Виртуальное в реальном и интерактивность. Какие тренды мультимедийных технологий будут актуальны в 2024 году

Без мультимедийных технологий сегодня не обходится практически никакое мероприятие: на выставках, концертах, фестивалях, городских ярмарках все чаще можно увидеть мультимедийные экраны, интерактивные панели и инсталляции. Организаторы ищут способы удивить посетителя, создать для него уникальный и захватывающий опыт. К технологиям тянутся даже довольно консервативные музеи. Владимир Розин, генеральный директор ИТ ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ, рассказал, какие мультимедийные технологии будут актуальны в 2024 году, где они применяются и куда движется рынок.

Виртуальное в реальном и интерактивность. Какие тренды мультимедийных технологий будут актуальны в 2024 году

Дополненная и виртуальная реальность

AR и VR сегодня практически везде, в том числе и на фестивалях, концертах, выставках, в театрах, ресторанах, шоу-румах. С каждым годом появляется все больше возможностей для реализации идей дополненной и виртуальной реальности, технологии постепенно становятся дешевле, что приводит к их более активному применению.

В картинных галереях AR позволяет заглянуть в историю создания полотна, узнать больше о произведении: такой опыт посетителям предложила Третьяковская галерея в рамках проекта «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное». Кроме того, дополненная реальность может создать виртуального гида — такую идею реализовали все в той же Третьяковской галерее, только в Новой Третьяковке, на выставке «Век спорта».

В музеях AR «оживляет» скелеты динозавров и позволяет им «гулять» по залам. Также дополненная реальность активно проникает в квесты: после сканирования QR-кода посетители ищут в физической реальности виртуальные объекты, отображающиеся на экранах.

Виртуальная реальность с точки зрения реализации сложнее и дороже, однако и она постепенно превращается в востребованный мультимедиа-инструмент. Весной 2023 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга предложил посетителям попробовать совершить виртуальный побег из Петропавловской крепости. В Музее железных дорог можно погулять по виртуальному императорскому поезду, курсировавшему по маршруту «Санкт-Петербург — Хельсинки». А в Центре современного искусства МАРС благодаря VR посетитель попадает в Нотр-Дам-де-Пари.

Большинство реализованных VR-проектов для музеев и выставок пока подразумевают, что человек попадает в виртуальное пространство и наблюдает за всем со стороны. Он просто бродит по виртуальному собору или по виртуальному поезду. То есть, технология накладывает дополнительный слой реальности.

Дальше могут начать появляться проекты, в которых человек будет получать тактильные ощущения — например, от брызгов воды в лицо, или взаимодействовать с виртуальными объектами и чувствовать их: без дополнительных носимых устройств кроме очков или гарнитур. Такие технологии возникают на рынке, но пока им далеко до массового применения.

Виртуальное в реальном и интерактивность. Какие тренды мультимедийных технологий будут актуальны в 2024 году

Видеомэппинг

Год за годом видеомэппинг или 3D-мэппинг становится все более востребованным на самых разных мероприятиях, на самых разных площадках. Можно сказать, что сегодня это одна из наиболее универсальных мультимедийных технологий. И в сравнении с, например, дополненной или виртуальной реальностью, с голографией она относительно доступная и с точки зрения бюджета, и с точки зрения реализации.

С помощью видеомэппинга сейчас уже не просто создают шоу на стенах городских зданий, в том числе в рамках световых фестивалей, но и повышают историческую ценность музеев. Благодаря видеомэппингу в Национальном музее искусств Каталонии посетители могут увидеть восстановленные фрески церкви Сан-Клементе де-Таулл, и для этого не пришлось как-то физически трогать стены музея.

В зависимости от того, на какую именно поверхность направляется проекция, можно говорить либо об архитектурном мэппинге, либо об объектном. Первый вариант — когда картинка вырисовывается на здании: например, на фасаде Главного штаба в Санкт-Петербурге мультимедийный спектакль рассказывал зрителям о Петре I. А объектный мэппинг подразумевает, что проекция направлена на произвольный объект вроде статуи, тарелки или даже артиста на сцене.

