За 3 месяца - от обмана со стороны “респектабельного” клиента до победы в центральноевропейском конкурсе

- История проекта нижегородского дизайнера интерьеров Любови Мамошкиной, которая удивила, кажется, всех участников рынка

Любовь Мамошкина
Дизайнер интерьеров

- Впервые я решила рассказать эту историю месяца три назад - когда, казалось, хэппи-энд в ней уже невозможен - делится Любовь. - Посоветовалась с коллегами-дизайнерами и те уверили, что надо эту тему обязательно предавать огласке. Негодование вызвало в основном не поведение клиента, а поступки со стороны салона плитки и интерьера, который решил заработать на стойком желании моего клиента сэкономить.

- Салон предложил цену ниже?

Дизайнер старается удерживаться от эмоций, и для ее типа - мягкого, приятного человека быстро понимаешь, что даже небольшое волнение - уже событие.

В Нижнем Новгороде два ВУЗа - Иняз и Строительный - в смысле “воспитания” работающие как своего рода “продолжение школы”. Их выпускники еще долго после окончания напоминают “отличников, старающихся быть отличниками”. Они слишком очевидно ждут одобрения, чтобы этим не пользовались люди, особенно с подготовкой в “реальном бизнесе”, где самостоятельные участники склонны применить все методы, до которых в состоянии дотянуться, “чтобы закрыть свой вопрос”.

- Или клиент сам перебежал?
- Скорее сам. Чтобы ты мог правильно оценить события: этот заказчик уже один раз покупал проект у меня. И никаких проблем не возникло - ни с оплатой, ни с приемкой проекта. По всему было видно, что с деньгами у этой семьи вопросов нет. И второй - то есть этот, о котором пойдет речь - проект начался несколько эйфорически.
- Заказчик все принял и заявил о готовности быстро внести оплату?
- Именно так. Кроме того, все обсуждения велись в крайне дружеской манере. Даже, я бы сказала, “с перебором”.
- И тебя это не насторожило?

За 3 месяца - от обмана со стороны “респектабельного” клиента до победы в центральноевропейском конкурсе

- Несколько, конечно, насторожило. Но я сразу настроилась на то, чтобы этот проект подавать конкурсной работой на большой конкурс, а сама по себе готовность участия в конкурсе - где ты может получишь приз, а может нет - это уже имеет оттенок “веры в чудо”, как покупка лотерейного билета. Конечно, вероятность много выше, профессионализм значит много больше, но в смысле состояния восприятия акценты смещаются.

Новый глянец, который обскакал свой печатный прообраз
В создании гламурных картинок и ориентации на наиболее лояльную к ним соцсеть - Instagram - дизайнерам интерьеров, большинство из которых - девушки - мало равных. Когда-то целые штаты глянцевых журналов трудились над “огламуриваением” пары-тройки “звезд” на один город-милионник. Сегодня дизайнеры, работающие как самозанятые или как мини-агентства, производят картин красивой жизни куда больше, нередко делая это собственными силами и средствами, либо с минимальным числом помощников. Лента моей собеседницы в этой графической соцсети скорее смещена от стандарта “лучших образцов среднерусского гламура” в направлении балтийского или скандинавского стиля мировосприятия. Но, тем не менее, даже фотография профиля уже даст фору любой глянцевой обложке времен “нулевых”.

- Что обидно: я в открытую сказала, что буду этот проект выставлять на большой конкурс. Сказала, естественно, надеясь на доверие. И они “подливали масло в огонь”, всячески демонстрируя, что нет и не может быть вопросов ни к элементам проекта, ни к расценкам. И еще до какой-либо оплаты я их снабдила списком используемых материалов и расценками на них.
- И тут вдруг любезность как рукой сняло?
- Нет, они просто как бы "пропали", будто заняты все время. А надо отметить, что я и не собиралась, несмотря на “демонстрацию всяческой готовности к щедрости” со стороны этого заказчика как-то завышать проект в цене. Мой личный интерес был именно выставить его на конкурс, который проводит очень известная польская фабрика по производству дизайнерской керамической плитки. Потому что там предполагалась не только зарубежная поездка и премия, но и, что для меня важнее, публикации в известных европейских дизайнерских медиа, стажировки с очень именитыми в этой профессиональной области персонами. Что означает совсем новый виток в карьере, возможность предъявлять свои проекты изначально с других позиций. Я вкладывалась именно в это.

За 3 месяца - от обмана со стороны “респектабельного” клиента до победы в центральноевропейском конкурсе

И тут клиент внезапно “исчезает”, а из салона, с которым я когда-то сотрудничала - “МиоКерамика” внезапно начинает названивать менеджер и “окольными путями” интересоваться деталями по моему проекту. Какое количество материалов, какие именно. Целая серия разговоров была с этим салоном, в результате которых я сначала выяснила, что клиент пришел к ним с моим проектом и с ценами. И очень настойчиво попросил найти все те же материалы, но дешевле. А салон, как я потом выяснила, чтобы заполучить такого важного заказчика - несколько занизил цены на этот товар и…

- А тот, как выяснилось, под елейные разговоры, только и готовился, чтобы перебежать, как только получит цифры о материалах?

