Что такое поведенческие факторы и почему на сайте так много ботов Biterika, Rostelecom, Megafon. Как бороться

Поведенческие боты - бич современного Рунета. С тех пор, как Яндекс стал учитывать поведение пользователей на сайтах как один из основных признаков ранжирования в выдаче, создание искусственных ботных профилей (для манипулирования ее результатами), полностью имитирующих человека - стало неизбежным.

Поведенческий бот - это программа в браузере, действующая по заранее заданному алгоритму. Бот посещает сайты, производит (или не производит, а почти сразу уходит) на них заранее прописанные в своем алгоритме действия, имеет историю просмотров в браузере, в своем профиле, собираемом рекламными системами Яндекс и Гугл, а также список предпочтений и свой уникальный слепок - Fingerprint.

Оригинал статьи вы найдете на сайте antiddos24.ru
Оригинал статьи вы найдете на сайте antiddos24.ru

Что такое Fingerprint

Фингерпринт (отпечаток браузера) - уникальный для каждого устройства набор конфигурации браузера, операционной системы, шрифтов, параметров экрана, программного и аппаратного обеспечения, позволяющий системам аналитики с почти 100% точностью отслеживать пользователей. Активно используется рекламными системами для определения предпочтений пользователей для того, чтобы показывать им рекламу на основе их предпочтений. Вы можете убедиться в том, что Гугл и Яндекс знают о вас слишком многое, просто зайдя в свой аккаунт. Там и пол, возраст, ваши интересы и прочая конфиденциальная информация.

Стоит вам где-то указать ваши реальные данные (например, в службе доставке еды, покупках в интернет-магазинах или маркетплейсах) - как ваш уникальный идентификатор перестает быть анонимным, и теперь полностью привязан к вашей реальной личности.

Для чего поведенческие боты заходят на сайт и сразу уходят

Поведенческие боты посещают сайты по спискам (которые формируются на основе выдачи поисковых систем по тем или иным поисковым запросам) именно для того, чтобы в базах данных того же Яндекса их профиль ничем не отличался от профиля реального человека. Для того, чтобы в дальнейшем использоваться для манипулирования результатами поисковой выдачи Яндекса.

Отличать поведенческого бота от человека Яндекс так и не научился (вернее, не хочет учиться, поисковую систему полностью устраивает рост трафика, рекламной выручки от того, что боты в том числе нажимают на сайтах на блоки рекламной системы Яндекса, РСЯ). Да и инвесторы довольны. Все показатели растут, курс акций постоянно обновляет максимумы. Ну а до потерянных рекламодателями денег в Яндекс Директ в обмен на пустые клики ботов никому нет дела. Принесут еще, куда он денутся. Комиссия за клик списывается в момент клика.

Так что с точки зрения Яндекса все боты - это люди. А кто не согласен - может пожаловаться в Спортлото.

Именно поэтому на вашем сайте такое огромное количество прямых заходов. Не потому, что он такой популярный и люди на него ходят круглосуточно, на одни и те же страницы (как правило - на главную). Не стоит тешить себя иллюзиями.

Если бы это были реальные посетители, они бы не уходили ровно через 15 секунд.

Что такое поведенческие факторы и почему на сайте так много ботов Biterika, Rostelecom, Megafon. Как бороться

Либо сразу, что записывается в Яндекс метрике как отказ. А потому, что поведенческому боту нужна только запись о посещении вашего сайта (и сотен других) в системах отслеживания Яндекса.

Как владельцы ботоферм зарабатывают на поведенческих ботах

Именно после нагула профиля бот становится человеком с точки зрения Яндекса. И вот здесь наступает тот самый момент, когда владелец бота (ботофермы с тысячами, десятками тысяч подобных ботов) начинает зарабатывать деньги.

Он просто продает своих ботов тем владельцам сайтов, специалистам по поисковому продвижению (специалистам по SEO, в простонародье - сеошникам), которые хотят улучшить позиции продвигаемых сайтов в поисковых системах.

Заказав продвижение поведенческими ботами, владелец сайта получает "целевые" переходы на свой сайт с поисковых систем. Эти же боты, которые ухудшали вам поведенческие факторы, давая повышенный процент отказа, теперь заходят в Яндекс, вводят в строке запроса продвигаемую фразу, находят в выдаче Яндекса продвигаемый сайт, и переходят на него.

