Проектный метод планирования для предпринимателей и «свободных художников»

Классические списки дел на день — худший способ планирования, который можно себе представить в условиях высокой занятости.

Почему проектный метод, а не списки дел на день

Предприниматели, фрилансеры и вообще «свободные художники», которые приходят к пониманию необходимости заниматься планированием, обычно сталкиваются с такими проблемами:

  • У них много задач
  • Сложность этих задач варьируется от простых и быстрых до сложных и долгих
  • Задачи, зачастую, относятся к разным сферам деятельности и требуют переключения с одной категории дел на другую

Примеры:

  • Основатель стартапа, которому необходимо заниматься вопросами, связанными с разработкой, привлечением клиентов и организацией работы команды
  • Дизайнер-фрилансер, который работает над заказами, параллельно развивает свой личный бренд, занимаясь написанием статей и обзоров, а еще параллельно учится (хотя, скорее, преподает) в Британке
  • Блоггер, которому нужно ежедневно работать над контентом, развивать свою тематическую экспертизу (развлекательную или прикладную) и заниматься продвижением

В таких условиях попытки организовать дела с помощью составления списка задач на день не работают, потому что обычно ведут к следующей последовательности событий:

  • Составляется список дел на день (скажем, на завтра)
  • На следующий день список открывается и тут же демотивирует тем, что в нём много задач
  • Вдобавок к прокрастинации, вызванной муками выбора из длинного списка, добавляется естественная суета и текучка рабочего дня
  • В результате, к концу дня список дел выполняется не полностью, часть дел переносится на завтра
  • На следующий день история повторяется, список дел приобретает огромные размеры и демотивирует еще больше

В итоге получается, что список дел не помогает, а мешает. Даже если много работать, осознание, что в конце дня выполнено не всё, демотивирует и снижает эффективность.

Все из-за того, что мы крайне плохо оцениваем свои ресурсы, сложность решаемых задач и энергозатратность переключения между ними. Поэтому легко понадеяться на себя завтрашнего и заполнить список дел под завязку. А на следующий день сдуться под тяжестью реальности.

В условиях высокой загрузки лучше вообще не заниматься планированием, чем использовать списки дел на день. Они подходят только для малой нагрузки и механических, а не интеллектуальных задач.

Проектный метод, в свою очередь, направлен на создание ощущения постоянного прогресса и спокойствия, вызванного структуризацией активностей.

Суть проектного метода

Проект — это когда сложная составная задача разбивается на простые шаги таким образом, чтобы было понятно что делать в первую очередь, а не ломать голову с чего начать, глядя на задачу в списке дел.

Примеры проектов

Проект № 1:
Написать и опубликовать пост о сетевом эффекте как основном инструменте дистрибуции для утилитарных сервисов и приложений

Задачи:

  1. Определиться с основной площадкой размещения поста (VC, Хабр, Medium, социальные сети)
  2. Сформулировать основную мысль статьи в одном предложении
  3. Определиться с CTA в конце поста (куда вести аудиторию после прочтения — в телегу или на курс?)
  4. Подготовить план поста
  5. Описать сценарий развития типичного проекта на примере заметочного сервиса
  6. Сформулировать адаптированный сценарий развития сервиса с добавлением функций коллабораций
  7. Сформулировать основные выводы статьи, развивая основную мысль
  8. Подготовить первый черновик полного текста
  9. Скорректировать и отредактировать текст
  10. Опубликовать статью на основной площадке
  11. Сделать репосты статьи во вспомогательных каналах

Проект № 2:
Запустить предзаказ курса «Принципы самоорганизации и планирования»

Задачи:

  1. Составить список тем для курса
  2. Подготовить план курса, добавив описания к темам
  3. Написать текст для секции «Как устроен курс» лендинга
  4. Адаптировать план курса для секций «Программа курса» и «Главные темы» лендинга
  5. Описать тарифы и определиться с их стоимостью
  6. Написать первую итерацию текста для секции «Частые вопросы»
  7. Передать тексты для лендинга дизайнеру
  8. Настроить оплату курса на стороне Tilda
  9. Поменять домен сайта с курсами на стороне эквайринга
  10. Адаптировать обработку приема платежей на нашем бэкенде для нового курса
  11. Финально вычитать все тексты на лендинге и опубликовать его
  12. Опубликовать анонсы нового курса в личных социальных сетях
  13. Опубликовать анонсы нового курса в социальных сетях Хаос-контроля
  14. Добавить ссылку на курс в Welcome-email’ы для новых пользователей Хаос-контроля
  15. Опубликовать новые сборки Хаос-контроля со ссылкой на курс в App Store и Google Play

