«ГосЛог»: цели внедрения национальной цифровой платформы от Минтранса

«ГосЛог»: цели внедрения национальной цифровой платформы от Минтранса

В Минтрансе РФ заявили, что до начала 2025 года они начнут запускать сервисы «ГосЛог» (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа – НЦТЛП), хоть и в тестовом формате. На первом этапе станут доступными три приложения: «единое окно» ЭДО с госструктурами, цифровые профили участников логистической отрасли, прослеживаемость грузов.

В 2025-26 гг. для участников транспортно-логистической сферы будут запущены ещё 9 сервисов. Проект «ГосЛог» создан Минтрансом для увеличения средней скорости мультимодальной доставки товаров и общего объёма грузоперевозок, а также оптимизации загрузки транспортной инфраструктуры страны.

Что ждать бизнесу и отраслевым экспертам от внедрения «ГосЛога»? Ответ на этот вопрос мы и выясним сегодня.

Основные особенности работы и цели создания госплатформы

В августе 2024 года в Минтранса РФ заявили о тестовом запуске НЦТЛП «ГосЛог». Главной целью экспериментального испытания является проверка системы по нескольким мультимодальным маршрутам, выявление «слабых» мест с отсутствием обмена электронной документацией. Также пилотный проект даст понимание причин возникновения разрывов в логистических цепочках и поможет разработать меры по их устранению.

Первые экспериментальные маршруты грузоперевозок для «ГосЛога» объявили на ПМЭФ-24. Они охватят несколько импортно-экспортных и внутрироссийских маршрутов с участием Москвы, Иркутска, Владивостока, Сахалина, Тулы, Новороссийска, индийской Мундры, вьетнамского Хошимина, китайского Шанхая. По результатам экспериментального проекта в законодательную базу РФ будут внесены соответствующие поправки и разработаны стандарты, регламентирующие обмен информации между любыми участниками транспортно-логистической отрасли.

Разработкой сервисов «ГосЛог» занимаются специалисты из Trans-NetIQ, применяя платформу «ГосТех». На текущий момент идёт согласование всех тонкостей, в котором принимают участие 34 госструктуры, представленные в т. ч. федеральными министерствами, службами, организациями.

Описание сервиса «Единое окно»

В 2024 году планируют пробно запустить приложение «Единого окна», которое позволит быстро выдавать перевозочные, разрешительные, товаросопроводительные документы. Принцип работы приложения: участники рынка загружают в базу сведения по конкретным перевозкам, а представители контрольных служб (ФТС, погранслужбы, ФСБ, Роспотребнадзора, Россельхознадзора) выгружают нужные данные из системы. Это исключит дубли и излишние запросы от госорганов.

Благодаря внедрению такого сервиса планируется увеличение объёма электронных документов по грузоперевозкам до 90% и сокращение расходов логистов до 10%.

В грузовых перевозках используется 312 видов документации средним объёмом в 6 страниц. При этом львиная доля их содержания – дублирующая информация. Использование «Единого окна» позволит существенно сократить объёмы информации и исключит дубляжи, что в целом поспособствует ускорению грузоперевозок.

На сегодняшний день пока нет единой концепции по унификации электронной документации. Но в течение 8 месяцев, пока будет тестироваться сервис, должны быть созданы единые цифровые форматы подачи документов для эффективного и простого взаимодействия транспортных компаний с госструктурами.

Структура сервиса «Цифровой профиль»

Цифровые профили пользователей «ГосЛог» также должны быть внедрены до наступления 2025 г. Этот сервис создан для регистрации верифицированных сведений госслужб, которые были собраны о каждом грузоперевозчике. В Минтрансе заявили, что в базу могут добавлять информацию от ГИБДД о правонарушениях, от ИФНС – о наличии непогашенных штрафов и пеней.

Платформа «ГосЛог» будет хранить официальные данные о юридических лицах:

  • полные и сокращённые названия;
  • номера госрегистрации юрлиц;
  • адреса фактического расположения транспортных компаний;
  • данные о постановке на налоговый учёт;
  • номера телефонов, адреса email;
  • перечень транспортных средств в парке с указанием марок, моделей, регномеров, максимально допустимого веса автомобилей, серийные номера полисов ОСАГО.

Также в цифровых профилях будет храниться информация о транспортируемых грузах, предельных показателях их габаритов и объёма, территориях осуществления перевозок, страховых суммах по возмещению причинённого вреда грузам.

