Смещение центра потребления на Восток: как это влияет на международную логистику

Смещение центра потребления на Восток: как это влияет на международную логистику

Транспортная логистика – одна из многочисленных сфер, которая столкнулась с серьёзной перестройкой из-за новых западных санкций. Первый крупный вызов (не только в РФ, но и во всём мире) стал следствием пандемии коронавирусной инфекции. В условиях остановившегося производства, ограничений в циркуляции транспорта, закрытых границ, невозможности самостоятельного передвижения произошли глобальные сбои в цепочках поставок различных товаров, как следствие, повышения тарифов на грузоперевозки.

Снятие ограничений позволило довольно быстро восстановить логистику. Отрасль ждала качественную трансформацию с активной цифровизацией, внедрением новых программ и аппаратных средств, развитием e-commerce и т. д. За январь 2022 объёмы торговой ВЭД российских компаний существенно выросли (прирост экспорта – 70%, импорта – 40%).

Однако не до конца оправившаяся российская торговая логистика столкнулась с более серьёзным испытанием – многочисленными санкциями коллективного Запада. Как показывают данные Евростата, за 2022 год объём поставок европейской продукции в нашу страну уменьшился с 9.7 до 7.1 млрд. евро. В условиях таких ограничений Россия начала налаживать импорт продукции из азиатских стран (КНР, Турция, Иран, Индия, ОАЭ и пр.). При этом начал активно применяться параллельный импорт европейских товаров: за 2022 год в Турции был замечен прирост на 24%, а в странах СНГ – более чем вдвое (например, в Казахстане – на 140%).

Причины переориентирования логистики на Восток

Западные санкции против РФ кардинально повлияли на многие транспортные компании. Международные экономические связи претерпели масштабную перестройку, вследствие чего трансформировались логистические цепочки поставок, изменились маршруты и объёмы грузоперевозок. Также изменилась и структура товарооборота: морской и авиатранспорт стали менее востребованными в процессе грузоперевозок, а железнодорожный и автомобильный – наоборот, начали применять намного активнее.

Поскольку крупнейшие морские линии и хабы ЕС отказались от приёма российских грузов, северо-западные порты нашей страны оказались частично заблокированными (импорт уменьшился на 50%, экспорт – на 60%). Геополитические и экономические конфликты с Западом показали важность ускоренного развития взаимоотношений со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В результате российские власти сформировали устойчивую концепцию «Поворота на Восток».

Официальная информация FESCO показывает, что за первое полугодие 2022 ведущие транспортные компании увеличили экспортный поток из дальневосточных портов на 21%, а контейнерный поток Global Ports вырос на 29%. В 2023 и 2024 году продолжился рост экспортного потока – только за прошлый год наращивание составило 30%.

По результатам опроса российских экспертов в сфере логистики, к главным факторам, повлиявшим на «азиатское переориентирование» отечественных транспортных компаний, отнесли прекращение сотрудничества с крупными контейнерными перевозчиками, дефицит морского транспорта, запрет на экспорт различных грузов, изменчивость курса доллара.

Согласно данным, опубликованным на портале Infra-News, только за 2022 Дальневосточный бассейн показал прирост в перевалке контейнеров на 10.45% (до 1.49 млн. TEU), за 2023 год – ещё на 12% (до 1.57 млн. TEU). Арктический бассейн показал прирост на 38/% в 2022, а вот в 2023 объём снизился на 8.8% (164,7 тыс. TEU). В Балтийском бассейне в 2022 был замечен обвал контейнерной перевалки на 82% оборота (до 748 тыс. TEU), хотя в 2023 ситуация улучшилась (рост до 1.22 млн TEU).

Как происходит переориентирование российской логистики на Юг и Восток

Российские транспортные компании столкнулись с необходимостью изменения структуры контейнерного товарооборота по сценарию «Поворота на Восток». К счастью, им удалось довольно быстро адаптироваться к изменившимся условиям отрасли. Всего за несколько месяцев удалось добиться кардинальной перестройки логистических цепочек, закупки необходимого транспорта и оборудования.

При реализации таких планов была выявлена ещё одна проблема – недостаточные пропускные способности морских и ЖД терминалов. Это привело к увеличению срока ожидания с возможностью пристать к причалу (в среднем в два раза). При этом эксперты отметили острую нехватку фитинговых площадок для перегрузки морских контейнеров на железную дорогу непосредственно в портах.

Для решения вышеупомянутой проблемы из федерального и региональных бюджетов РФ начали выделять существенные средства на модернизацию портов, особенно на Дальнем Востоке. Реализуя федеральный проект, к 2024 г. удалось добиться увеличения суммарной мощности мультимодальных ТЛЦ до 51,6 млн. тонн. По словам Президента России Владимира Владимировича Путина, Сибирь и Дальневосточный регион – это «национальный приоритет РФ на ближайшие десятилетия».

Казалось бы, западные санкции и мировая геополитическая ситуация призваны снизить торговую активность России. К счастью, благодаря довольно быстрой адаптации и перестройке торгово-экономических связей удаётся успешно переориентировать логистическую отрасль со смещением акцента от Запада на Юг и Восток. Сегодня российским транспортным компаниям удаётся выстраивать крепкие торговые отношения с представителями азиатско-тихоокеанского региона, развивая собственные логистические мощности с замечательными перспективами.

Если вы ищете надёжную транспортную компанию для доставки товаров из Китая, Индии, Турции и других стран можете обратиться за помощью в Free Lines Company. Мы предоставляем комплексные логистические услуги «под ключ», сотрудничая с разными представителями МСБ. Чтобы подробнее изучить условия сотрудничества, перейдите на сайт нашей компании.

22
Начать дискуссию