В органайзере эти проекты будут выглядеть так:

Примеры проектов в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fplay.google.com%2Fstore%2Fapps%2Fdetails%3Fid%3Dcom.tarasovmobile.gtd&postId=497600" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хаос-контроль для Android</a>
Примеры проектов в Хаос-контроль для Android

Как видите, проекты, представляя собой простейшие списки задач, имеют важные свойства:

  • Формулировка самого проекта — обозначение конкретного желаемого результата (цели)
  • Каждая задача — простое прямолинейное действие, которое можно просто взять и выполнить, не мучаясь вопросами как к нему подступиться
  • Выполнение проекта представляет собой последовательное продвижение вперед по задачам. В каждый момент времени понятно, что делать дальше, чтобы проект двигался дальше

Основной плюс проектов в том, что такой простой подход организации задач хорошо подходит для людей с предпринимательским складом ума, привыкшим мыслить категориями целей. Когда каждая задача, которую ты выполняешь, привязана к какой-то конкретной цели, это создает ощущение прогресса и мотивирует двигаться вперед. Сравните это с демотивацией от списков дел на день.

Декомпозиция сложной задачи в проект

Теперь давайте посмотрим как трансформировать комплексную задачу в проект.

Допустим, я работаю продакт-менеджером в стартапе, и мне нужно подготовить прототип мобильного приложения. У меня есть ресурс из дизайнеров, которые будут отрисовывать прототип, а мне нужно предоставить им необходимые для отрисовки материалы в виде документации, блок-схем и комментариев. С чего начинать — непонятно, что должно быть в проекте — тоже.

Приступим. Наша задача заключается в подготовке прототипа первой версии приложения. Зафиксируем название проекта:

Проектный метод планирования для предпринимателей и «свободных художников»

Очевидно, первым делом нужно определиться с целями создания прототипа, потому что они окажут влияние на закладываемую в прототип функциональность, на его облик и то, как будет организована работа. Это наша первая задача в проекте:

Проектный метод планирования для предпринимателей и «свободных художников»

В данном случае, логичнее сперва решить эту задачу, а потом уже далее заполнять проект. Итак, прототип нужен, чтобы:

  • вся команда проекта одинаково понимала как выглядит и работает продукт
  • показывать его раннему сообществу пользователей и собирать их обратную связь
  • показывать его инвесторам и партнёрам, чтобы учитывать их комментарии
  • нарезать из него скриншоты, гифки и видео, которые можно будет использовать на сайте, в социальных сетях и, тем самым, демонстрировать прогресс проекта
  • ускорить процесс разработки реального приложения и, тем самым, сэкономить на нём

Как видите, суть прототипа состоит в том, чтобы привести видение всех участников команды проекта к единому знаменателю и чтобы «светить лицом» проекта во вне, создавая ажиотаж и видимость прогресса. Исходя из этого, понятно, что:

  • прототип должен обладать более-менее приличным дизайном, поскольку показывать людям скупые серые макеты — это не очень
  • дизайн прототипа стоит проработать сразу, потому что начать показывать экраны инвесторам и партнерам лучше как можно раньше

Получается, что нужно в короткие сроки нарисовать какие-то приличные экраны с претензией на дизайн.

Наиболее простой способ это сделать — использовать тёмное оформление с яркими элементами UI. Это требует минимум усилий на стороне дизайнеров, не сильно отвлекает от проектирования логики, а на выходе быстро получаются вполне приятные экраны приложения. А чтобы начать показывать прототип как можно быстрее, в первой версии реализуем один, ключевой, пользовательский сценарий.

Поэтому выполняем первую и единственную задачу в проекте и дополняем его двумя новыми:

Проектный метод планирования для предпринимателей и «свободных художников»

Помимо документа с описанием сценария, дизайнерам понадобится блок-схема переходов между экранами, которые задействованы в этом пользовательском сценарии. Плюс каждый из этих экранов нужно описать в контексте того, что на нем расположено и как он себя ведет. Поэтому добавляем еще две задачи:

Пример проекта в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchaos-control.mobi%2Fmac%2F&postId=497600" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хаос-контроль для Mac</a>
Пример проекта в Хаос-контроль для Mac

Как видите, мы довольно быстро пришли от состояния «как подступиться к этому проекту?» к ясному пониманию первых шагов. В данный момент мы не особенно представляем себе что будет происходить в рамках этого проекта после завтрашнего дня, но это не страшно. Главное, что зафиксирована цель, понятен ориентир и спланированы следующие шаги в его сторону.

