Дробление бизнеса: что и как проверяют

Тема дробления бизнеса стала особенно актуальной с ростом внимания налоговых органов к схемам, связанным с искусственным снижением налоговой нагрузки. Многие предприниматели, рассчитывая снизить издержки, не всегда осознают все возможные риски, к которым могут привести подобные методы оптимизации. В этой статье мы рассмотрим, что такое дробление бизнеса, какие признаки и схемы вызывают подозрение у налоговых органов, какими методами контролирующие органы проводят проверки, а также разберем судебные кейсы и определим порядок расчета доначислений.

Что такое дробление бизнеса и его причины

С июля 2024 понятие дробления бизнеса закреплено в ст.6 НК РФ.

Простым языком, дробление бизнеса — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими лицами, под контролем одних и тех же лиц, направленное на занижение сумм налогов.

Основные мотивы, побуждающие компании использовать схемы дробления бизнеса, включают:

  • Оптимизация налоговой нагрузки: использование упрощенной системы налогообложения или патентной системы, в которых применяются более низкие ставки налога.
  • Выполнение критериев для резидента ОЭЗ (например, Сколково): дробление помогает формально выполнить критерии для приобретения статуса резидента.
  • Исключение из-под действия норм, регламентирующих крупный бизнес: таким образом можно избегать выполнения требований по отчетности и упрощать ведение документации.

Незаконное дробление может привести к крупным доначислениям налогов, штрафам и пеням, а также к уголовной ответственности для ответственных лиц. Компании, уличенные в уклонении от налогов через незаконное дробление, могут быть принудительно лишены права на применение льготных налоговых режимов.

Однако, не каждое дробление бизнеса незаконное. Бизнес может быть разделен для увеличения доли рынка, роста продаж, открытия новых направлений деятельности, сокращения расходов, иных целей. Такое дробление вполне законно.

Дробление незаконно только, если основная или единственная цель его - снижение налогов.

Поэтому, дробя бизнес, предпринимателям следует брать за основу деловую цель. Это существенно снизит риски претензий со стороны налогового органа.

Больше информации по налогам, финансам, развитию бизнеса в Телеграм

17 признаков дробления бизнеса

Управление налоговой службы регулярно анализирует и структурирует судебную практику, в том числе по дроблению бизнеса. Полученная информация передается в региональные налоговые органы в качестве инструкций, что и как проверять для целей получения доказательств незаконного дробления бизнеса.

Одной из таких инструкций является письмо ФНС России от 11.08.2017 №СА-4-7/15895, в котором перечислены 17 признаков дробления бизнеса.

В частности:

  • Разделение единого производственного процесса.
  • Уменьшение или не изменение налогов при росте бизнеса.
  • Контроль всех участников одним лицом.
  • У всех участников один вид деятельности.
  • Участники группы созданы незадолго до разделения.
  • Участники несут друг за друга расходы.
  • Приближение к лимитам спецрежимов.
  • Отсутствие ресурсов, персонала для самостоятельной работы у одного или нескольких участников группы.
  • Единственный поставщик/покупатель у всех участников.
  • Общие логотипы, сайты, телефоны, почта, банки, офисы, склады, IP и пр.

Направления проверки и инструменты проверяющих

Направления

1. Анализ истории создания группы компаний

Внимание уделяется последовательности регистрации юридических лиц, их целям и срокам создания.

2. Установление конечного выгодоприобретателя

Определение конечного выгодоприобретателя (бенефициара) позволяет установить, управляются ли все компании единым лицом или группой лиц. Инструменты, используемые для этого, включают запросы в банки, изучение корпоративных прав и цепочек владения.

3. Анализ производственного процесса

Если компании формально делят этапы производства, но фактически их деятельность полностью координируется единым центром, это является сигналом о дроблении. Также изучаются схемы движения товаров, использование единых складов и ресурсов.

4. Анализ денежных потоков

Движение денежных средств — ключевой показатель взаимосвязи компаний.

5. Доказательства позиционирования группы на рынке как одной компании

Использование одной торговой марки, единых рекламных кампаний и логотипов дает повод считать компанию единым хозяйствующим субъектом, даже при наличии формального разделения на юридические лица.

6. Оценка приближения к лимитам применения спецрежимов и льгот

Применение специальных налоговых режимов и льгот — одна из главных причин дробления бизнеса.

7. Доказательства пользования общими ресурсами

Компании в группе нередко делят офисы, склады, производственные помещения и даже сотрудников. Это позволяет сократить затраты, но также свидетельствует об отсутствии реальной независимости между юридическими лицами. Если выявляется значительное использование общих ресурсов, это может рассматриваться как индикатор единого бизнеса.

