Ходьба в ландшафтной терапии

В ландшафтной терапии мы много ходим. Зачем нужны длинные переходы между яркими точками маршрута?

Физически соединяем отдельные места в маршрут

Мы подбираем маршруты так, чтобы множество ярких мест находились сравнительно недалеко друг от друга, но бывает и такое, что между ними два-три километра. Чтобы соединить маршрут, нужно эти километры пройти.

Перерабатываем негативные психофизиологические состояния

Ходьба - форма циклической активности, которая активизирует обмен веществ. Если мы малоподвижны, как часто в жизни, кортизол, адреналин и другие гормоны, выделяясь, запускают соответствующие телесные реакции, но эти реакции не разворачиваются в полной мере.

Реагировать нельзя, мы сдерживаемся или реагируем лишь символически. Жмем одновременно и на газ, и на тормоз. Топливо поступает в цилиндры, мотор рычит, греется, а движения нет: заблокированы колеса.
При ходьбе же гормональные всплески и нервное возбуждение стимулируют реальную, причем размеренную и протяженную работу мышц. Наша машина движется «внатяг», обороты ровные.

При ходьбе в хорошем ландшафте наш взгляд сам собой переключается с предмета на предмет особым зигзагообразным способом, попеременно то фокусируясь на объектах вокруг, то устремляясь в перспективу. Это примерно тот же способ движений глаз, который используется в EMDR (Eye Movement Desensitization and Reprocessing) и имеет доказанную эффективность в работе с тяжелым эмоциональным опытом.

Перерабатываем наши впечатления от точек маршрута и принесенные с собой тревоги

Объекты природного и культурного ландшафта - точки на нашем маршруте - вызывают сильный отклик - впечатление. Впечатления всегда связаны не только с новыми яркими местами, но и важными для нас содержаниями памяти. Во впечатлении мы не только удивляемся месту, но и узнаем себя. Вспышка впечатления может быть слишком сильной.

Ходьба помогает переработать полученный опыт при этом оставаясь в контакте с реальностью - с другими участниками и окружающей средой.

Синхронизируемся с группой и с собой

В ландшафтной аналитике на остановках мы обсуждаем впечатления, делимся тем, что заметили. Удивляемся, как возникает непротиворечивая полифония разных взглядов на одно и то же.
Это вербальная синхронизация, но есть еще и невербальная. Она происходит как раз в пути, когда мы подстраиваем свой темп под скорость движения других участников, вместе ускоряемся и замедляемся, вместе останавливаемся и снова устремляемся в путь.

Когда мы идем, активизируется все тело, задействуется body intelligence. Это способствует и более глубокой переработке и более укорененным результатам. Решение оказывается принятым всем нашим внутренним «советом директоров», а не просто спущено сверху «генеральным». Отсюда бОльшие внутренний консенсус, обеспеченность ресурсами и вероятность реализации.

Смотрим с разных ракурсов

В ландшафтной аналитике мы работаем с пространством как с источником метафор, помогающих участникам подобрать ключи к решению жизненных задач.
Когда мы идем, то (буквально!) меняем свою точку зрения на предметы. Нам открываются неожиданные ракурсы. .
Например, неприступная скала, ассоциировавшаяся с непреодолимыми препятствиями, оказывается имеющей пологий склон, если обойти ее сбоку.
Такой опыт дает отдельные инсайты, и складываясь в привычку, делает наш взгляд на жизнь более гибким.

Преодолеваем трудности и чувствуем гордость за достижение

Идти не всегда легко. Иногда мы устаем, но настолько, чтобы мочь продолжать идти и радоваться этому чувству «Я могу!» Это чувство закрепляется и дает нам силы и веру в себя в трудных жизненных ситуациях за пределами психотерапевтического путешествия.

Ощущаем слитность и целостность жизни

Уделяя много внимания переходам, мы меняем привычную установку на то, что маршрут это просто способ соединить яркие точки, а жизнь путь от одного события (или еще ярче - достижения) к другому: родился - женился - умер. Установка на постоянное выделение главного/яркого/вкусного/эффективного знакома нам по принципу Парето, муке высшего сорта и кино, в котором все «лишнее» отсутствует.

Стремление к оптимизации действительно очень характерно для культуры модерна, но у него есть и обратная сторона. Маятник качается в другую сторону: мы потихоньку открываем пользу отрубей, вспоминаем, что не стоит делать асану без виньясы, и обнаруживаем, что в жизни мозга клетки нейроглии не менее важны, чем знаменитые нейроны. Мы научаемся переключаться и менять местами фигуру и фон, и даже воспринимать в качестве новой фигуры само постоянное переключение. Мы ощущаем слитность и целостность жизни, а не калейдоскоп разных точек.

А что вам дают пешие прогулки? Любите ли вы ходить на солидные расстояния?

Автор текста: Арсений Белорусец. Психолог. Практик и разработчик теории ландшафтной терапии. Программный директор международной конференции «Одушевленный ландшафт».

Начать дискуссию