Бизнес-игра на улучшение взаимодействия подразделений и решение конфликтов в организации

Бизнес-игра на улучшение взаимодействия подразделений и решение конфликтов в организации

Игра эффективна для укрепления сотрудничества и ответственности исполнителей в бизнес-процессах и проектах, при конфликтах смежных подразделений за полномочия и ресурсы.

В статье разберем механику деловой игры и особенности подготовки и проведения.

Эта игра одновременно и диагностическая, и обучающая (практический симулятор). Оказывает мгновенное действие - осознание участниками главных принципов продуктивного взаимодействия. Дает долговременный эффект в плане укрепления внутреннего сотрудничества при выполнении бизнес-процессов и проектов.

Игру можно проводить для компании (предприятия) любого масштаба: от самого малого бизнеса до крупного холдинга. А также для отдельно взятого департамента (подразделения) крупной компании.

Плохо выстроенное взаимодействие, а тем более, конфликты смежников за полномочия и ресурсы, перекладывание ответственности - это трагедия для предприятия. Страдают интересы дела, качество продукта, что приводит к прямым и косвенным убыткам. Уходят недовольные клиенты, утекают ценные сотрудники. Ресурс руководства тратится на постоянное латание "лоскутного одеяла" организации.

Знакомая картина?

Только 10% компаний благополучны в этом отношении. В 20-30% - происходят жесткие конфликты. А в оставшихся 60-70% - низкая эффективность и продуктивность внутренней работы, что также требует проработки.

Решение есть!

Провести интерактивную игру - симулятор организационного взаимодействия.

Участниками игры являются: руководители подразделений, участвующие в бизнес-процессах и совместных проектах. Так называемые "смежники". Т.е. те, кто работает последовательно (и иногда параллельно) в общем потоке работ (бизнес-процессах) и передает друг другу по цепочке промежуточные результаты деятельности.

Как игра помогает, если бизнес-процессы не описаны?

Если бизнес-процессы не регламентированы - то это гарантированный бардак, дезорганизованность и неразбериха между подразделениями. В это сложно поверить, но игра очень поможет даже в такой ситуации! Поскольку наведет порядок в головах руководителей и покажет им принципы эффективного сотрудничества. Ведь, как указал классик, "разруха в головах". Пусть у вас документированных бизнес-процессов нет и еще долго не будет, но после игры в головах управленческой команды закрепятся принципы и подходы к эффективной организации взаимодействия. И это уже кардинальный прорыв!

А если бизнес-процессы описаны? (вернее, вам так кажется...)

И даже если бизнес-процессы описаны - то, как правило, это описание идет "по низам", на уровне операций и рабочих процедур. А на стыках функциональных подразделений остаются нерегламентированные лакуны - которые и являются источником взаимных претензий, конфликтов, перекладывания ответственности и борьбы за ресурсы и полномочия. Даже если компания благополучна и явных конфликтов нет, то качество сотрудничества между подразделениями все равно оставляет желать лучшего.

Длительность игры всего 1,5 - 2 часа. А эффект потрясающий!

Руководство предприятия (владельцы) и менеджеры-руководители получают не просто адекватную самодиагностику, но и опыт, проживание "правильного организационного поведения" в игре. Всегда отрадно наблюдать за участниками в момент их инсайта (озарения) - сидят/стоят, ошарашенные: "вот, оказывается, как надо было работать, взаимодействовать! что же мы сами себе вредили все эти годы?..."

Результат игры - менеджеры компании постигли коллективный дзен сотрудничества и результативности. Теперь все наладится!

________________________________________

Я Александр Цыганок. Консультант по управлению и организационному развитию. Консультант профессиональный, дипломированный (2009 г, АНХ), прошедших подготовку по методикам "старой доброй" школы управленческого консультирования. Подробнее в конце статьи.

Занимаюсь бизнес-процессами, организационным консалтингом, стратегическим консалтингом. И могу ответственно заявить: Никакой проект по бизнес-процессам, никакая стратегическая программа невозможна, если в "товарищах согласия нет", если управленческая команда - не команда, а группа людей, равнодушных (а то и враждебных) друг к другу и к предприятию в целом.

Данная игра на улучшение взаимодействия всегда выручает меня (и мою клиентскую компанию) в сложных проектах. И очень помогает моим подопечным, воодушевляет менеджеров на сотрудничество и результативную совместную работу. Уверен, поможет и вам!

_____________________________________________

Итак, механика игры:

Настольная игра-симулятор взаимодействия отделов в общих бизнес-процессах, работе на общий результат.