8. Доказательства единого центра управления

Единый менеджмент свидетельствует о том, что бизнес управляется из одного источника, что фактически превращает формально независимые компании в один экономический субъект.

9. Анализ ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами

Если выявляются заниженные или завышенные цены, это может свидетельствовать о перераспределении прибыли в рамках группы компаний для уменьшения налогооблагаемой базы. Такие сделки часто рассматриваются как попытка искусственного распределения доходов и затрат между компаниями группы.

10. Анализ фактического ведения деятельности всеми участниками группы

Если выявляется, что компания лишь формально участвует в цепочке производства, это может быть истолковано как признак фиктивного дробления.

Инструменты

Налоговые органы используют ряд инструментов для выявления и доказательства дробления бизнеса. Основные из них включают:

  • Данные ЕГРЮЛ, МВД и других госорганов, а также банков: Проверяющие получают сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), МВД, банков и других источников, чтобы установить взаимосвязь компаний и их владельцев.
  • Допросы: Сотрудники налоговых органов опрашивают руководство и персонал компании для уточнения сведений о реальной деятельности, целях создания компаний и управления.
  • Осмотры территории, офисов, складов и документов: Проверяющие инспектируют места ведения бизнеса и документацию, чтобы убедиться, что каждая компания фактически ведет заявленную деятельность.
  • Выемка серверов и документов: Если компании подозреваются в фиктивном разделении, налоговые органы могут изъять сервера и документы для анализа внутренней корреспонденции и договорной документации.
  • Расчет сумм доначислений и штрафов: На основе выявленных нарушений проверяющие рассчитывают доначисления по налогам и начисляют штрафы, исходя из величины недоимки.
  • Контроль соблюдения условий применения спецрежимов и льгот: Проверяющие анализируют деятельность компаний, чтобы выяснить, не нарушены ли лимиты по льготам и спецрежимам, на которые заявлены претензии.
  • Пересчет цен по сделкам между взаимозависимыми лицами: Налоговые органы проверяют сделки между аффилированными компаниями, чтобы установить, соответствуют ли цены рыночным. При нарушениях доначисляются налоги.
  • Анализ сделок и документов, представленных налогоплательщиком: Проверяются договора и акты, чтобы выявить фиктивные или искусственные сделки, а также установить действительные отношения внутри группы компаний.

Сегодня налоговые органы также используют:

АСК НДС-3 — автоматизированную систему контроля НДС, отслеживающую транзакции;

Систему "Скоринг" для анализа рисков;

Анализ социальных сетей и рекламных данных, позволяющий установить взаимосвязь структур.

Эти системы позволяют быстро анализировать большие объемы данных и выявлять скрытые взаимосвязи между структурами, даже если они тщательно замаскированы.

Схемы дробления в строительной отрасли

Из моей практики, а также из анализа судебных решений я составила список наиболее распространенных схем дробления бизнеса, которые известны проверяющим.

В строительстве и смежных отраслях это:

  • клонирование управляющих МКД компаний при достижении предела спецрежима по обороту;
  • реализация застройщиков прав долевого участия в строящихся объектах через подконтрольных ИП или ООО;
  • привлечение генподрядчиков субподрядчиков, имеющих признаки "однодневок". Также использование подконтрольных субподрядчиков, которые приобретают товары (работы, услуги) у "однодневок";
  • клонирование бизнеса сетью АЗС для соблюдения критериев спецрежима;
  • разделение застройщика на несколько подконтрольных лиц для соблюдения критериев спецрежима;
  • формальное разделение оптовой и розничной торговли на 2х подконтрольных лиц.

Проверяющие органы используют методы сопоставления данных по объектам, выявление контрактов между аффилированными лицами и анализ активности субподрядных структур.

Расчет суммы доначислений

Порядок расчета выглядит таким образом:

Схема расчета суммы доначислений
Схема расчета суммы доначислений

Суммируют доходы всех лиц группы, вычтут все расходы. Определят суммы налогов по общему режиму (спецрежиму, если не будут превышены критерии применения). Из полученных сумм вычтут уже уплаченные налоги. Оставшиеся суммы - то, что будет доначислено.

Заключение

Итак, дробление бизнеса — это сложная тема, требующая взвешенного подхода и юридической грамотности. Следует помнить, что попытка оптимизации налогов через незаконное дробление может привести к серьезным последствиям. Важно оценить риски и рассмотреть законные методы налогового планирования. С учетом возрастающего внимания налоговых органов предпринимателям рекомендуется тщательно следить за соблюдением законодательства и обращаться за консультацией к специалистам.

реклама
разместить
Начать дискуссию