Только на этот раз они не уходят с него через 15 секунд.

Здесь уже программа действует по другому алгоритму. Бот-человек переходит на сайт и совершает все те действия, которые совершает заинтересованный посетитель, заинтересованный покупатель. Листает страницы, перемещает мышку, переходит в корзину интернет-магазина, производит прочие человеко-реальные действия на сайте. И задерживается на нем столько, сколько в среднем задерживается реальный посетитель.

Также бот может предварительно заходить на другие сайты из поисковой выдачи, и тут-же их закрывать, возвращаясь обратно в выдачу. Всячески показывая Яндексу, что на этих сайтах интересующий его контент, интересующая его информация не найдена.

После чего уже переходит на продвигаемый сайт, и задерживается именно на нем.

И с точки зрения поисковой системы - это реальный заинтересованный посетитель, который именно на этом сайте нашел именно то, что ему нужно. И чем больше таких заинтересованных посетителей - тем сильнее сигнал для поисковой системы - именно этот сайт по этому поисковому запросу нужно показывать выше в результатах поиска. Потому что именно на нем посетители находят интересующую их информацию по заданному ключевому слову.

Все, ну или почти все сайты, которые вы видите в ТОПах поисковых систем в коммерческих тематиках - используют накрутку поведенческими ботами. Да, SEO специалисты, маркетологи могут бить себя пяткой в грудь и говорить что они не такие. Но знайте - они врут. Ну или как минимум - не договаривают. Во многих коммерческих нишах только накруткой поведенческих факторов можно получать поисковый трафик из Яндекса.

Большой процент отказов на моем сайте - это заказ конкурентов?

И да, и нет.

Напрямую насылать ботов, увеличивающих процент отказов именно на вашем сайте - почти никто не будет. Это поведенческие боты делают и так, когда нагуливают свой профиль. Также, опосредованно, ваши поведенческие факторы портятся именно тогда, когда ваши конкуренты заказали себе накрутку. Боты зайдут и к вам, и сразу же закроют ваш сайт. Или уйдут с него через 15 секунд, чтобы Яндекс пометил себе, что ваш сайт не интересен посетителям.

Т.е. понижает ваш сайт в выдаче не конкретный конкурент, а все сообщество ваших конкурентов, которое использует поведенческих ботов для своего собственного продвижение.

И только вы, как самый правильный и честный, сидите со своим никому не интересным сайтом, пьете от горя по вечерам пиво, жалуетесь на жизнь, и грустно смотрите на более удачливых коллег-конкурентов.

Только они делают бизнес, а вы... и без денег, и без посетителей.

Что такое поведенческие факторы и почему на сайте так много ботов Biterika, Rostelecom, Megafon. Как бороться

Переходы c Biterika, Rostelecom, Megafon

Для нагула поведенческих ботов нужно огромное (сотни, тысячи) количество свободных айпи адресов (прокси), которые можно взять в аренду у тех, кто предоставляет такой сервис. Это как специализированные хостинги, наподобие Biterika, так и мобильные операторы и интернет-провайдеры. Наиболее массовые из них - Rostelecom и Megafon. Но именно Ростелекомом и Мегафоном список не ограничивается. Также несомненным плюсом для владельцев ботоферм является то, что заблокировать провайдеров вы не сможете - потеряете и реальных посетителей. Подсетей, из которых приходят поведенческие боты - десятки, а то и сотни.

Что делать? Как бороться с негативными поведенческими факторами

Насчет того, чтобы не отставать от коллектива - ну вы и сами поняли.

А поведенческих ботов - нужно заблокировать. При этом это нужно сделать аккуратно, так, чтобы не наблокировать реальных посетителей и хороших ботов (ботов поисковых систем).

Окончание статьи, а также другие материалы по поведенческим факторам, вы найдете на сайте antiddos24.ru

22
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Все зависит от того, подделан реферер или нет. Ботов качают в том числе и переходами с яндекс выдачи.
Если думаете что поддельный, в клауде есть проверка на реферер, просто поставьте проверку если referer no contain yandex.ru

Ответить

И как бороться с ботами? Перейти на Ваш сайт?)

Ответить

Ну хотите, перейдите. Там полно практических кейсов, а не только перегон воздуха, как в той вашей статье, на которой мы с вами и познакомились.

Ответить