Международные корпоративные стандарты управления. Возможен ли успешный бизнес без них?

Совсем немного о понятии корпоративного управления

Корпорация – организационно-правовая форма ведения бизнеса, основанная на присутствии долевой собственности ее участников. Управленческие функции при этом делегированы специальному менеджменту. Он руководит работой предприятия, занимается развитием и реагирует на изменения, происходящие на рынке.

Деятельность, которую ведут корпоративные структуры, важна для всех участников корпорации. Ее влияние нужно учитывать. Всегда есть вероятность конфликта интересов, споров, способных замедлить развитие организации. Чтобы этого не произошло, выполняют внедрение международных стандартов корпоративного управления. Они обеспечивают грамотную работу структур, формируют устойчивость бизнеса.

Однако процесс внедрения международных стандартов в существующую систему управления может повлечь трудности. Чтобы не столкнуться с ними, лучше делегировать процесс профессионалам. Компания AdviceVector занимается внедрением международных стандартов корпоративного управления, формированием корпоративной политики, проводит процедуры по слиянию, поглощению организаций. Она поможет снизить риск ошибок и подберет вариант действий в вашем случае.

Зачем и как создавались стандарты ОЭСР

Сегодня нет единого подхода к определению сущности корпоративного управления (КУ). Однако попытки стандартизации неоднократно предпринимались. Стандарты и принципы сферы корпоративного управления начали активно разрабатывать в ХХ в. Действия выполнялись для формирования комфортных условий для инвесторов. К 2005 году было разработано свыше 100 документов в рассматриваемой области. Однако основополагающими остаются Принципы корпоративного управления, которые были созданы Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она начала работу в 1961 году и функционирует по сей день. В ее состав входят страны, которые признают принципы демократии и свободной торговли.

Принципы корпоративного управления разработали и приняли в 1999 году. Стандарты неоднократно редактировали, приводя в соответствие с текущими реалиями, социальной ситуацией и положениями рынка. Информацию об изменениях публиковали в журналах, на сайтах, иных официальных источниках. Актуальной остается версия, которую выпустили в 2014-2015 годах. Основные принципы, которые закрепляют стандарты ОЭСР, сводятся к следующему:

  • подотчетность;
  • честность;
  • прозрачность;
  • ответственность.

Принципы становятся основой для разработки правил корпоративного управления. Так, их внедрение стимулирует развитие максимально прозрачных и конкурентных рынков. При этом должно обеспечиваться эффективное распределение ресурсов. Одновременно сформированная система должна соответствовать принципам верховенства закона, обеспечивать эффективный надзор за деятельностью всех участников рынка.

Принципы, которые лежат в основе стандартов ОЭСР, охватывают следующие сферы реализации корпоративных отношений:

  1. Права владельцев бизнеса и инвесторов. Корпоративное управление должно быть нацелено на обеспечение их защиты, безопасности. В результате значимость целей менеджмента снижается по сравнению с целями, которые преследуют владельцы компании.
  2. Ведение деятельности экономического субъекта. Должны быть сформированы прозрачные условия для работы. Для этого информацию не должны скрывать. Необходимо, чтобы предоставление сведений всем заинтересованным лицам осуществлялось по первому запросу.
  3. Отношение к акционерам. Важно соблюдение принципа равности. Должна быть сформирована такая корпоративная структура, которая позволила бы учитывать мнение как крупных, так и более мелких акционеров.
  4. Роль заинтересованных лиц. Она должна быть признана в корпоративной структуре управления. Наиболее важным аспектом в сфере становится формирование рабочих мест, а также создание условий, которое позволило бы увеличить уровень жизни населения региона в целом.
  5. Обязанности совета директоров. Они должны быть заранее продуманы и определены.

Важно, чтобы предусмотренная структура КУ обеспечивала стратегическое управление корпорацией, гарантировала осуществление комплексного контроля за ее деятельностью, определяла подотчетность менеджмента, в том числе совета директоров. Компания обязана вовремя раскрывать информацию, которая касается:

  • текущего финансового положения компании;
  • результатов работы;
  • структуры акционерного капитала.

Дополнительно структура корпоративного управления должна предусматривать признание прав всех заинтересованных сторон, а также способствовать их побуждению к активному взаимодействию с корпорацией.