На основании описанных данных в дальнейшем Минтранс планирует сформировать Единый реестр транспортно-логистических компаний с ведением их рейтинга.

Общая информация о работе сервиса прослеживаемости

Главная цель внедрения данного сервиса – удобный контроль сохранности грузов на всём пути их следования, времени отправки и прибытия в пункт назначения, мониторинг текущей геолокации и другой информации о грузоперевозках. Благодаря сервису прослеживаемости Минтранс планирует увеличить среднюю скорость транспортировки товаров при мультимодальной доставке, а также нарастить объёмы грузовых перевозок.

Система будет хранить информацию о самих грузах и транспортных средствах, которыми их перевозят. Для определения местоположения автомобилей будут использоваться данные, собранные с помощью автоматических пунктов весогабаритного контроля, стационарных пунктов по взиманию платы и дорожных камер ГИБДД. При пломбировании грузовых партий геолокация дополнительно определяется с помощью трекеров и пломб навигации.

Для сервиса прослеживаемости запланировано ролевое распределение доступа. Благодаря этому изучать информацию смогут лишь участники конкретных перевозок: транспортные компании, экспедиторы, грузоотправители и грузополучатели. Исходя из роли участника, он сможет получать доступ к разному объёму данных. К примеру, изучить информацию о местоположении грузов смогут лишь заказчики перевозок и исполняющие подрядчики. Остальным же участникам будет показана только дата отправления и ориентировочная дата прибытия в конечный пункт разгрузки.

Внедрение других сервисов «ГосЛог»

В 2025-26 гг. Минтранса запустит ещё 9 приложений на платформе «ГосЛог»:

  • Сервис с информацией о грузоперевозках и транспортно-логистических объектах.
  • Приложение по обмену сведениями между участниками рынка.
  • Инструмент по аналитической оценке способов доставки грузов.
  • Сервис по мониторингу и прогнозированию объектов, входящих в транспортно-логистическую инфраструктуру.
  • Приложение по сбору сведений о дополнительных услугах при грузоперевозке;
  • Система, позволяющая формировать аналитическую и статистическую отчётность.
  • Сервис по моделированию и прогнозированию состояния инфраструктурных объектов транспортно-логистического сегмента.
  • Приложение, помогающее управлять инцидентами.
  • Система для управления приоритетными доставками социально важных товаров.

Также по инициативе Минтранс планируется разработка подсистемы «ГосЛог», позволяющая обмениваться не только теми данными, хранящимися в информационных системах российских ведомств и структур, но и информацией с зарубежных логистических платформ: китайской LOGINK, индийской ULIP и т. д.

По словам представителей Минтранса, их главная задача на ближайшее будущее – начать использование «ГосЛога» в качестве единой информационной системы в каждом автомобильном, железнодорожном, морском и воздушном таможенном пункте пропуска РФ. Это необходимо для создания единого информационного пространства, где будут объединены все участники ВЭД и государственные надзорные службы.

Перспективы и возможности от запуска проекта

Многие эксперты в сфере логистики и грузоперевозок видят все плюсы внедрения государственной платформы НЦТЛП. В первую очередь они ожидают повышенную эффективность осуществления логистических операций, оптимизацию маршрутов, улучшение прогнозирования спроса, сокращение временных и финансовых затрат на грузоперевозки. Также тотальная цифровизация должна повысить безопасность и прозрачность процесса доставки грузов.

Единые требования, предъявляемые к перевозчикам, способствуют выравниванию конкурентной среды и улучшению условий для каждого участника рынка. Единая база данных облегчит ведение документооборота для транспортных компаний. А внедрение цифрового реестра снизит риски для заказчиков.

Если вы ищете надёжного логистического партнёра для доставки зарубежных грузов в Россию, приглашаем к сотрудничеству с Free Lines Company. Мы предоставляем комплексные услуги по организации грузоперевозок «под ключ», которые включают финансовый аутсорсинг, подготовку сопроводительной документации, выбор оптимальных способов и маршрутов доставки, транспортировку и растаможку продукции.

Посетите сайт FLC и изучите условия сотрудничества, а чтобы заказать регулярные поставки импортных грузов в РФ, позвоните менеджерам по телефону или оставьте запрос через форму обратного звонка с на сайте.

22
Начать дискуссию