- Теперь понятно, что да. В общем-то для меня не впервой сталкиваться с “неспортивным поведением”. Я делала проект одному из бывших мэров, которого обвиняли в криминальных связях. И договор оказался составлен так, что я едва, по результатам работ, сама не оказалась должна крупные суммы. Заказчики бывают разные.

Тут важен вопрос салона - потому что многие коллеги-дизайнеры со мной согласились, что оставлять эту историю просто так нельзя.

Я раньше там работала. Салон этот, понятно, теперь со мной работать не будет. Но как он надеется взаимодействовать теперь с другими дизайнерами? Мы же все общаемся. Кто будет, после того, что они сделали, рисковать?

- Так в чем именно заключалась “неспортивность” с их стороны? Демпингом перехватили заказчика?

- Не только в этом. В том, как все было обставлено.
Сначала я получила от них уверения в том, что они знают, что мой проект конкурсный и “они меня не оставят”.

- А потом они тоже исчезли?

- Эти не исчезнут, им же надо отвечать на звонки, в надежде на другие заказы. Сначала тянули время, отвечая невразумительное. Когда я начинаю понимать, что ситуация, судя по прошедшему времени и “пропаже” заказчика, принимает совсем другой оборот, начинаю спрашивать с “МиоКерамики” более резко, и те говорят, что вопрос решает только руководитель, а он в отъезде. А потом старший менеджер все-таки признается, что и заказ и проект они по факту увели, но - вот это очень выдающийся момент - просят войти в положение, потому что времена сейчас сложные, а салону нужно содержать несколько торговых точек и склад. Это очень непросто, и такой заказ для них крайне важен.

С наступлением сложных экономических обстоятельств ситуация быстро откатилась к “дикой” борьбе за клиента, более характерной для сегментов рынка с гораздо менее уникальным товаром - таких, как у “перекупов” авто.

- “Пожалейте нас”, отлично. “Мы вас кинули, а вы пожалейте”. Особенности национальной этики.
- И в итоге я узнаю, что даже слова о “не оставим” оказываются пустышкой и никакую комиссию ни в какой форме никто платить не собирается.
- И тут ты понимаешь, что в ситуации поставлена точка?
- Признаюсь, я несколько “обиделась на сам факт конкурса” - потому что “из-за него” у меня было менее критичное отношение к моментам со стороны заказчика.
- Еще в копилку науки о человеческом поведении.
- Я даже не хотела обсуждать тему конкурса больше. Но оказалось, что организаторы, которые узнали о проблеме от салона, в котором я первоначально собиралась закупать материал, приняли в этой теме самое прямое участие. Салон же зависит от поставок, и у них есть рычаги давления, со своей стороны. А им, получается, тоже сорвали одну из конкурсных работ “в реальном интерьере”.
- То есть за справедливостью все же стоит скорее в Европу?
- Справедливость произошла в той форме, что из-за сложностей с поставками им пришлось подбирать другие похожие материалы, что означает потери либо в качестве проекта, либо в сроках и цене. Со всеми своими игрищами этот заказчик все равно в итоге потратил не меньшую сумму.
- Но по дороге к ней весь извертелся змеёй. Может, этого он втайне и хотел. Самореализоваться как “супер-манипулятор”.
- За свои деньги.
- И за своё время. Которое еще дороже.

За 3 месяца - от обмана со стороны “респектабельного” клиента до победы в центральноевропейском конкурсе

- И вот буквально на днях появляется публикация сотрудника польской компании, о том, что мой проект, - пусть и оказался не реализован именно мной “в камне” - один из победителей. У этого конкурса несколько партнеров, и вот, по линии одного из них, вышло очень удачное стилистическое и конструктивное попадание. Это я могу предполагать. Оценивало жюри из европейских дизайнеров, и важно, что это не некий утешительный приз, а самая настоящая победа.

- Премию дадут?

- Тут важны не столько деньги, а, как я рассказывала, возможность “повышения квалификации” - выхода на другой профессиональный и статусный уровень, что прямо влияет на цену проектов. Публикации, которые можно использовать в собственной рекламе.

- А из приятного - поездка в Польшу?

- Не просто поездка, там прием в одном из роскошных отелей. И это не ритуальное мероприятие, а встреча с крутыми профессионалами.

- В обстановке, максимально приближенной к дворцовой.

- Современные отели такого уровня это лучше чем дворцы - роскошь соответствующая, а вертится все не только вокруг одной личности.

За 3 месяца - от обмана со стороны “респектабельного” клиента до победы в центральноевропейском конкурсе

- Поздравляю с заслуженным успехом, пусть он и стоил не только недель работы, но и месяцев вот этих нервов. Зато теперь ты - одна из нижегородских дизайнеров, по-настоящему вышедших на международный уровень.

- Спасибо.

Начать дискуссию