На что влияют корпоративные тренинги? Феномен Шакшуки

Последние 4 года моей жизни каждый день я участвую в тренингах, провожу тренинги или разрабатываю тренинги в корпоративном формате.
Кажется, во вселенной Marvel, если бы Стен Ли всё еще был живым и захотел выпустить комикс про мир корпоративного обучения, я имел бы высокие шансы стать прототипом супергероя "Человек-тренинг".
С 2020 года я наблюдал, как формируют свои ожидания участники и заказчики обучения . Кто-то хочет получить новые знания, кто-то практические инструменты, и только крохотная часть участников приходит в обучение, чтобы научиться действовать по-другому, сформировать новые умения, чтобы в будущем изменить модель своего поведения.
Хочу поделиться своими наблюдениями о том, на что действительно стоит рассчитывать заказчикам и участникам, которые выбирают тренинговый формат обучения.
Фундамент мыслей:

  • Цель обучения — изменение модели поведения человека
  • Чтобы изменить модель поведения нужно пройти шесть ступеней пирамиды автоматизации действий: область незнания, область знания, область умения, область навыка, область привычки, область поведения.
  • Взрослые люди учатся через опыт

Разберем пример:

Область незнания.

Представьте классический английский завтрак. Яйца, бекон, немного фасоли, ароматный кофе и любимая газета с запахом типографской краски.

Подкрепившись, вы откидываетесь на спинку кресла, забрасываете одну ногу на другую и с удовольствием погружаетесь в хронику текущих дней.

Неспешно прочитав новости вы берете карандаш, ведь на последней странице вашего любимого издательства увлекательный досуг - кроссворд.

В кроссворде вы с легкостью пробираетесь через вертикали и горизонтали, но вдруг одно загаданное слово ставит вас в ступор: "Яичница из арабских стан". Первая из семи букв "Ш". Вы не знаете, что это за слово, хотя хорошо знакомы с миром гастрономических изысков, поэтому в течении всего дня вы пытаетесь вспомнить или подобрать подходящий ответ.
Именно так мы обнаруживаем первую область - область незнания.

Область знания.

Слово на "Ш" не дает вам покоя, настолько, что закончив трудовой день вы направляетесь в книжную лавку, приобретаете у торговца книгу рецептов мира и вернувшись домой начинаете искать подходящий вариант.

Быстро пробежавшись по книге вы натыкаетесь на рецепт "Шакшуки". Возвращаясь к кроссворду с удовлетворением вы понимаете, что это слово подходит, теперь вы можете вырезать купон и отправить его в редакцию газеты для получения уникального приза.
Так, вы из области незнания погружаете себя в область знания. Теперь вы знакомы с рецептом "Шакшуки" и на торжественном вечере сможете
с легкостью блеснуть эрудицией и подкованностью.

Область умения.

Собравшись с коллегами на ланч, вы с восторгом делитесь открытием нового рецепта, но не все коллеги разделяют ваш энтузиазм. Выскочка клерк из соседнего отдела хвастается тем, что давно знает про Шакшуку, и даже пробовал её в одном из своих путешествий.

На следующий день вы решаетесь приготовить Шакшуку, в конце концов, чем вы хуже этого выскочки? Заранее закупив по книге необходимый состав ингредиентов вы приступаете к приготовлению первой Шакушуки в своей жизни. Делаете вы это неумело, лук пригорел, помидоры побились и растеклись, получается всё совсем не так, как на картинке в книге рецептов, зато вы получаете первый опыт.
Так вы перемещаетесь из области знаний в область умения.
Для этой области характерно то, что мы можем применить полученные знания на практике. Мы не просто знаем рецепт, но уже умеем, пусть и с недочетами, воплотить его в жизнь.

Область навыка

Высокие требования к вам со стороны родителей сделали из вас перфекциониста, и вы не можете просто оставить это блюдо "каким-то" съедобным, вы принимаете решение всерьез научиться делать лучшую Шакшуку в Лондоне, таков ваш менталитет, Лондон против всех.

Вы договариваетесь с торговцем арабом, чтобы каждое утро на протяжении трех месяцев вы готовили Шакшуку под его присмотром и он оценивал ваше блюдо, выступая для вас в роли наставника.
Так из области умения, вы перемещаете себя в область навыка.

Навык характеризуется тем, что вы способны хорошо приготовить блюдо, где-то вам потребуется заглянуть в книгу рецептов, где-то подсказка со стороны наставника, но вы делаете значительные кулинарные успехи, а количество ошибок сокращается. Вам кажется, что уже можно и свою точку арабской кухни открывать, а затем и Москву штурмовать гастрономическим туром, настолько вы классный повар. К концу формирования навыка вам уже не нужен наставник, вы сами можете виртуозно дирижировать ингредиентами блюда, доводя его до желаемой консистенции. Вырабатываете собственный стиль и подход в готовке.

Область привычки.

Вы настолько погрузились в мир арабской кухни, что уже не можете есть и готовить классический английский завтрак. Вы не представляете свою жизнь без Шакшуки, вам проще приготовить её, чем любое другое блюдо, чтобы подкрепиться силами утром.

Так, из области навыка, вы перешли в область привычки, где действие делается автоматически. Оно не требует сознательных усилий и концентрации внимания, это как управлять кэбом в хорошо известных для вас улицах любимого города.

Область привычки формирует ваше поведение, ведь простое приготовление Шакшуки требует от вас выбора определенной продуктовой корзины, соблюдения рецептов, наличия специй. Область поведения - это когда новая привычка интегрируется в набор текущих привычек либо дополнительно формирует новые. Чем легче новая привычка встраивается в устоявшийся уклад жизни с кофе и газетой, темы выше шанс на её приживаемость и тем устойчивее будет смена поведения.

Так к чему вся эта Шакшкука и при чем здесь корпоративные тренинги?

Даже в XIX веке в Англии, чтобы получить новые знания, не нужно было посещать корпоративные тренинги - достаточно купить книгу рецептов. Тогда зачем вообще они нужны в компании?
Самый сложный этап на пути к смене поведения, это признание своего незнания и формирование умений в безопасной и комфортной среде. Поэтому формируя свои ожидания на тренинг для себя или Команды, думайте не только о том, что узнают участники или какие новые инструменты сделают их эффективнее, а завтраки питательнее. Думайте о том, как вы поможете себе или своей команде во внедрении этих знаний в практический опыт.
В своих тренингах я всегда опираюсь на опыт группы, опыт участников
и подхожу к вопросу из роли исследователя. Прямо на обучении мы можем сформировать гипотезу, протестировать её и свериться по результатам, а не читать книгу рецептов. Так, в феврале вместе с участниками мы пытались выяснить: кто рифмует лучше Oxxxymiron VS ChatGPT, попутно осваивая работу с нейросетями.
Книгу рецептов каждый может прочитать в комфортном темпе самостоятельно, а вот попробовать приготовить блюдо, решиться встать за плиту не имея за плечами опыта в применении нового подхода - настоящий вызов, и, кажется, что именно через тренинги имеет смысл помогать участникам справляться с этими вызовами.
А что думаете вы? Как вообще относитесь к корпоративному обучению? Есть
у вас такое в компании? Расскажите в комментариях

22
Начать дискуссию