Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

E-commerce в Китае – больше не «бедный родственник» традиционной «розницы»

В последние 5, а то и 10 лет в Китае хорошо заметен тренд на повышение влияния крупных маркетплейсов (Tmall, Pinduoduo, JD) в сфере китайской розничной торговли.

И 2020 год со всеми своими сложностями не только не изменил направление этого тренда, но лишь усилил его. В условиях распространения COVID-19 и периодически накрывающих те или иные китайские города жёстких «локдаунов», роль онлайн-шоппинга в жизни обычных китайцев стала еще более весомой. Например, через Интернет более активно стали покупаться даже продукты питания – хотя до начала прошлого года в Китае сохранялся всё еще довольно большой процент потребителей с низким уровнем доверия к онлайн-продавцам пищевых продуктов.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Однако во многом такой вынужденный опыт снял этот «блок» в сознании покупателей. Результаты опросов показывают, что более половины китайцев и после окончания пандемии будут чаще совершать покупки в онлайн-магазинах, даже если не делали это раньше. Также необходимо принять во внимание, что, хотя по итогам прошлого года общий объём розничных продаж в Китае снизился на 3,9%, объём сделок на онлайн-платформах вырос почти на 15%. В результате, доля китайского e-commerce сейчас превышает 35% от всей розничной торговли в стране.

Кроме того, стоит перечислить ещё два фактора, свидетельствующие о колоссальном влиянии китайских маркетплейсов на торговую индустрию КНР.

Во-первых, благодаря своему широчайшему функционалу (ведение прямых трансляций, возможность загрузки различных аудиовизуальных материалов и др.) Tmall, Pinduoduo и JD превратились в основные площадки для формирования образа бренда, который помогает осуществлять продажи не только в рамках одной платформы, но и через другие каналы сбыта. Именно на маркетплейсах внедряются все наиболее современные и эффективные методы продвижения товаров.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Во-вторых, большое внимание «истории продаж» на торговых онлайн-платформах при принятии решения о работе с тем или иным производителем уделяют дистрибьюторы и крупные китайские торговые сети. Позитивный опыт работы на китайских маркетплейсах не только открывает дорогу на полки магазинов Walmart и Carrefour, но и служит отличным инструментом для укрепления собственных переговорных позиций при обсуждении условий включения вашего товара в ассортиментный ряд.

Учитывая всё это, мы больше не можем говорить о том, что торговля в Интернете в КНР является лишь незначительным дополнением к сбыту продукции через традиционные каналы продаж. Сегодня это важнейшая площадка для сбыта со своими правилами и тенденциями.

Анализ данных – ключ к успеху в работе с маркетплейсами

Для того же, чтобы добиться успеха на этой площадке необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, происходящие на рынке, и держать в фокусе своих основных конкурентов.

Помочь же в этом может использование баз данных, предоставляемых самими торговыми платформами. Они содержат большой массив актуальной информации, которая поможет получить максимально подробное представление о текущей конъюнктуре интересующего вас рынка.

Наиболее полной и продвинутой базой данных располагает маркетплейс Tmall, крупнейшей торговой онлайн-платформы КНР, покупки на которой совершают более половины населения Поднебесной. Анализ базы данных Tmall может дать ответ на все основные вопросы, которые могут возникнуть у компании, уже выставляющих свои товары на Tmall.

Кто является лидерами рынка и вашими основными конкурентами?

База данных Tmall позволяет формировать списки наиболее продающихся брендов в конкретной категории товаров, а отслеживание этого списка на постоянной основе даёт возможность следить за динамикой роста их продаж.

Данная статистика помогает определить, какие именно товары наиболее интересны потребителям в настоящий момент и как они реагируют на новые маркетинговые кампании, проводимые конкурентами. Понимание эффективности работы конкурентов представляется чрезвычайно важным для формирования стратегии продвижения собственных товаров.

Какой уровень цен установился на рынке в настоящий момент?

Рычаги ценовой конкуренции по-прежнему остаются важными инструментами удержания и увеличения собственной доли на китайском рынке. Благодаря анализу данных и мониторингу предложения на Tmall вы сможете получать самую свежую информацию о ценах на продуктах своих основных конкурентов, а также о проводимых ими скидочных акциях.

В свою очередь это позволит вам максимально оперативно корректировать цены на собственный товар для того, чтобы цена на ваш товар была самой привлекательной для потребителя.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Насколько велик сейчас средний чек потребителей при покупке товаров вашей продуктовой категории?

Принимать решение об изменении цен на товары также помогут данные о величине и динамике среднего чека покупателей на товары вашей продуктовой категории.

Эта информация также даст понять, в какую сторону движется интересующий вас рынок – в сторону премиального ценового сегмента или же более экономичного сегмента.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Кто является основной аудиторией товаров подобных вашему и как изменяются доли различных групп покупателей?

С помощью базы данных Tmall можно получать самые точные и свежие данные о том, какие сегменты потребителей (дифференциация по полу возрасту, полу, роду деятельности и месту жительства) наиболее склонны покупать товары в вашей продуктовой категории и доли каких групп покупателей растут быстрее всего.

Более того, из баз данных можно узнать портрет потребителей конкретных брендов, а также портрет пользователей маркетплейса, наиболее интересующихся продукцией из России.

Это позволит наиболее точно настроить таргетированную рекламу и выстроить наиболее действенную стратегию коммуникации с потенциальными клиентами, максимально подстроив её под наиболее «тёплую» аудиторию.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Как именно лидеры рынка рассказывают потребителям о преимуществах своих товаров?

Мониторинг страниц товаров лидеров может использоваться и для изучения коммуникационных стратегий брендов. Промоматериалы продукции в карточках Tmall очень наглядно показывают то, на какие характеристики товаров производители хотят акцентировать особое внимание своих потенциальных клиентов и на какие группы потребителей направлен их месседж в первую очередь.

Впоследствии это информация может быть использована при внесение изменений в стратегию продвижения того или иного товара. Вы можете с одной стороны попытаться «перекрыть» аргументы конкурентов, показав, что ваш продукт ничем не уступает лидерам рынка, а с другой – направить внимание потребителей к тем особенностям продукта, которых нет у ваших конкурентов, и тем самым сделав его уникальным в глазах пользователей маркетплейса.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

Как изменяется объём продаж на рынке в зависимости от времени года?

Статистика продаж за конкретные месяцы прошлых лет даёт возможность спрогнозировать колебания в объёмах продаж на рынке в различные промежутки времени в течение года, а значит и более разумно распределить бюджет на продвижение вашего товара и более тщательно спланировать график поставок продукции в КНР.

Кроме того, эти данные позволят оценить результаты текущей торговой деятельности компании, определив связан ли рост ваших продаж с общей динамикой на рынке.

Ответы на эти и на многие другие важные вопросы вы сможете получить благодаря подписке на наш сервис CHINA MARKET ONLINE. Раз в месяц мы будем присылать вам подробный, но ясный и лаконичный отчёт о ситуации на рынке вашей товарной категории с анализом ситуации и общими выводами.

Как повысить эффективность онлайн-торговли в Китае используя цифровые данные

CHINA MARKET ONLINE поможет вам получить более полное представление о китайском рынке и о ваших позициях на нём для того, чтобы каждый следующий ваш шаг в Китае был рационален и способствовал завоеванию новых лояльный потребителей.

Автор: Данила Петров, руководитель отдела аналитики RUSFAIR

1
Начать дискуссию