творческим импульсам и часто полагаются на вдохновение, то дизайнеры полагаются на холодный расчет и стремятся к практическим результатам. Если в области искусства высоко ценятся талант и вдохновение, то в области дизайна ключевыми являются прагматизм, нестандартные решения и глубокое понимание бизнес-среды клиента.

Мы используем художественные методы визуализации мышления и процесса, но, в отличие от художников, не представляем свой взгляд на мир, а решаем проблемы клиента. Мы можем успешно действовать, когда нас ограничивают, но мы ненавидим компромисс. Дизайн-проект успешен — а успех и есть истинная мера качества, — когда он не только искусство, но и решение насущной задачи.

Майк Мантейро в книге «Дизайн — это работа»

Наконец, важно понимать, что дизайн — это не просто украшение, а процесс проектирования, который охватывает не только внешний вид продукта, но и его функциональность. В нашей стране дизайн, как правило, ограничивается декоративными элементами, но настоящие профессионалы в этой области стремятся создавать продукты, которые не только хорошо выглядят, но и функциональны, учитывая потребности и цели своих клиентов.

Таким образом, хотя в некоторых случаях художники и дизайнеры могут использовать схожие художественные приемы, их цели, задачи и методы работы явно отличаются. Дизайнеры — рациональные стратеги, стремящиеся решить конкретные задачи, а художники — поэты, выражающие свой внутренний мир и эмоции.

Важно ли дизайнеру умение рисовать?

В контексте дизайна умение рисовать — это полезный инструмент, но не основной навык, определяющий успех в профессии. Дизайнеры не обязаны создавать работы в стиле художника, от них не требуется владение цветом или мастерство в написании натюрмортов. Самый важный аспект работы дизайнера — умение находить творческие решения конкретных задач, поставленных клиентом. Умение делать наброски карандашом, хотя и добавляет эстетический элемент в процесс, в первую очередь способствует развитию воображения и улучшает восприятие созданного решения. Однако требовать дизайнера нарисовать натюрморты — вовсе неправильно.

Важно понимать, что в центре дизайнерской деятельности всегда находятся люди — будущие пользователи продукта или услуги. Задача дизайнера — удовлетворить потребности и ожидания пользователей, создавая удобные, функциональные и эстетически привлекательные продукты. Решения, предлагаемые дизайнерами, должны быть направлены на решение конкретной проблемы и удовлетворение потребностей целевого пользователя.

В заключение данной статьи подчеркивается, что все задачи, поставленные перед дизайнером заказчиком, имеют своей сутью удовлетворение потребностей пользователя. Поэтому дизайн создается не ради дизайна, а должен служить практической цели, принося пользу и комфорт конечному пользователю. Умение рисовать, хотя и полезно, но не является основным критерием успеха дизайнера. Напротив, гораздо важнее сосредоточиться на решении проблем и удовлетворении потребностей конечного пользователя продукта.

Мнение экспертов данной деятельности

Сергей Пономаренко
преподаватель Института искусств в СПбГУ, ИТМО (ЛИМТУ)

Когда-то корреспондент сайта Университета ИТМО прислал мне вопрос «Чтобы стать графическим дизайнером, нужно ли иметь художественное образование?» В общем случае –нет. В узких конкретных случаях – да.

Почему для области графического дизайна не обязательно умение рисовать?

1. Дизайн – это наведение функционального порядка по законам красоты (моё личное определение, было опубликовано в каталоге одной из выставок «Знак»). Другими словами, до начала работы в распоряжении дизайнера все элементы уже в наличии (тексты, знаки, шрифты, фотографии и т. д., предоставленные заказчиком), нужно только грамотно и эстетически убедительно их скомпоновать.

2. К настоящему моменту накоплен огромный багаж готовых графических элементов, которые можно (непосредственно или изменив) использовать в своей работе. Опубликованы тысячи книг, доступны сотни тысяч интернет-сайтов с образцами дизайна всех видов и направлений. 3. Эпоха компьютерных технологий сильно упростила доступность входного билета в область графического дизайна.