Основной инструмент создания 3D-мэппинга — проекторы. Их мощность подбирается в зависимости того, на какой объект будет направлена проекция. Для зданий нужны очень сильные устройства: мощностью в 30 000 люмен. Для небольших объектов цифры могут быть в 5-10 раз меньше. А при создании видеоряда для проекции в специальном ПО формируется 3D-модель поверхности, на которую будет направлен проектор.

Сегодня главная «инновация» в видеомэппинге — это совершенствование инструментов, позволяющих реализовать технологию, до той стадии, когда можно будет выполнять максимум действий «из коробки». Не искать или выдумывать решения для каждой мелкой задачи, а большую часть вопросов закрывать уже подготовленным для этого оборудованием. Безусловно, это не значит, что видеомэппинг скоро можно будет реализовать просто по нажатию одной кнопки, но все же техническая сторона вопроса постепенно становится проще.

Кинетические технологии

Движение объектов в пространстве по четко заданному рисунку притягивает взгляд, и часто кинетические технологии становятся эффективным элементом декора. В ивент-индустрии и в сфере развлечений такие технологии пока применяются редко. Преимущественно их можно увидеть в музеях и на выставках, а также в общественных местах вроде торговых центров, бизнес-комплексов и ресторанов.

В ресторане Twins Garden создали парящий сад с танцующими в воздухе овощами и фруктами. А в «Ленинград центре» посетители могут увидеть световую кинетическую инсталляцию из LED-шаров, которые не только движутся, но и меняют цвет.

Основу технологии составляют лебедки, к которым крепятся объекты. Движение настраивается индивидуально для каждого объекта и автоматизируется программой. Для более яркого зрелища оно может дополняться звуковым сопровождением.

У эффектной инсталляции есть два главных условия. Первое — движение: важно, чтобы рисунок был продуман. Второе — объекты: это могут быть LED-светильники, LED-трубки, или не светящиеся предметы. Но свет добавляет инсталляции зрелищности, его яркость или оттенки можно менять в соответствии с рисунком движения.

Виртуальное в реальном и интерактивность. Какие тренды мультимедийных технологий будут актуальны в 2024 году

Голографические технологии

Голограмма — хороший способ придать месту или событию футуристичности, а то и волшебства. С ее помощью можно показать виртуальный объект со всех сторон, внести разнообразие в физическую экспозицию, сделать более зрелищным шоу. Очень часто голограммы применяют именно на концертах: «воскрешают» звезд эстрады, как это было в 2020 году с концертным туром Уитни Хьюстон, отправляют петь голографические аватары еще живых артистов, как ABBA в 2022 году. А то и создают исключительно голографического артиста — азиатский тренд, известный по проектам Vocaloid (Hatsune Miku) и Egoist.

В сценических проектах голограмма реализуется при помощи натянутой пленки, на которую проектор направляет изображение. Также может применяться голографическое стекло, позволяющее создать голограмму на реальном объекте — получается своеобразное смешение реальности.

Но самое интересное направление сегодня — это интерактивная голограмма: позволяющая зрителю или посетителю мероприятия с ней взаимодействовать. Например, в музее Победы на Поклонной горе есть интерактивные голограммы солдат, которые начинают разговаривать с посетителем, если он встает в следы ботинок на полу. Таких проектов в ближайшее время будет становиться больше, поскольку интерактив — ключевой тренд во многих отраслях.

Интерактивная голография может применяться и для создания экспозиций, с которыми зритель может взаимодействовать, и для создания виртуальных ассистентов. Например, в музейном зале такой помощник может рассказывать посетителям больше об экспозиции. Решения для реализации идеи на рынке появляются — как куб Holobox, представленный на CES 2024 (Выставка потребительской электроники). Правда, до массового распространения им пока далеко.

В целом, сегодня и в отношении оборудования, и в отношении технологий главный тренд — это повышение качества и новых возможностей. За последнюю пару лет здесь не появилось каких-то прорывов и инноваций и маловероятно, что они появятся в ближайшее время. Рынок делает ставку на совершенствование оборудования, на поиск новых идей применения видеомэппинга, VR и других инструментов. Кроме того, все чаще в мультимедийных проектах делается акцент не на технической сложности, а на идее и контенте.

Начать дискуссию