За столом находятся 5-6 игроков.

Остальные – наблюдатели. Стоят вокруг стола.

Игрокам выдаются конверты с фрагментами некоторой геометрической фигуры.

Начало игры. Раздача игрового материала
Начало игры. Раздача игрового материала

Задание игрокам – путем совместных действий собрать фигуру, достичь общего результата. При этом ставится ряд условий: что можно и чего нельзя делать во время игры.

Правила игры предписывают игрокам выполнять общее задание, но децентрализованно. Руководителя/лидера нет! Все абсолютно равны, и каждый предоставлен сам себе.

Первый цикл игры – длится 20-30 минут, иногда дольше. Участники пытаются, "тыркаются" наугад, бесцельно и бессистемно.

Процесс игры.
Процесс игры.

Я не буду описывать ход игры в благополучных командах (где все более-менее ровно в работе и взаимодействии). Сосредоточим внимание на тех проявлениях игрового поведения, которые характерны в не очень благополучных и слаженных коллективах.

Здесь все рельефно и выпукло! Игра сопровождается конфликтами, эгоизмом, бесцеремонным вырыванием желаемых фрагментов у соседей (каждый «тянет одеяло на себя»).

Каждый «тянет одеяло на себя»
Каждый «тянет одеяло на себя»

Кто-то теряет интерес к участию в игре (бросает задание, идет в отказ, сложив руки). Кто-то психует. Кто-то (редкий молодец) пытается поддержать, подбодрить коллег. Кто-то упорно пытается нарушать правила. В общем – проявляется все те поведенческие установки, которые присущи реальной повседневной работе этих людей на предприятии. Люди проявляют себя в игре так, как они ведут себя в рабочих процессах (при решении задач своего отдела и, тем более, при взаимодействии со смежными отделами).

Игра проявляет поведенческие установки игроков
Игра проявляет поведенческие установки игроков

Игра обнажает свойства каждой личности, персональные морально-деловые качества. А также, в целом показывает состояние оргкультуры и уровень командности/сотрудничества. Поэтому игра и является диагностической. Игрокам изнутри этого не видно, они поглощены действием. Зато хорошо видно внешним наблюдателям.

Когда первый раунд окончен (задание выполнено), ведущий предлагает игрокам и наблюдателям осмыслить произошедшее/увиденное и выработать подходы к улучшению (ускорению прохождения игры). Игроки и наблюдатели предлагают свои идеи. Обычно при первом обсуждении никто не понимает всю глубину задачи и не предлагает правильный (концептуальный) подход.

Когда все идеи высказаны и игроки договорились о каком-то решении, цикл игры повторяется.

Вторая попытка проходит быстрее, 5-10 минут. В основном благодаря тому, что участники уже освоились с фрагментами и зрительно их запомнили. Т.е. улучшили алгоритм механистически, но не концептуально.

Ведущий предлагает еще раз подумать, как принципиально изменить подход в игре.

________________________________

Секретное решение

Есть единственно верное решение, которое позволит выполнить цикл игры всего за 1 минуту, без напряжения и с удовольствием.

Как говорится - почувствуйте разницу: первая попытка - 20/30 минут, вторая попытка - 5/10 минут. А после внедрения секретной техники - всего 1 минута. И самое главное - в их последующей реальной работе будет соответствующий прирост эффективности/продуктивности!

В 1/3 числа проведенных мной игр участники все-таки доходят до решения своим умом. Но в 2/3 предприятий приходится подводить к решению наводящими вопросами-подсказками. Тот сотрудник, кто сам поймет проблематику и первым предложит верное решение – большой молодец, буквально - сокровище компании, и достоин соответствующего карьерного и функционального роста.

Результат игры - переворот в сознании руководителей (их отношения к делу, коллегам, общей цели)!

Радость и восторг в финале. Участники познали командный дзен. Теперь все наладится!
Радость и восторг в финале. Участники познали командный дзен. Теперь все наладится!

По итогам игры, когда участники сами дошли до решения (или им решение подсказано), и когда они сыграли последний раунд по правильной концепции - происходит массовое озарение (инсайт) и осмысление внутренней организации, выполнения бизнес-процессов, командности/слаженности, ответственности за общий результат, мотивации к совместной работе и работе в целом.

Теперь подавляющее большинство, постигшее командный дзен, уже никогда не будет работать как прежде (деструктивно или неэффективно).