Тем не менее: что нужно для обучения графическому дизайну?

1. Желание и упорство, потому что быстро овладеть навыками невозможно. Профессионализм и репутация дизайнера зарабатываются долго.

2. Компьютерная грамотность и владение обширным комплексом программного обеспечения, а также элементами программирования, если речь идет о web-разработках.

3. Определенные склонности к творчеству. Интерес к предметной области и стремление непрерывно совершенствоваться.

4. Из конкретных качеств графическому дизайнеру, в первую очередь, необходимы: понимание целого и чувство гармоничных интервалов. Вся остальная алгебра композиции строится на этом.

Графический дизайнер – профессия чрезвычайно комплексная, в ней могут найти применение самые неожиданные свойства личности, способности и умения. Поэтому если область графического дизайна вызывает искренний интерес, стоит начать на любом исходном уровне! Дизайнер, дерзай!"

Михаил Степанов
кандидат философских наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД; с. н. с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

Должен ли дизайнер уметь рисовать? А о каком дизайнере идёт речь? Дизайн может и не предполагать умения рисовать, допустим, саунд-дизайн. Но дизайн в любом случае предполагает создание образа, в этом заключается близость дизайнера и художника. Таким образом, вопрос вынесенный в название статьи следует задать иначе: нужно ли дизайнеру воображать? И что это за воображение, если дело воображения – искусство? В этом случае вопрос о некотором механическом навыке или насмотренности (наслушенности) отпадает, поскольку вопрос уже ставится о самой способности связывания идеи и эмпирического материала, будь то краски, карандаши и бумага или звук и среда. Эта загадочная способность воображения, которая «есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть», как считал Иммануил Кант, позволяет сырую материю осмыслить, то есть придать ей смысл и форму. Эстетическое придание смысла изделию, так можно было бы определить деятельность дизайнера, который проектирует, учитывая как утилитарную необходимость материальную ограниченность, так и чувственные (эстетические) восприятия конечного пользователя.

Исходя из этого, мне представляется непродуктивно и недальновидно делить дизайнеров на «коренных», то есть умеющих рисовать и зачастую имеющих соответствующий диплом, и «пришлых», то есть тех, кто не придает этому особого значения или банально не владеющий техникой рисунка. Способность мыслить образами и «говорить» ими, вот что, на мой взгляд, должен уметь дизайнер. И образы эти уже зачастую типовые и технологизированные, что уже отличает художника и дизайнера. Медиа-археолог Зигфрид Цилинский определял проектную деятельность дизайнера как «набрасывать и выявлять», в этом её специфичность – делать набросок, выдумывать и выявлять, выбирать из готового, соединять эти две практики в единичную вещь, которая станет типовой и массовой.

Важно ли дизайнеру умение рисовать? Дизайнер = художник?
Дизайнер обязан уметь рисовать. Более того, должен владеть умением рисовать красками.
Дизайнер не обязан уметь рисовать красками, но обязан уметь делать наброски карандашом.
Дизайнер не обязан уметь рисовать, но умение рисовать абсолютный плюс для него.
Дизайнер не обязан уметь рисовать, ведь толку от этого для него нет.

Статья Арифа Адыгёзалова для GraphX

11
24 комментария

я бы тыкнул в опросе на "Дизайнер никому ничего не должен")))

2
Ответить

Lol. Как раз должен ) с учетом ТЗ и правок заказчика.

Ответить

Интересный обзор исторического контекста, показывающего, как эволюционировало восприятие дизайна и художественной графики

2
Ответить

"Почему дизайнер это не художник? Насколько важно дизайнеру умение рисовать?"

Навыки рисования включают в себя большую базу знаний (композиция, свет и тень, цветовая гамма, чувство объема, пространства и пропорции, да и много еще чего).

