КАК Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ОЗОН

Как и многие начинающие селлеры, несколько лет назад я завел личные кабинеты (магазины) на пяти крупных площадках. Сначала на Вайлдберриз, затем на Озон, потом на ЯндексМаркете, на Мегамаркете и даже на AliExpress. От последних двух я отказался почти сразу, хотя и оставил незакрытыми личные кабинеты. Дело в том, что на Мегамаркете были и остаются усложненные процедуры связки карточек, а на Алиэкспресс возникли сложности с размещением товаров. А вот на Вайлдберриз, Озон и ЯндексМаркете я по-прежнему пытаюсь что-то продавать.

КАК Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ОЗОН

Продаю я даже не для заработка, а для изучения этого нового явления изнутри. Здесь, в электронной торговле, вырисовываются новые закономерности, отрабатываются новые способы привлечения покупателей, выявляются ошибки и измеряется скорость реакции на них.

В общем, это увлекательно. Но признаюсь, если вдруг в личном кабинете вырисовывается сумма для вывода денег, становится ещё и приятно.

Итак, я привык к тому, что Вайлдберриз всегда всячески пытался меня обмануть. И забрать мои деньги. Всегда. То товары в акцию "по-тихому" добавит и цены снизит, то в карточках что-то "слетит", то карточку перестанет показывать или она улетит на какую-нибудь пятнадцатую страницу, то "подловит" меня на чем-нибудь. Вот например, был у меня когда-то товар - скатерть одноразовая. В описании товара честно указал её размеры. В её развернутом виде. Ведь для покупателя важен размер скатерти, а не размер её упаковки. Для покупателя важно, как скатерть ляжет на стол, на сколько её концы свисать будут, полностью ли закроет стол. Поэтому не мог я указать размер скатерти 10 х 15 см. Ведь даже столик для Барби больше. А других полей для ввода данных о габаритах товара у них не было предусмотрено. Но в Вайлдберриз взяли эти размеры за габариты товара и посчитали стоимость логистики не как за свернутый в маленький, размером 10 на 15 см конвертик, а как за товар размером 2,5 на 1,5 метра. Представляете? В двести пятьдесят раз больше. А ещё они начали свои "покатушки". Этим термином я обозначаю согласованные действия менеджеров и операторов логистики с аффилированными пунктами выдачи заказов и перевозчиками по перемещению товаров лишь "на бумаге". То есть так бывает, что фактически товар никуда не перемещается, а по документам он съездил на ПВЗ и возвратился. Вы же как селлер это не проверите. Но плату за логистику с вас удержат. Удержали с меня тогда не мало. Всю выручку за неделю.

КАК Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ОЗОН

Кстати, нужные поля с размерами упаковки в карточки товаров Вайлдберриз смогли добавить лишь после множества моих обращений. Но перерасчитывать ничего не стали. Зато теперь все партнеры Вайлдберриз могут быть благодарны мне за то, что для них появилась возможность указывать габариты упаковки.

В общем, за три года работы с Вайлдберриз я привык я к тому, что Вайлдберриз обязательно обдерёт меня "как липку". Озон такого и допустить не мог.

Озон всегда казался мне всё же честнее и серьезнее что-ли. Техподдержка в отличие от Вайлдберриз в Озоне всегда отвечала. И всегда вежливо и по существу. Понятнее расчеты и удержания. Больше информативности.

КАК Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В ОЗОН

На своих занятиях со студентами, а я веду несколько курсов про маркетплейсы (и даже написал книгу об ошибках селлеров) всегда сравниваю между собой Вайлдберриз, Озон и ЯндексМаркет. Объективно, по многим показателям, до недавнего времени Озон был "на голову выше всех". Его догонял ЯндексМаркет. Мне даже иногда казалось, что вот-вот ЯндексМаркет его обгонит и станет "намбер уан" среди отечественных маркетплейсов. Но Озон, всё время что-то улучшая, оставался первым в моих предпочтениях. До недавнего времени.

А затем Озон разочаровал меня. Вот как это произошло.

Несколько месяцев назад Озон ввел плату за размещение товаров. Это справедливо. Тем самым они сделали много "отсечек" и избавились от излишних издержек. Но в их алгоритмах есть "баги", которые работают против селлеров. Они, селлеры, конечно это, как и я стерпят. И заплатят Озону. Так же как они платили в Вайлдберриз.