Кодекс корпоративного управления разных стран. Интересные отличия

Стандарты, применяемые в разных правовых, политических и экономических контекстах могут значительно отличаться. Чтобы определить, каких норм будет придерживаться компания, нужно обратить внимание на законодательство, действующее в конкретной стране.

Великобритания и Лондонская биржа

Например, в Великобритании изначально применяли кодекс Cadbury Report. Он был подготовлен Адрианом Кэдбери. В кодексе закрепили рекомендации по:

  • системам ведения бухгалтерского учета;
  • организации совета директоров;
  • иным вопросам, возникающим в процессе корпоративного управления.

Документ призван минимизировать возможные риски, предотвратить сбои, которые могут возникнуть во время управления компанией. Кодекс увидел свет в декабре 1992 года. Он лег в основу других стандартов, в том числе Принципов корпоративного управления ОЭСР.

Дополнительно действует UK Corporate Governance Code. Ранее его называли Комбинированным или Объединенным кодексом. Если Cadbury Report – лишь сборник рекомендаций, то UK Corporate Governance Code – это часть законодательства Великобритании о компаниях. Его соблюдение является обязательным, а игнорирование норм может стать основанием для привлечения к ответственности. Кодекс содержит набор принципов надлежащего корпоративного управления, нацеленных на компании, акции которых котируются на Лондонской бирже. Контроль за соблюдением установленных норм осуществляет Совет по финансовой отчетности.

ОАЭ и средний бизнес

В ОАЭ применят другие стандарты корпоративного управления. Для бизнеса в Дубае основополагающим является Кодекс КУ для малых и средних предприятий. В нем уделено внимание:

  • применяемым подходам к осуществлению корпоративного управления;
  • осуществляемой политике корпоративного управления;
  • принципам КУ;
  • процедуре КУ;
  • выстраиванию отношений с акционерами, сохранению прозрачности в процессе работы с ними;
  • формированию и работе совета директоров компании;
  • нюансам создания и работе среды контроля;
  • правилам выстраивания отношений с заинтересованными сторонами.

Кодекс стал отражением ключевых позиций и практики ведения бизнеса, сформировавшихся в Дубае. Однако он не обладает юридической силой и не является обязательным к соблюдению. Фактически это руководство, на основании которого компания добровольно может внедрить качественное корпоративное управление. Дополнительно кодекс используют в процессе разработки учебных программ и формирования набора инструментов.

Китай и ценные бумаги

В Китае особую роль играют сразу 2 документа – Временный кодекс КУ для ценных бумаг компаний и Кодекс КУ для котируемых компаний в Китае. Документы содержат основные нормы корпоративного управления в рассматриваемой сфере. Причем внимание уделяют процессу формирования прозрачности и обеспечению открытости. Например, в Гонконге подобные требования закреплены законодательно. Нормативы также фиксируют основные моменты кодексов корпоративного управления.

Интересен правовой статус кодексов КУ в разных странах. В большинстве случаев государства не закрепляют положения рассматриваемых документов в законодательстве, позволяя компаниям самостоятельно принимать решения об их соблюдении. Однако предусмотрены исключения. Для повышения качества работы с клиентами и улучшения уровня компаний, государство может задокументировать основные правила кодексов и сделать их обязательными к исполнению. Иногда соблюдение положений документа не является обязательным на общегосударственном уровне, но может требоваться для листинга на бирже. Эмитента при этом обязывают публично извещать о соблюдении требований кодекса или объяснять причины, на основании которых компания отказывается придерживаться рекомендуемых правил.

Стандарты корпоративного управления в России. Равенство и прозрачность

В России также наблюдается рост понимания необходимости внедрения стандартов корпоративного управления. Подобная тенденция активно прослеживается последние 10 лет. Причем часто компании проявляют инициативу самостоятельно. Они внедряют стандарты, действующие в других странах, раскрывают информацию о своей деятельности, начинают применять общепринятые принципы КУ, нанимать независимых директоров, выплачивать дивиденды.

Ситуация продиктована необходимостью соответствовать запросам рынка, особенно если работа ведется на международном уровне. Потребность во внедрении стандартов обусловлена и тем, что процесс стимулирования притока инвестиций в экономику усложняется. Иностранные инвесторы хотят минимизировать риски и получить определенные гарантии дохода.

