Маркировка товара – что это и зачем нужна

Маркировка товара – что это и зачем нужна

В 2018 году в России были приняты первые законы, регламентирующие обязательную маркировку товаров. Главной целью такого проекта стала необходимость контроля происхождения продукции, которую предлагают российским потребителям. Это особенно важно при импорте зарубежных товаров, о которых покупатели практически ничего не знают. Наши эксперты Free Lines Company детально разберут в статье все важные моменты, которые касаются обязательного маркирования.

Особенности и законодательные нормативы

Под маркировкой товаров понимают нанесение специальных кодов Data Matrix. Такие знаки должен наносить каждый участник экономической и торговой деятельности – от производителей до розничных продавцов.

Обязательная маркировка регламентируется следующими законами и другими нормативными документами:

  • Распоряжением Правительства России №2963-р от 28 декабря 2018: здесь описана идея и принцип функционирования «Честного знака», цель маркировки, перечень требований к кодам.
  • Федеральным законом №488 от 25 декабря 2018: тут можно найти перечисление основных терминов по маркировке, описание работы с системой «Честного знака», перечень совершаемых операций участниками товарооборота.
  • Распоряжением Правительства России №791-р от 28 апреля 2018: указано требование маркировки всех единиц товаров уникальными КИЗ, также установлены правила хранения сведений о продукции в единой базе.

Кроме перечисленных законов, маркирование каждой категории продукции описано в отдельных нормативных документах и постановлениях.

Основные цели маркировки

Требование по обязательному нанесению контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) обусловлено необходимостью контроля происхождения товаров. Такие коды выдаются единственным органом – Центром по развитию перспективных технологий (ЦРПТ). Введение обязательной маркировки даёт выгоды для всех участников экономики и торговли:

  • Изготовители получают гарантии предотвращения подделок продукции сторонними лицами. Благодаря этому исключается утечка прибыли от оптовых продаж. Также обеспечивается снижение репутационных рисков из-за вероятности продажи товаров ненадлежащего качества или продукции с вредным для здоровья людей составом.
  • Покупатели могут использовать коды для отслеживания всего «жизненного пути» продуктов (от изготовления до поступления на полку магазина), состава, срока годности и другой важной информации.
  • Государственным органам маркирование индивидуальными кодами помогает предотвращать реализацию подделок и контрафактных товаров, прогнозировать объём налоговых поступлений от продаж и исключать правонарушения.

Обязанность по нанесению маркировки

Работа цепочки с маркировочными знаками осуществляется несколькими участниками:

  1. Производители являются первым звеном. Если товары, требующие маркирования, были изготовлены в России, то коды наносят именно производители (это касается как ООО, так и ИП и даже мастеров-самозанятых). Они же вводят знаки в оборот с помощью автоматизированной учётной системы.
  2. Вторым звеном цепочки являются импортёры. Если товары ввозятся из заграницы, маркировать их обязаны именно импортёры. При наличии КИЗ они лишь проверяют коды и регистрируют в «Честном знаке», меняя данные собственника.
  3. Следующее звено – поставщики, сканирующие маркировочные знаки при получении от изготовителей или импортёров. Далее они вносят в систему «Честного знака» информацию о приёмке (даты, объёмы партий и пр.).
  4. Продавцы вновь сканируют коды при получении от поставщиков или импортёров. Если на складе магазина ещё есть продукция, подлежащая внесению в «Честный знак» согласно новым редакциям закона, то продавец первично наносит соответствующие знаки.

Заведения общепита не занимаются розничной продажей продуктов, однако с 2023 г. стало обязательным ведение учёта ингредиентов, используемых при приготовлении блюд (вода, молоко и пр.).

Какие товары маркируют в обязательном порядке

Для многих видов продукции уже ввели обязательную маркировку. Остальные товары начнут вводить в ближайшие годы. Также есть изделия, которые маркируют в добровольном порядке в качестве эксперимента. Обязательства по маркированию уже относятся к следующим видам продукции (по годам введения нормы):

  • 2019: табачным изделиям, натуральным меховым вещам;
  • 2020: обуви, медпрепаратам, автомобильным шинам, парфюмерии, фотоаппаратам;
  • 2021: текстилю, молочным продуктам, бутилированной воде (включая детскую);
  • 2023: слабоалкогольным напиткам и пиву, медицинским приборам и изделиям, биологически активным добавкам, антисептикам;
  • 2024: протезам, диагностическому оборудованию и некоторым другим медизделиям, продукции лёгкой промышленности, икре, безалкогольным напиткам на основе растительных ингредиентов, велосипедам и рамам.