Подготовив материалы для завтрашнего созвона с дизайнерами и объяснив им, что мы отрисовываем вот этот конкретный сценарий, а также делаем это в темной теме оформления, мы естественным путем приходим к такому содержанию проекта:

Пример проекта в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchaos-control.mobi%2Fmac%2F&postId=497600" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хаос-контроль для Mac</a>
Пример проекта в Хаос-контроль для Mac

Кажется, мы тут уже нашли свой процесс работы над проектом: описываем очередной сценарий, отдаем его на отрисовку дизайнерам. И так со всеми сценариями прототипа, пока они не закончатся.

Предположим, что в какой-то момент дизайнеры возвращаются с отрисованным первым сценарием. Глядя на первый драфт прототипа, мы видим, что нужно внести правки в макеты, а в самом сценарии нарисовалась проблема — он какой-то сложный. Нужно обсудить с командой изменения в архитектуре авторизации, чтобы упростить его. Плюс оказалось, что не хватает иконки, которую никто не нарисовал. Поэтому проект дополняется такими задачами:

Пример проекта в органайзере <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchaos-control.mobi%2F&postId=497600" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хаос-контроль</a>
Пример проекта в органайзере Хаос-контроль

Обратите внимание, что мы постепенно продвигаемся вперед — появляются первые драфты прототипа, возникают и решаются проблемы, происходят обсуждения. И все это время мы находимся в рамках проекта-контейнера, который объединяет все эти активности вокруг четкой цели.

Такая организация задач в привязке к желаемому результату создает ощущение фокуса, прогресса и ясности дальнейших действий.

Организация проектов по категориям

Теперь представьте себе, что для любой комплексной задачи вы создаете проекты и работаете с ними как в примере выше. Очевидно, что у занятых людей таких проектов будет много, поэтому нужно как-то их организовывать.

Для этого есть смысл объединять проекты по категориям. В Хаос-контроле это делается с помощью папок:

Проектный метод планирования для предпринимателей и «свободных художников»

При организации проектов по категориям стоит следовать следующим рекомендациям:

  • Ваша основная задача при использовании проектного метода — создание простой и интуитивно понятной структуры ваших проектов. Такой, чтобы вы знали где что искать и не тратили много времени в поисках нужного проекта где-то в дебрях навигации по папкам
  • Старайтесь не создавать огромное количество вложенностей в папках и не плодить категории. Регулярно пересматривайте структуру своих папок. Если видите, что какая-то категория покрылась пылью, и в ней лежит богом забытый проект, значит стоит удалить эту категорию вместе с ее содержимым
  • Каждая категория, которую вы заводите в органайзер, должна активно использоваться. Проекты в ней должны создаваться и выполняться, а не лежать нетронутыми. В органайзере стоит хранить только актуальные проекты в работе, а не задачи и цели из серии «когда-нибудь потом» и «хорошо быть сделать». Неактивные категории, проекты и задачи только замусоривают органайзер и ухудшают его эргономику

Последний совет может показаться несколько контр-интуитивным на фоне классических тайм-менеджерских рекомендаций «хранить все в одном месте — и задачи на сегодня, и мечты о будущем». Это один из самых вредных советов в контексте планирования, потому что тогда органайзер становится свалкой несбывшихся надежд, а не стабильно работающим инструментом.

В идеале вы должны стремиться к тому, чтобы ваш органайзер бы пустым, потому что вы в нем все выполнили, а не заполненным под завязку, потому что вы туда записываете то, что не собираетесь делать.

В любом случае, использование папок сильно упрощает жизнь в случае большого количества проектов. Но много проектов = много задач, а это вызывает очевидный вопрос как в течение рабочего дня работать над задачами из разных проектов. Но это тема для отдельной статьи.

Эта статья — адаптированная версия первого письма из email-курса «Принципы самоорганизации и планирования».

P. S. Я завел Telegram-канал, в котором пишу про различные аспекты создания ИТ-продуктов (да и любых продуктов, в общем-то) и как организовывать созидательный процесс. Присоединяйтесь.

99
1 комментарий

Круто написано! 🔥

1
Ответить