Несоблюдение стандартов корпоративного управления или их полное отсутствие препятствуют проведению грамотной оценки, пониманию реального положения дел внутри организации.

Российское экономическое руководство осознает сформировавшуюся потребность, поэтому разработало собственные стандарты корпоративного управления. Как и в других странах, в РФ существует внутренний кодекс. Он называется Кодекс корпоративного управления. Последняя редакция документа была выпущена Банком России в 2014 году. Периодическое редактирование и изменение стандартов продолжается. Их приводят в соответствие с требованиями времени, адаптируют под текущую окружающую действительность.

Общие правила, действующие в России, несколько отличаются от норм, которые актуальны для других стран. Так, в российском корпоративном управлении основополагающая роль отводится:

  • обеспечению равенства всех акционеров вне зависимости от уровня их участия;
  • формированию условий, которые позволили бы добиться соблюдения прав всех акционеров;
  • раскрытию информации, необходимой для проведения оценки реального положения дел в организации, внутренней политики, проводимой в компании, перечне подконтрольных предприятий;
  • созданию условий для выстраивания максимально эффективной работы совета директоров;
  • включению в состав директоров новых независимых лиц, которые улучшат общую эффективность компании;
  • разработке максимально прозрачной системы вознаграждения высших органов управления;
  • разработке систем контроля над рисками;
  • формированию системы внутреннего контроля, которая позволила бы обеспечить уверенность в достижении целей, стоящих перед компанией.

В РФ стандарты корпоративного управления законодательно не закреплены. Компания самостоятельно принимает решение об их внедрении. Отказ от соблюдения существующих рекомендаций не может стать основанием для привлечения к ответственности.

В России действует Национальный совет по корпоративному управлению. Он был создан в 2003 году по инициативе Правительства РФ. Орган работает как совещательный форум руководителей крупнейших компаний и государственных инстанций. Совет создавался с целью внедрения передовых профессиональных стандартов в сфере корпоративного управления в деятельность российских предприятий. Дополнительно он работает над повышением инвестиционной привлекательности, улучшением уровня конкурентоспособности.

Каким организациям нужны стандарты корпоративного управления

Среди предпринимателей, которые только хотят открыть свою фирму, принято думать, что внедрять стандарты корпоративного управления следует только наиболее крупным компаниям, руководители которых не способны детально контролировать действия персонала. Сложился стереотип, что молодые предприятия, включая те, что созданы индивидуальными предпринимателями, в подобных инструментах не нуждаются. Их внедрение сделает уровень стартовых вложений выше и потребует больше времени на начало полноценной деятельности. Существует комплекс причин, которые привели к такому мнению:

  • сразу после начала работы не понятно, будет ли компания приносить прибыль;
  • внедрение управленческих стандартов повышает требования к нанимаемым сотрудникам, что может отпугнуть человека, претендующего на должность;
  • для разработки стандартов необходимо привлекать представителей тренинговых предприятий, стоимость услуг которых довольно высокая;
  • сотрудники небольшой компании всегда находятся на виду, что упрощает процесс контроля и предоставляет руководителю возможность отреагировать на произошедшее.

Однако все индивидуально. Иногда уровень обслуживания клиентов влияет на способность малого бизнеса к выживанию. Например, стандарты важны для заведений общественного питания, салонов красоты, небольших торговых точек. На первом этапе можно выбрать золотую середину и не устанавливать жесткие требования, однако сразу заявить о правилах и организовать систему контроля за их соблюдением.

Международные корпоративные стандарты управления. Возможен ли успешный бизнес без них?

Компаниям, которые успели обосноваться в бизнес среде, легче. Они выпускают продукцию, на которую есть спрос, имеют доход, эффективно занимаются маркетингом и рекламой, умеют проводить анализ ситуации и понимают, как то или иное событие отразится на рынке и ее интересах. Обычно уже есть ресурс для дальнейшего роста и развития.

Однако даже в подобных условиях есть риск срыва сделки по продаже товаров, оказанию услуг или выполнению работ. Подобное возможно, если использование стандартов корпоративного управления не осуществляется. Есть вероятность, что клиента не обслужат качественно, что побудит его искать другую компанию. Дополнительно покупателя могут отпугнуть:

  • постоянно занятый телефон;
  • неумелые продавцы;
  • сложности с оформлением сделки;
  • отсутствие инициативы со стороны менеджеров.

