Пять технологий для музея, опережающих время

В сознании многих людей музеи постепенно перестают ассоциироваться с неживым, статичным местом, где просто собраны сотни и тысячи разных экспонатов. А визит в музей — с задумчивым и молчаливым переходом от одного объекта к другому. Цифровые технологии проникают в культурную сферу и превращают музеи и выставки в яркое, увлекательное пространство, с которым посетители могут взаимодействовать. Могут трогать объекты, слушать их, заглянуть внутрь, погрузиться в историю, чтобы получить более эмоциональный и многогранный опыт. Рассказываю, каким будет музей будущего и какие технологии станут вскоре привычными для посетителей.

Виртуальная и дополненная реальность

Даже в самых традиционных музеях, которые стремятся сохранить дух старых времен и классики, постепенно появляются AR и VR — технологии дополненной и виртуальной реальности. Они могут стать частью практически любого объекта экспозиции: от картины и скульптуры до всего зала.

Например, при помощи AR посетитель выставки, наведя на картину смартфон, увидит, как она создается или как на его глазах развивается запечатленный художником сюжет. А VR может сделать часть выставок и вовсе целиком виртуальными, как в Центре «Марс». Но с внедрением VR немного сложнее, чем с AR, поскольку для реализации часто нужны специальные гарнитуры, а они не дешевые. Поэтому пока не каждый музей может их себе позволить, но примеры уже есть, и не только за рубежом.

Сейчас музей железных дорог России в Санкт-Петербурге предлагает, благодаря VR, исследовать императорский поезд, курсировавший между Санкт-Петербургом и Хельсинки, и пройти в нем целый квест по поиску утерянных предметов. А Третьяковская галерея позволяла при помощи VR-технологий оказаться в мастерских Казимира Малевича и Натальи Гончаровой. И не просто посмотреть интерьер, а прикоснуться к нему и даже написать свое полотно по мотивам уже существующих.

«Мы вместе с местными жителями и краеведами создаем бесплатные цифровые аудиогиды по городам и национальным местам страны, показываем многообразие и яркость природных богатств страны в VR-фильмах, а через дополненную реальность (AR) помогаем прикоснуться к знаковым событиям мест. Осенью был создан VR-фильм про участок „Оглахты“ заповедника „Хакасский“, благодаря которому у всех появилась уникальная возможность увидеть скопление наскальных рисунков, а также стилизованную скульптуру „Гнездо динозавра“, состоящую из кладки яиц крупных тероподов. На Эльбрусе мы обеспечили спасателей умными GPS-трекерами, которые помогают им оставаться на связи с туристами во время восхождения. А с помощью аудиоэкскурсий с элементами дополненной реальности (AR), созданных по „Аптекарскому огороду“ и сочинскому „Дендрарию“, взрослые и дети „оживят“ исторические события и героев интерактивных рассказов», — делится руководитель департамента развития экосистемных продуктов МТС Live Ольга Юркова.

Интерактивные инсталляции

Приходящие в движение картины и меняющиеся карты глубже погружают посетителя в то, о чем рассказывает экспозиция. Такие технологии могут быть не только визуальными — их дополняют сенсорными элементами, которые, например, позволяют взаимодействовать с той же картой и видеть в деталях, что именно менялось в процессе движения материков.

Интерактивные инсталляции могут использоваться по-разному. Например, в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, открылась экспозиция «Проект 1812», посвященная 210-летию Отечественной войны. На интерактивных экранах посетители видят, как начинались события 1812 года, как случился пожар в Москве и как ее отстраивали заново. Яркие динамичные картины дополняет иммерсивный аудиоспектакль.

Также в музеях появляются игровые инсталляции: сенсорные столы и интерактивные карты, с которыми можно взаимодействовать и смотреть на то, как от каждого прикосновения развивается история. Благодаря таким технологиям поход в музей или на выставку превращается в приключение. Например, в Курском музее появились инсталляция и игра-викторина на тему Курской битвы. А в Краеведческом музее Сургута — инсталляция, позволяющая узнать историю региона.

И помимо этого, инсталляции могут превращать в музей практически любое пространство — достаточно ровных стен и полов, а еще небольшого количества оборудования. Это доказал «Artplay»: в Центре цифрового искусства открылась выставка «Французский импрессионизм». Посетители знакомятся с копиями произведений лучших художников Франции, но не в классическом формате «стены и картины в рамах». Полотна Тулуза-Лотрека, Ван Гога, Моне и других покрывают стены и полы, позволяя детально рассмотреть эти произведения и погрузиться в них практически буквально с головой. Проекторы и специальные экраны — все, что нужно, чтобы создать музей в любом пространстве и подарить посетителю новый эмоциональный опыт.

Например, сейчас в Artplay проходит интерактивная выставка «Искусство Японии: от Хокусая до современности». Во время показа предметы c картин и герои оживают на экранах, давая посетителям полное погружение в мир японской культуры.

Пресс-служба госкорпорации «Ростех» делится применением современных технологий в экспозиции музея Калининградского комбината. Главная задача для дизайнеров и инженеров музея «Янтарная палата» — максимально задействовать возможности видеовизуализации в формате 3D для передачи всей цветовой палитры «солнечного» камня. Музей «Янтарная палата» оснащен 24 мультимедийными стендами. Каждый стенд посвящен отдельной тематике. На медиаплеер загружены образовательные видеоролики и научно-популярные фильмы о янтаре, которые автоматически транслируют информацию на стенд. Для работы стендов используются сенсорные экраны, реагирующие на движения рук. Благодаря технологиям инфракрасной рамки посетители могут вручную выбрать любой самородок из цифровой коллекции и подробнее узнать о его уникальных свойствах.

