Является ли дизайн газеты или журнала объектом авторского права? Последствия использования чужого дизайн-макета

Меня зовут Момотова Зинаида, я партнер юридической компании ALM Consulting, мы занимаемся коммерческими спорами, спорами в сфере защиты интеллектуальной собственности, а также сопровождаем бизнес, помогая работать ему безопасно.

Буквально на днях завершился, увенчавшись нашей победой, один интересный спор в сфере защиты авторских прав. Случай интересный, поэтому рассказываю.

Что произошло?

К нам в компанию обратился учредитель печатного издания (газеты), сообщив, что главный редактор СМИ нарушает его авторские права. Учредитель рассказал, что газета была зарегистрирована в установленном законом порядке, после чего наш клиент обратился к дизайнеру, заключив с ним договор авторского заказа на создание дизайна и фоновых рисунков газеты( так называемых логотипов), после чего запустился процесс ежемесячного выпуска печатных изданий. В газете работал главный редактор СМИ, который после ссоры с нашим клиентом решил отомстить, начав выпускать новую собственную газету, заодно переманив всех читателей старой.

Недолго думая, редактор просто скопировал дизайн-макет газеты нашего клиента, внеся лишь незначительные изменения в логотип. Копирование было настолько очевидным, что рядовому потребителю потребовалась бы масса усилий, чтобы отличить «подделку» от оригинала. Подобные недобросовесные действия привели к резкому уменьшению продаж газеты- «оригинала» и снижению прибыли нашего клиента, что побудило его обратиться за юридической помощью к нам.

Что мы сделали?

Мы недолго думая, подготовили и подали иск, заявив сразу несколько требований, среди которых:

· запрет на изготовление и распространение газеты Ответчика;

· обязание опубликовать на титульном листе газеты решение суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя- нашего клиента;

· взыскание компенсации за нарушение исключительных прав в размере 500 000 рублей.

Позиция Ответчика в процессе была проста: он заявлял, что скопировал газету «не полностью», и вообще, дизайн газеты не является объектом авторского права, а значит иск не подлежит удовлетворению.

Кто же прав и чем все закончилось?

Заявляя о том, что дизайн газеты не является объектом авторского права, «горе»-редактор ссылался на п. 1 ст. 1225 ГК РФ. В этой статье перечислены результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. И формально, действительно, к данной статье не упоминаются произведения дизайна.

Однако, данный подход не соответствует законодательному регулированию отношений в сфере защиты интеллектуальной собственности, ведь:

• произведения дизайна являются объектами авторских прав (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 ноября 2021 г.)

• перечень объектов авторского права, содержащийся в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим (п. 80 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

Так, логика законодателя проста: любой результат интеллектуальной деятельности, который создан творческим трудом, является объектом авторского права, которому предоставляется правовая охрана. Важный момент: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Так, законодатель установил презумпцию создания результата интеллектуальной деятельности творческим трудом.

Что же касается довода о «неполном» копировании дизайна ( «горе»- редактор добавил к логотипу газеты несколько элементов):

Каким либо образом изменять произведение( в том числе и произведение дизайна), а частности, « не полностью» его копировать, добавляя в него какие-то иные элементы, нельзя. Право на переработку произведения принадлежит правообладателю (п. 87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").

То есть вносить изменения в ранее созданное произведение без согласия его автора не допускается.

Каков итог?

Наши исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Недобросовестному редактору запретили выпускать «скопированную» газеты, и взыскали с него денежную компенсацию.

Мораль сей басни

А мораль такова: не используйте чужие результаты творческого труда в какой бы форме они ни выражались. И уж тем более, не вносите изменения в чужие произведения, и не выдавайте их за свои.

Если же Вы попали в ситуацию, где Ваши авторские права были нарушены( либо в ситуацию, где права были нарушены Вами) обращайтесь к нам в ALM Consulting, наши высококвалифицированные юристы помогут в любой ситуации.

Является ли дизайн газеты или журнала объектом авторского права? Последствия использования чужого дизайн-макета
44
1 комментарий

Простите, женщина, вы про дизайн газеты или про логотип? Какая-то незаметная игра слов, которая меняет несоответствует заголовку статьи. К слову, если для вас это тождественные понятия, то о какой юридической практике может идти речь?

1
Ответить