В 2023-25 гг. производители, импортёры или продавцы могут наносить маркировочные знаки и отправлять сведения в «Честный знак» по личной инициативе. Добровольно наносить Data Matrix можно на оптоволоконные кабели, радиоэлектронику, детские товары, растительные заменители жира, средства для ветеринарных целей, бытовую химию, консервы, отопительное оборудование и некоторые другие товары.

Внешний вид и структура кодов

Внешне Data Matrix напоминают QR-коды, а используются они для описания строго определённых данных:

  • наименования, срока годности, размеров, объёма, прочих сведений о товарах;
  • GTIN – глобальных номеров предметов торговли;
  • серийных номеров – уникальных для всех единиц изделий;
  • криптохвоста – позволяет установить подлинность происхождения продукции.

Маркировочные знаки могут наноситься на упаковки, этикетки и сами товары. Они включают в себя графический и текстовый (цифро-буквенный) элементы. Графическая часть доступна для сканирования с целью изучения происхождения изделий и другой информации. Текстовая часть состоит из:

  • префикса (первых 2 цифр);
  • GTIN (следующих 14);
  • второго префикса (двух последующих);
  • серийного номера (20 символов с цифрами, буквами, знаками препинания);
  • третьего префикса (двух цифр);
  • проверочного ключа (четырёх цифр);
  • четвёртого префикса (двух цифр);
  • проверочного кода (44 либо 88 знаков).

Порядок подключения к маркировочной системе

Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)
  2. Установка программы для УКЭП.
  3. Проверка работы системы.
  4. Заполнение профиля в ЛЧ.
  5. Выбор оператора ЭДО.

После этого производителям нужно зарегистрировать кабинет в ГС1 РУС с уплатой ежегодного взноса, внести описание товаров, зарегистрировать сведения в «Честном знаке», сгенерировать и распечатать Data Matrix, наносить коды на изготавливаемую продукцию. Поставка маркированных товаров должна осуществляться посредством электронных универсальных передаточных документов.

Розничным продавцам для работы с маркировкой посредством онлайн-касс нужно подписать соглашение с фискальным оператором, установить и настроить учётную программу. Также необходимо приобрести сканер для считывания штриховых кодов, кассовый аппарат с терминалом, ПК либо смартфон для ведения учётной документации. Для работы с маркировкой и учёта продукции могут использоваться разные государственные системы:

  • ЕГАИС;
  • ФСРАР;
  • ФГИС «Меркурий»;
  • МДЛП;
  • системы автоматизации (1С, Saby, СИБС и др.).

Наказание за отсутствие маркировки

Продажа и перемещение продукции без Data Matrix и внесения в «Честный знак» грозит штрафами:

  • ответственным должностным лицам и ИП – 1-10 тыс. руб.;
  • малым предприятиям – 25-50 тыс. руб.;
  • средним и крупным предприятиям – 50-100 тыс. руб.;
  • выпуск товаров в оборот с поддельными знаками –до 300 тысяч рублей и арест до 6 лет.

Приёмка продукции без кодов (при обязательной маркировке) влечёт конфискацию с наложением штрафа:

  • ответственным должностным лицам и ИП – 5-50 тыс. руб.;
  • малым предприятиям – 25-250 тыс. руб.;
  • средним и крупным предприятиям – 50-500 тыс. руб.

При обороте крупной партии изделий по сговору может грозить уголовная ответственность с арестом до 5 лет и штрафом до 1 млн. руб.

При введении обязательного маркирования на новые категории товаров можно импортировать их без Data Matrix в течение некоторого времени. Это нужно поставщику или продавцу, чтобы грамотно организовать нанесение кодов (до 1 месяца) и промаркировать остаточную продукцию (до 11 месяцев).

Предпринимателям, которые импортируют зарубежные товары, подпадающие под обязательную маркировку в РФ, очень важно найти надёжного и ответственного импортёра. Free Lines Company как раз предоставляет комплексные услуги по организации доставки грузов из заграницы с подготовкой документов, выбором оптимальных маршрутов, таможенным оформлением, помощью в маркировке.

На сайте Free Lines вы можете изучить все условия сотрудничества. А чтобы заказать регулярные поставки импортных товаров в Россию и получить более подробную консультацию, позвоните нашим специалистам по телефону или отправьте заявку через форму обратной связи – специалисты обязательно свяжутся с вами и обсудят все нюансы сотрудничества.

11
Начать дискуссию