Оживающие скульптуры

Смотреть на статую Давида или бюст Нефертити — приятно, особенно ценителям античности и культуры древних времен. Но если камень «оживает»: показывает мимику на лицах, движение тканей на теле или даже способен заговорить, — знакомство с искусством становится намного увлекательнее. Этого эффекта музеи добиваются при помощи 3D-проекций.

Один из примеров такой технологии — памятник физику и лауреату Нобелевской премии Николаю Басову от IT ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ, установленный в Липецкой области, в городе Усмань. Днем он ничем не отличается от классических скульптур: стандартный бюст на постаменте, разве что рядом стоят сенсорные панели с биографией ученого. Но вечером он разговаривает с проходящими мимо людьми.

Установленные рядом проекторы передают на бюст Басова его динамический 3D-портрет, благодаря чему на лице отображаются мимика, включая движение губ, и эмоции. «Оживают» даже детали одежды: медали на груди, пиджак. А после приветственная речь сменяется световым представлением, которое запускается по расписанию. Продолжительность шоу и наполнение можно менять в системе. Бюст Басова включили в список лучших мультимедийных памятников мира.

Сенсорные технологии

Возможность управлять всем, что находится в музейной или выставочной экспозиции, создает максимально яркий эффект погружения. Для этого используются сенсорные элементы, которые реагируют на малейшее движение посетителя, часто даже без прикосновения к чему-либо. Например, достаточно сделать движение руками в воздухе, чтобы на картине с северным сиянием начали смешиваться цвета. Часто сенсорные элементы идут в сочетании с интерактивными инсталляциями.

Например, в Галерее современного искусства в Казани в декабре 2021 года открылась выставка «Николай Рерих». Базой стали картины из Русского музея, и к ним организаторы добавили интерактивные элементы. Посетители могут пролететь над горами, которые рисовал Рерих, управлять северным сиянием или написать собственную картину на основе творчества Рериха, просто двигая руками и телом.

«В музейно-выставочном центре “Микула” в 2023 году планируется обновление экспозиции в историческом зале музея и доработка экспозиции в зале советского быта. Музеем приобретено оборудование для размещения в экспозиции звуковых инсталляций. В перспективных планах на следующие годы — включение в обновленные экспозиции сенсорных технологий», — рассказывает директор музейно-выставочного центра “Микула” Ольга Обидор.

Еще один проект, который реализовала московская IT ГРУППА ОТКРЫТИЕ, воздействует на слух, зрение и рецепторы кожи в Центре социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая в Москве. Главный объект — огромный экран, который подсвечивают два сшитых проектора. Широкая картина создает впечатление бесконечного пространства. Это дополняется объемным звуком, который распространяется равномерно в каждой точке комнаты благодаря потолочному размещению его источников. В сенсорной комнате можно самому создавать звуки, играть со светом с помощью ударов на барабанах. Помимо этого, от движений рук создается музыка, а рисунки детей превращаются в настоящие картины и многое другое.

Умное пространство

Прикоснуться к лупе и рассмотреть детали любого музейного экспоната, открыть книгу, поместить закладку на понравившееся место и прослушать историю, дотронуться до пояса, который носили солдаты, и оказаться в укрепленном лагере в Итальянских Альпах — все это становится возможным благодаря умным вещам. И это интересная замена классическим аудиогидам, которые просто последовательно рассказывают об объекте из наушников или динамика смартфона посетителя.

Такие умные вещи, которые встраиваются в экспозицию музея, создает meSch. В пространство экспозиции встраиваются датчики, которые реагируют на взаимодействие посетителя с умной вещью. Есть похожие примеры и в России: например, мультимедийная книга в Музее истории Екатеринбурга, на страницах которой как по волшебству появляются динамические старые карты и рассказы о прошлом.

Музей железных дорог России был открыт всего 5 лет назад, к их 180-летию. Уже на стадии проектирования авторы продумали использование технологий умных пространств в экспозиции. Основа коллекции музея — уникальное собрание оригинального подвижного состава: вагонов, паровозов, электровозов, тепловозов и другой железнодорожной техники. Рядом с каждым экспонатом установлен сенсорный киоск с основной информацией, подробной характеристикой, чертежами и фотографиями. Например, детализированный макет станции Владивосток дает возможность не только с высоты птичьего полета увидеть крупный железнодорожный узел во времена Русско-японской войны (1904–1905), но и, передвигая по монорельсу сенсорный экран вдоль макета, нажимать на интересующие объекты и узнавать подробности.

Представитель музея железных дорог, Алиса Картошкина, рассказывает: «Наша цель — создание цифровой экосистемы. Каждый посетитель — вне зависимости от того, где он находится, сколько ему лет, какой у него уровень знаний, — найдет для себя интересный ракурс для изучения железнодорожной истории нашей страны. И это путешествие во времени и пространстве станет для него не только увлекательным, но и интуитивно понятным, комфортным».

11
Начать дискуссию