В заключительном слове ведущий усиливает и конкретизирует эффект. Дает конкретные подсказки и рекомендации по связкам взаимодействия (на основе знаний о внутренней организации работ, бизнес-процессах, которые ведущий получил в ходе диагностических интервью).

_________________________

Нельзя просто взять и провести игру!

Важно понимать, что это не примитивная игра на командообразование, на "чувство локтя". В которые обычно играют на корпоративе в доме отдыха: водят хороводы или перетягивают канат, под управлением кадровика - затейника.

Данная игра - это хоть и короткая по продолжительности, но сложная по содержанию методика, которая требует экспертности, квалификации и предварительной подготовки. Ну, это как приобретение современного промышленного прибора или оборудования - обязательно требуется фирменный инженер для пуско-наладки.

Этапы подготовки и особенности проведения

Я провожу игру с выездом на предприятие, в Москве и окрестностях. Для регионов - тоже есть решение. В принципе, подготовительные этапы и саму игру можно провести дистанционно, по видео-конференции. Просто это чуть дольше по времени и чуть сложнее технически.

План мероприятия:

1) Подготовка, уточнение запроса (0,5 часа).
Уточняем проблематику в разговоре с главным боссом. Смотрим оргсхему. Определяем состав участников: в зависимости от масштабов организации, количества управленцев (подразделений), конфигурации бизнес-процессов. Количество участников игры: минимум 4 чел, максимум 12-15. Главный босс (владелец/директор) за столом не играет. Он будет наблюдателем. Я подскажу боссу, в какие моменты и на что обращать внимание.

2) Диагностические интервью (2 часа).
Непосредственно перед проведением игры я провожу мини-интервью с 3-5 управленцами (руководителями подразделений). Нужно уточнить ход выполнения работ, схему наиболее частых связок взаимодействия. Эти интервью деловые, а не психологические. Копаться в грязном белье, внутренних дрязгах, разбирать взаимные жалобы - я не буду. Цель интервью: понять в общих чертах, как построены бизнес-процессы. Это влияет на дизайн игры (кого в какой комбинации посадить за игровой стол), на содержание заключительного слова и на выводы (обратную связь для главного босса).

3) Проводим игру (1,5-2 часа).
Для игры необходим большой стол или два совмещенных стандартных стола. Просторный кабинет или зал, где бы комфортно разместился стол, 4-6 посадочных мест для игроков и пространство для стоящих наблюдателей.

Во время игры и при заключительном слове я не акцентируюсь на негативных моментах (какая бы проблемная команда ни была). И пресекаю любые попытки участников негативить, высказывать претензии, винить друг друга. Мы принимаем как данность (без негативных оценок) текущее положение дел, а фиксируемся на том, как хорошо станет в будущем.

4) Обсуждение с главным боссом (0,5 - 1 час).
После завершения игры, в индивидуальной беседе с главным боссом, я даю свою оценку произошедшему, обратную связь по людям. Даю прогноз организационного состояния, указываю на проблемные области в организации и управлении. И даю рекомендации по ближайшим целесообразным изменениям. Т.е. что нужно исправить/модернизировать, что будет способствовать лучшей организации работ. Например: требуется автоматизировать то-то и то-то, изменить систему мотивации, регламентировать полномочия и ответственность, дооснастить инфраструктуру так-то...

Итого: 5-6 астрономических часов (в базовом варианте).

Т.о. интервью, игра и выводы укладываются в 1 рабочий день. Для трудных случаев (предприятие крупное или со сложной структурой; сложный продукт/бизнес-процессы; высокий уровень конфликтности среди управленцев/отделов и пр.) целесообразно провести более углубленную диагностическую подготовку и разнести по времени подготовку и игру.

Информация о ведущем/методологе.

Бизнес-игра на улучшение взаимодействия подразделений и решение конфликтов в организации

Александр Цыганок
Бизнес-эксперт. Дипломированный консультант по управлению и организационному развитию (РАНХиГС, 2009 г, курс А.И. Пригожина).
Моя квалификация: стратегическое управление; описание и оптимизация бизнес процессов; организационное проектирование, мотивация. Я работаю индивидуально, как частно-практикующий консультант, поэтому стоимость услуг адекватная. Убедитесь в этом сами!

______________________________________

Подробную информацию об организационно-финансовых условиях проведения данной диагностической игры см. по ссылке https://tsyganok.ru/igra-vzaimodeistvie/#price

Все мои консалтинговые услуги https://tsyganok.ru/services/

Приглашаю всех в мой телеграм-канал, где больше доп. информации, общения, интерактива!

Начать дискуссию