Давайте разберем этот навык на примере трех абстрактных персонажей. Допустим, у нас есть команда из трех работников (Марины, Алеся и Яна) и их начальника, который постоянно просит перерабатывать, манипулирует подчиненными и проявляет пассивную агрессию (что, кстати, точно не является ассертивным поведением).
Марина сидит на работе до девяти вечера, молча терпит агрессивные нападки начальника и не слушает советы своей подруги, которая предлагает уволиться и найти хорошую работу. Подруга хвалит Марину и считает ее талантливой и ответственной работницей, но Марина смущается от ее комплиментов и не верит им. Девушка может думать, что: «я буду плохим специалистом, если не буду перерабатывать и выскажу недовольство», «мне сложно принимать комплименты от подруги, ведь я не так хороша». Она не понимает свою ценность и боится отстаивать свою позицию.
В это время Алесь, которому также неприятно отношение начальника, тоже кричит на Марину во время работы, выплескивая на нее свое недовольство. Он проявляет агрессию по отношению к работникам ниже его по статусу, не слушает их мнения по важным вопросам. Если бы Алесь проанализировал свое поведение, он мог бы подумать: «когда кто-то говорит мне, что я делаю что-то неправильно, я начинаю злиться и проявлять агрессию», «я не хочу слушать других, потому что считаю только свое мнение истинно правильным». И Алесь, и Марина – не ассертивны. Они не уверены в своей позиции, не могут отстаивать свои границы (или могут только с проявлением социально неприемлемых форм агрессии) и им сложно контролировать свои эмоциональные отклики.
У ребят есть коллега Ян, который уже несколько раз лично и спокойно разговаривал с начальником о его некорректном обращении с работниками. Он не поддавался на манипуляции начальника, не перерабатывал и без чувства вины уходил домой как только заканчивалась его работа, и тем не менее полностью справлялся с теми задачами, которые ему ставились, и даже где-то помогал коллегам. Ян знал, что он хороший специалист и что ему не нравиться терпеть агрессию на работе, поэтому после нескольких разговор с начальником, которые ни к чему не привели, просто уволился. Думаю, вы уже поняли, что Ян как раз является примером человека с навыком ассертивности.