Первый "баг", а для Озон это по-видимому, "фича", лежит в методике расчета оборачиваемости. А результат этого, прогнозного расчета, лежит в расчете стоимости хранения товара на складах Озон. Задумайтесь, они итоги прошлого рассчитывают по предполагаемому будущему, которое будет отличаться от их расчетного. Иными словами, квартплату за прожитый месяц вам начислят с учетом прогноза траты электроэнергии и воды в следующем месяце. Даже несмотря на то, что вы в отпуск поедете и не будет проживать в этой квартире.

Второй "баг", а для Озон это тоже "фича", ведь благодаря этим "багам / фичам" они обогащаются, лежит в формуле расчета оборачиваемости. Так, например, по одному из моих, соглашусь, плохо продаваемых товаров, 17 августа оборачиваемость была 154 дня, а уже 18 августа она составила 180 дней. Догадайтесь, а сколько бы она составила 19 августа? Верно, по расчетам Озон уже 190 дней. А на следующий день это значение достигло аж 202 дня. За четыре дня значение возросло на четверть. Техподдержка ответила мне, что всё в их расчетах верно, а "оборачиваемость – расчётная величина, равная периоду, за который продаётся средний запас товара на все складах, с учётом среднесуточных продаж за последние 60 дней". А теперь представьте, что вас просто "ставят на счётчик", в прогрессии рассчитывая вашу задолженность. Нет-нет, не пени. А вот просто так. Просто применяя прогрессию. Не заплатили квартплату сегодня, тогда завтра она на пять-десять процентов больше, а еще через пару дней - уже на пятнадцать-двадцать процентов больше. Через четыре дня на 25 процентов больше.

В верности расчетов Озон на самом деле следует усомниться. Даже сами специалисты техподдержки сообщат вам, что "аналитические данные в аналитических отчётах могут быть некорректные". А еще они сообщат, что (орфография и пунктуация сохранены) "в разделе "Стоимость размещения" в блоке "Аналитика за последние 28 дней" имеют исключительно справочно-информационный характер и на как не относятся к расчётам стоимости размещения, данные в этом разделе могут быть не корректны". Вот так, ни много ни мало - данные предоставляемые площадкой для селлеров , и за их же деньги, могут быть некорректными. Но удержания будут основаны на этих, некорректных данных. А если вы попытаетесь как-то их оспорить, то встретитесь со следующим явлением.

Каждый раз Вам в беседе будет отвечать новый специалист техподдержки Озона. На созданное обращение вам ответит сначала Дарья, а на возражения сначала Анна, после Елена, затем Екатерина, потом снова Анна, затем присоединятся Кирилл, Ольга и Оксана. Но каждый из них в одном и том же созданном вами обращении будет пытаться начать все сначала. Вы будете верить тому, что вам хотят помочь. Но на самом деле вам будут отвечать по заранее заданным скриптам. И даже соглашаясь с вашими доводами вам ответят тем, что "внести изменения в аналитические отчеты вручную не представляется возможным, т.к. они выгружаются автоматически системой" или тем, что "таков порядок работы на площадке, поэтому по-другому ответить на ваш вопрос не получится".

"Убийственным" для меня стало удержание с меня стоимости хранения за товар, который был только-только поставлен. На следующий, после поставки 200 единиц товара, день Озон указал количество товара в количестве 274 единицы. И эти данные легли в основу рассчета стоимости. Что я только не делал, сколько бы обращений не составлял, перерасчет мне не произвели. Но зато вручную поставили нули.

У себя на странице Озон сообщили, что они хотят "чтобы люди, которые ещё не продают на Ozon, увидели больше историй от действующих продавцов о торговле на маркетплейсе".

Моя история работы с Озон - это история разочарования, история хотя и небольших, но всё же финансовых потерь, история безуспешного поиска правды.

#Продаю_на_Ozon Ozon ID 76911992

11
1 комментарий

«аналитические данные в аналитических отчётах могут быть некорректные»
Могут? Будут по-любому.
Например, отзыв о работе пункта выдачи, на основании которого считается рейтинг ПВЗ в целом и оценивается работа каждого сотрудника, не привязан к дате и времени получения заказа! Как выяснилось на днях.
Теперь вообще непонятно, каким образом аналитики Озона высчитывают среднюю оценку работы каждого сотрудника. Но она есть, эта оценка. Рассчитанная, повторюсь, по отзывам, не привязанным к этому конкретному сотруднику и к дате получения.
Надеюсь, что хотя бы рейтинг ПВЗ считают по оценкам его клиентов, а не клиентов ПВЗ рядом. Впрочем, не удивлюсь

1
Ответить