Когда обсуждают крупные продажи, важно все. Любой фактор способен стать решающим.

Если в компании отсутствуют корпоративные стандарты, продавец, директор и любой другой работник действуют с учетом взглядов на ситуацию. Сотрудничество с двумя представительствами одной корпорации может отличаться и иметь разное значение для клиентов и партнеров.

Если выработаны внутренние корпоративные стандарты, которые обязательны к соблюдению, поведение продавцов и других представителей компании регламентировано.

Сотрудники даже крупнейших предприятий не могут действовать интуитивно. Они обязаны учитывать правила, разработанные для конкретных тем и различных ситуаций. При этом работники заинтересованы в улучшении взаимодействия с потребителями. В результате повышается скорость приятия решений, исчезают цепочки ненужных согласований. Улучшается имидж фирмы. Клиенты воспринимают ее положительно.

Стандарты необходимы всем компаниям вне зависимости от их уровня. Переход на применение норм корпоративного управления позволяет:

  • предоставлять клиентам наилучший сервис и открывать доступ к информации;
  • повысить уровень узнаваемости бренда;
  • сформировать корпоративную культуру и этику компании;
  • стандартизировать условия труда;
  • улучшить авторитет компании среди партнеров, поставщиков;
  • упростить принятие решений;
  • уменьшить затраты ресурсов на выполнение деятельности;
  • повысить лояльность потребителей.

Комплексная разработка корпоративного управления юридическо-финансовой компанией — поэтапный план

Если компания решила разработать и внедрить корпоративные стандарты, ей обязательно нужно разработать план действий. От того, как подготовлены внутренние нормативы и проведены мероприятия по началу их практического применения, зависит эффективность реализации инициатив.

Обычно к процедуре внедрения привлекают руководителей подразделений и отдел по работе с персоналом. Однако такой подход актуален только для небольшой фирмы. Если нужно разработать и начать практическое применение корпоративных стандартов для компании с тысячами сотрудников, лучше привлечь сторонних экспертов, связанных с этой темой.

Перечень лиц, привлекаемых к разработке корпоративных стандартов, зависит от их типа. Так, если формируются нормы для компании в целом, работа проводится совместно с администрацией корпорации и менеджерами по персоналу. Если стандарты создают для конкретного отдела, в разработке участвует его руководитель. Так, если нужно создать регламент для финансистов, к процедуре привлекут лицо, возглавляющее финансовое подразделение. Когда необходимо разработать стандарты по продажам и консультациям, обязательно участие начальника отдела продаж. Руководители подразделений считаются самыми опытными сотрудниками в рассматриваемых сферах.

Однако процесс разработки не сводится к взаимодействию с руководством. Дополнительно обращают внимание на наличие жалоб от клиентов, записи телефонных разговоров сотрудников, присутствующие конфликты. Такая информация позволяет понять, какие моменты необходимо регламентировать. Затем их включают в готовый документ.

Процесс разработки корпоративного управления осуществляется по следующей схеме:

  1. Формируется рабочая группа. Перечень ее членов определяет руководство организации или ведущий специалист отдела по персоналу. Часто в состав группы включают руководителей подразделений, сотрудников с опытом, знаниями стратегий и моделей внутрикорпоративного руководства. Дополнительно в список членов может быть включен приглашенный эксперт, который возьмет на себя разработку стандартов.
  2. Обязанности по каждому из направлений распределяются. Часть лиц будет собирать, принимать возражения клиентов, часть займется работой с высшим руководством для определения общих целей, а кто-то будет вести учет и проводить анализ полученной информации.
  3. Выполняется назначение руководителя проекта. Он возьмет на себя руководство всеми процессами.
  4. Определяется периодичность сбора группы, а также сроки, к которым должен быть подготовлен отчет, финансовый документ. Также определяют промежуточные этапы.
  5. Проводятся рабочие встречи. Во время них обсуждают результаты, выдвигают предложения о том, какие нормы необходимо принять. Важна конкретика. Все задачи должны быть поставлены четко. При этом стандарты должны быть легковыполнимыми, реалистичными и поддаваться контролю.
  6. Определяется объем средств, которые могут потребоваться в процессе внедрения разработанных стандартов. Деньги нужны на обучение сотрудников, внедрение технологий, решение ключевых задач.
  7. Проводится проверка разработанных стандартов на предмет соответствия потребностям компании. Для этого их внедряют в деятельность.
  8. Выполняется исследование полученных результатов, анализ изменений. Для этого каждое подразделение должно предоставить обратную связь, привести полученные результаты работы за рассматриваемый период. Дать отзывы и ответы на вопросы должны руководители, рядовые сотрудники.
  9. На основании оценки результатов проводится корректировка методов, способов работы, функций и стандартов.
  10. Итоговый вариант стандартов утверждается. Они становятся обязательными к соблюдению внутри компании.

Процедура отнимает время. Обычно руководителям компании некогда заниматься внедрением стандартов. Чтобы создать систему, работайте с экспертами в области корпоративного управления. Компания AdviceVector готова оказывать помощь в разработке внутренних стандартов вашей корпорации и осуществить их грамотное внедрение. Подход позволит добиться устойчивого развития отдельных подразделений и организации в целом, сформировать дополнительные конкурентные преимущества.

Пример системы корпоративного управления банка<br />
Пример системы корпоративного управления банка

Особенности внедрения корпоративных стандартов в международных организациях

В современном виде корпоративное управление представляет комплекс правил или рекомендаций для руководящих органов компании. Стандарты могут регламентировать разные вопросы. Однако наличие корпоративного управления препятствует конфликту интересов. Так, обычно крупными компаниями руководят лица, которые не владеют долей в бизнесе. Учитывая внутренние нормы, директора должны действовать в интересах компании и раскрывать информацию о конфликте интересов.

Важна юрисдикция, в которой работает предприятие. Она сильно влияет на регистрацию, найм персонала и работу компании. В качестве примера рассмотрим нюансы подхода к займам директоров. В ряде стран мира их выдача разрешена. Главное соблюдать установленный порядок. Однако в иных юрисдикциях операция запрещена. Даже в тех мировых сообществах, где допустимо применение механизма займа директоров, осуществляется строгий контроль за его использованием. Могут быть установлены нормы, касающиеся дополнительных одобрений и раскрытия информации.

Корпоративное управление нельзя назвать идентичным в разные периоды работы компании. Оно усложняется вместе с ее развитием. Ситуация прослеживается в отечественных и зарубежных организациях. Она не зависит от того, какую организационную форму они выбрали. Более крупные компании обязаны:

  • раскрывать сведения о соотношении между заработной платой работников и руководителей;
  • давать пояснения о выполнении обязанностей перед заинтересованными лицами;
  • информировать о взаимодействии компании с работниками.

Не менее сложным считают корпоративное управление в банках и публичных компаниях. Регулирование их работы выполняют законодательно закрепленные нормативы и правила фондовых бирж. Так, они обязывают создавать комитеты совета директоров. Дополнительно нужно раскрывать информацию, получать корпоративное одобрение, если заключают крупные сделки. Список правил, согласно которым ведется работа, может меняться в зависимости от сегмента листинга. Наиболее суровые требования установлены для сферы альтернативных инвестиций.

Таким образом, внедрение корпоративного управления упрощает выстраивание деловых связей и трудовых правоотношений с сотрудниками, работу с клиентом, позволяет сократить большое количество издержек. Однако переход на КУ требует комплексного анализа, который даст возможность узнать реальное положение дел, понять, какие сферы нуждаются в регулировании, составить список инструментов и изучить особенности их практического использования. Действовать нужно, используя заранее составленный план. Его содержание должно быть продумано.

Лучше доверить разработку стандартов корпоративного управления и их последующее внедрение внешним экспертам. Сотрудники компании AdviceVector предоставляют комплексную помощь и поддержку на каждом этапе выполнения процедуры. Они сопроводят клиента в течение всего пути разработки и внедрения корпоративных стандартов, учтут сферу работы предприятия и нюансы, связанные с его деятельностью. Вы получите эффективную систему, в рамках которой сможете продолжать активное развитие.

Чтобы начать сотрудничество, просто оставьте заявку на сайте, отправьте письмо на электронную почту или позвоните нам. Вы получите первичную консультацию бесплатно. Во время нее наши сотрудники ответят на вопросы клиентов, дадут полезные советы, расскажут об особенностях совместной работы. Обратитесь в AdviceVector и упростите создание и внедрение корпоративных стандартов.

Начать дискуссию