Проблема современного мира как раз заключается в том, что 99% людей называющих себя дизайнерами не умеют рисовать и ничего не знают об основах этого самого рисования. Посмотрите на архитектуру 18-19 веков и сравните её с убогими и примитивными асимметричными коробками и вам станет ясно, что никакой компьютерный софт в полной мере не может собой заменить традиционную школу рисования и черчения от руки. Человек умеющий рисовать просто берет и рисует от руки любую даже очень сложную форму не тратя на это много времени, тогда как дизайнер или архитектор не умеющий рисовать довольствуется лишь базовым набором примитивных геометрических фигур. Поэтому то мы сегодня и наблюдаем то, что наблюдаем, так называемый минимализм во многом обусловлен именно тем, что большое количество дизайнеров не умеет рисовать, а инструментарий в компьютерной программе очень ограничен. Да и с идеями у современных дизайнеров тоже проблемы, основная часть собственных идей не имеет, кто то один что то сделал, а тысяча других тупо взяли и повторили в силу своего умения и понимания.

Иными словами, навык рисования очень важен и этот навык останется у вас, даже если завтра дернут рубильник и все компьютеры вырубятся, вы как дизайнер/архитектор продолжите существовать.

1
Ответить

Я по образованию художник-мастер, преподаватель. На данный момент работаю дизайнером уже более 9 лет. И всё ещё прекрасно помню какие макеты я делал в начале своего дизайнерского пути. Они были ужасны. Они были лучше чем у тех кто начинал без художественной базы? Нет. И чтобы научиться делать хорошие макеты я потратил ещё несколько лет.

Мораль сей басни такова, нет профита от худ. навыков. Единственное когда мне это пригождалось - когда я делал иллюстрации, что уже не является обязанностью граф. дизайнера, он может их делать, но, я бы не назвал это обязательным пунктом.

Поэтому звучит всё это хорошо в теории, мол композиция, цветоведение. А по факту в итоге нифига это не даёт профита, всё приходится изучать по другому. Композиция в живописи и композиция в дизайне это абсолютно разные темы. Это как сказать что пилот самолёта обязан уметь водить автомобиль. Нет, не обязан. И то и другое - управлять транспортным средством, но это абсолютно разные дела и знания и навыки там абсолютно разные, хоть и звучит как "ну там руль и там руль".

2
Ответить

Не понимаю мнение о том, что дизайнеры обязаны уметь рисовать. И это мнение довольно большого количества людей связанных с искусством. С чего это вытекает, я написал в статье, да и с чего бы должна оттекать тоже. Ведь, сама идея дизайнера (возьмем графического на обсуждение) не заключается в написании натюрмортов или шедевров искусства. Если дизайнер обязан уметь рисовать, еще и красками, то чем нынче должен заниматься художник?

"Важно понимать, что в центре дизайнерской деятельности всегда находятся люди — будущие пользователи продукта или услуги. Задача дизайнера — удовлетворить потребности и ожидания пользователей, создавая удобные, функциональные и эстетически привлекательные продукты."

Суть профессии дизайнера это создавать удобство для пользователей и эстетически красиво оформить его. В настоящее время не обязательно владеть художественностью, чтобы создавать эстетический вид. А чтобы создавать удобство вовсе не нужно быть человеком творчества.

Неужели вы думаете что художник может заменить дизайнера? Ведь художник не сможет анализировать, что важно в графическом дизайне. Художнику больше важно передать его внутренний мир, чувства и т.п., тогда как дизайнер делает свою работу чтобы удовлетворить общество и создавать новые тенденции.

Художники не смогут заменить дизайнеров, как и наоборот. А рубильник и исчезновение всего цифрового, это уже сказки. Мир не стоит на месте, каждый день появляются новые профессии которые вытекают из существующих, а некоторые развиваются настолько, что вынуждены быть отдельной дисциплиной, как дизайн.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить