Кто такой продюсер онлайн школ, инфопродюсер?! История инфобизнеса, инфобизнес в России. Зачем инфобизнесу продюсер?

Статья посвящена обзору профессии продюсера образовательных проектов, я не нашел грамотных публикаций, или они не такие, какими их видим мы, поэтому хочется дать свое понимание как практика, основателя продюсерского центра.

Для того чтобы понимать, как родилась эта профессия, будет необходимо немного погрузиться в историю инфобизнеса, так как профессия существует только в образовательном рынке, и неотделима от него. А также понять разницу в терминологии инфоцыганство, инфобизнес, эдтех, дистанционное образование, чтобы уяснить, где во всем этом продюсер и какие задачи он решает.

Погрузиться в исторический контекст необходимо и важно, без этого мы не поймем ключевых вещей.

Это статья исследование и у нее есть 2 цели

1 полное понимание у читателя, что такое на самом деле инфобизнес, откуда все началось и куда все идет?!

2 положение инфопродюсера в инфобизнесе и его роль в создании онлайн проектов

Что в статье?

1 Инфобизнес, когда появился

2 Инфобизнес в России до 1992г

3 Инфобизнес в современной России, от 1992-2024

4 Инфоцыганство инфоскамерство, инфобизнес и edtech

5 Кто такой продюсер онлайн школ

6 Сколько он зарабатывает

7 Что, должен обязательно уметь продюсер

8 Где обучиться

9 Когда он нужен и с каким вопросом к нему обратиться

10 Почему без продюсера все летит в кювет

11 Плохой продюсер

12 Как поработать с продюсером(формы взаимодействия)

Для того чтобы сразу удовлетворить свой интерес, не погружаясь в историю и не разбираясь в понятиях их особенностях и общих свойствах, идите на пункт 5, начните чтение оттуда, но ваше представление будет неполным.

1 Инфобизнес, что это такое

Слово состоит из двух слов, информация, с ней все понятно, и бизнес-деятельность направленная на получение прибыли.

Любое образование за деньги-это инфобизнес, потому что это продажа информации и она приносит прибыль.

Государственные учреждения конкурируют с негосударственными школами, но это вопрос скорее позиционирования, а не сути явления. Так же- это вопрос контроля рынка, другими словами, кто конечный приобретатель денег: государство или частные лица.

Но почему-то понятия платное образование и инфобизнес все же разделяют.

Инфобизнес – это образование + маркетинг, который пришел к нам с запада: 70 лет железного занавеса и как следствие отсутствие развития технологий, да и уголовная статья за предпринимательство в СССР, сильно сдерживали развитие маркетинга и культуру продвижения.

Хотя отдельные эллементы инфобизнеса в России все же были-продажа книг, например.

На западе, то что у нас в России называется инфобизнесом, зовут инфомаркетинг. Считается, что первым в России слово инфобизнес произнес Андрей Парабеллум. один из главных инфобизнесменов России в 2009 году,

Для того чтобы нам правильно друг друга понимать давайте введем понятие, что же это такое?

инфобизнес, -бизнес основанный на продаже информации в том или ином виде (продажа книг, курсов, семинаров, вебинаров, тренингов, воркшопов, конференций, коучинга, консалтинга, франшиз и т. д.), а также использование всего этого для увеличения продаж «обычных», неинформационных продуктов.

Продукт инфобизнеса — набор полезной информации по той или иной теме, за доступ к которой пользователь, как правило, платит деньги. Если объединить мнения экспертов, инфобизнес — продажа информации.

Любая информация упакованная в книгу, тренинг, видео уроки, или личную работу с клиентом-инфобизнес.

Сегодня термин инфобизнес оброс негативными ассоциациями из-за чреды громких скандалов вокруг десятка блогеров: Лерчек Митрошина Аяз, Блиновская, Галантер Косенко и другие. Однако самому инфобизнесу от этого ни хорошо ни плохо, это бизнес, который приносит деньги и может работать системно и устойчиво вне зависимости от отношения к нему сторонних наблюдателей.

Отличие инфобизнеса от платных государственных школ в том, что инфобизнес-это образование плюс маркетинг, причем очень высокого уровня. В госучреждениях маркетинга как такового нет, студенты просто поступают после школы и платят за получение образования с дипломом.

Хотя нет, институты дают свою рекламу в школах на классных часах.( но это совсем примитивно)

Также существенным отличием можно считать что инфобизнес– это альтернативное образование. Нет государственных программ по обучению smm или профессии таргетолога, так же хобби инвестирование или практическое бизнес образование. Единственная возможность обучиться — это инфобизнес. Хороший инфобизнес ставит целью дать результат, за адекватные сроки, от месяца до года, классическое образование-сумму знаний и диплом.

Давайте посмотрим как он начинался и откуда возник.

Когда инфобизнес появился?

Возможно вы удивитесь этим фактам, но инфобизнес появился очень давно, если мы не будем брать древние платные Афинские школы, то дистанционное образование насчитывает почти 300 лет, инфобизнес-это образование за деньги, в том числе в дистанционном формате. Тренинги оффлайн-это тоже инфобизнес, как мы выяснили в начале статьи.

Дистанционный формат появился в XVIII веке.

Корреспондентское обучение-так назывался прапрадед дистанта и осуществлялся посредством почты: студентам присылали учебные материалы и задания, а затем они отправляли их профессору на проверку.

Первое упоминание корреспондентского обучения относится к 1728 году: американский профессор Калеб Филипс организовал дистанционные курсы стенографического письма. Знаем мы о них благодаря его объявлению в Boston Gazette: «Все желающие научиться стенографии из провинции могут подписаться на еженедельную рассылку учебных материалов». Результат обучения был гарантирован такой же, как если бы студенты жили в Бостоне и посещали очные занятия. Курс без обратной связи и проверки домашних работ.

в 1840 году, а затем по тому же принципу в 1856 были организованы первые языковые школы в Германии.

Основатели первых дистанционных школ — француз Шарль Туссан и немец Густав Лангеншайдт — подчеркивали в своих брошюрах, что обратная связь хоть и предусмотрена, но вряд ли будет необходимой, поскольку все тонкости предмета подробно изложены в учебных материалах. Обучали больше разговорному иностранному языку, а не правильной грамматике.

Первая заочная школа открыта в Соединенных Штатах в 1873 году.

Называлась она «Общество поощрения обучения на дому» и была рассчитана на студенток. Она была одной из первых попыток дать женщинам по всей стране (вне зависимости от цвета кожи) полноценное высшее образование.

Основано Общество было дочерью профессора Гарвардского университета, писательницей Анной Эллиот Тикнор. Обучение шло по шести направлениям: Искусство, История, Английский, Немецкий, Французский и Естественные науки. Вся программа осваивалась студентками по принципу корреспондентского обучения, а экзамены организовывались на дому по типу take-home exam, где вместо привычных ответов на вопросы от студентов требовалось эссе на определенную тему курса. Такой экзамен писали не установленные три часа, а несколько дней или даже неделю.

Формат обучения, предложенный Анной Тикнор, ломал не только географические барьеры, но и сословные рамки. Если существовавшие в то время женские колледжи в Нью-Йорке были доступны в основном обеспеченным слоям населения, то в школе Тикнор могли учиться и состоятельные дамы в возрасте, и представители рабочего класса. Цена была вполне доступной: 2$ в год в 1873-1882 годах или 3$ в год в 1883-1897 годах. По сравнению с этим очное обучение, например, в Вассарском женском колледже в Нью-Йорке стоило около 300-400$ в год.

Заочное образование в университетах

Формат заочного обучения в современном значении зародился еще в 1858 в Лондонском университете. Студенты на его базе могли получать не просто дополнительные знания (как это было в случае с корреспондентским обучением стенографическому письму), но и диплом о высшем образовании и ученую степень.

В 1969 году в Лондоне появился Открытый университет. Изначально он базировался в Александровском дворце в бывших студиях телеканала BBC. Там записывались лекции с профессорами, которые можно было смотреть в прямом эфире.

Также студентам были доступны летние очные школы и корреспондентское обучение

Послушать 30 ти минутные лекции по радио или посмотреть по телевизору мог каждый желающий дважды в неделю: один раз в будние дни и один раз на выходных.

Такой формат преподавания оказался популярным: в первый год работы Открытого университета им заинтересовались 129 тысяч студентов. Из них, правда, подали документы всего 42 тысячи, а были приняты 25 тысяч. Студенты оплачивали вступительные взносы, отдельно оплачивались летние школы. У отличников была возможность получить гранты от местных органов системы образования, а учеба в Открытом университете поощрялась работодателями.

Сегодня Открытый университет имеет собственный кампус и стал крупнейшим университетом Соединенного Королевства.

Телевизионные университеты.

Появляются телевизионные университеты и в других странах: Национальный Университет Дистанционного Образования в Испании (1972), Корейский Национальный Открытый Университет (1972), Национальный Открытый Университет имени Индиры Ганди (1985).

В Китае в конце 70-х сформировалась целая «экстремально децентрализованная» система: во главе был Центральный Радио- и Телевизионный Университет, 28 подчиненных ему районных дистанционных университетов и порядка 300 дистанционных школ.

Цифровой дистант в 1980-е

В 1981 году появляются первые ПК от компании IBM,

В 1989 — в Аризоне коммерческий Университет Феникса запускает первые онлайн-программы. В 2005 году из 280 тысяч студентов Университета Феникса почти половина занималась онлайн

Студентами чаще всего были взрослые люди: их целью было получить второе высшее или пройти курсы повышения квалификации, таким студентам и нужен доступный формат обучения с гибким расписанием.

Первый в истории аккредитованный онлайн-университет

В 1987 в штате Колорадо появился полностью дистанционный Международный Университет Джонса. Он «вырос» из телевизионного университета Mind Extension University и был первым в истории аккредитованным онлайн-университетом.

2 Платное образование в России

Реформы Петра 1 положили начало государственному образованию в России. В допетровское время образование было представлено в негосударственном секторе и делилось на 2 вида: церковное образование и частные школы и репетиторы.

Петр 1 ввел главные принципы государственного образования

1 доминирование государства как учредителя

2 сословные институты-каждому сословию свой институт или тип школы – т к у каждого сословия свои обязанности перед государством

3 профессиональная направленность школ- профессиональная подготовка для государственной службы

Государственное образование должно готовить просвещенных служилых людей.

На протяжении всей истории нашего государства мы видим одну и ту же картину: государственное образование которое готовит себе служилых людей идет рядом с частными школами(инфобизнес) которые развивают детей дворян и талантливых детей.

Между 1804 и 1857 годом система частного образования в России пережила бум — число частных школ и пансионов выросло с 88 до 818. Многие новые частные школы открывали бывшие домашние учителя, гувернёры и гувернантки, от системы частных уроков переходившие к более организованным и устойчивым структурам преподавания

Начало 20 века соотношение частных и государственных школ примерно 1 к 4 на 1630 государственных средних школ приходилось 350 частных, за 50 лет сократилась вдвое.

Инфобизнес в СССР(Ленин и Сталин советские инфопродюсеры)

Революция потрясла все сферы жизни в стране, частное образование это тоже коснулось.

В советское время тоталитарного режима государство само определяло кого, как и на каких условиях учить, продюсерами которые отвечают за прибыль проекта выступают вожди. Сначала Ленин позже Сталин.

В 1920 году создается специальный орган –«чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности» в этом же году впервые мы видим как государство вводит платное образование.

Второй прецедент случился при Сталине.

В 1940 году в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений[52]. Данное постановление действовало до 1956 г

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также сёлах — 150 рублей в год.

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…

Постсоветское платное образование

На постсоветском пространстве возник новый виток частного образования.

Увидеть развитие частного образования нам нужно, для того чтобы понять взаимосвязь между тягой учиться, и тягой создавать условия для обучения, чем и занимается продюсер.

В 1992 году ввели новый закон об обучении. На основании его вузы на свое усмотрение могли самостоятельно регулировать плату за получение образования. Так и появилась современная система учебы в вузах — бюджетная основа и платная. В этом же году стали появляться и коммерческие вузы

К 2010 году в России насчитывалось уже 400 частных школ из которых около 2/3 в Москве и СПБ, остальная часть в регионах.

Что сейчас с платным частным образованием?

В 2023 году по данным Минобрнауки и Росстата на территории страны работают 40 000 государственных школ из них 851 частных, число школ сегодня достигло количество школ в первой половине 19 века.

Число школ растет до сих пор, а среди предпринимателей создаются частные проекты, причем дефицит образовательных госучреждений все такой же — не хватает школ, не хватает вузов.

Высшее образование включает 717 вузов: 501 государственных, 216 частных.

Сколько стоит частное образование сейчас?

От 20 000 до 200 000 рублей в месяц стоит обучение в школе-пансионе в среднем это 80 000 рублей.

183 тысячи рублей. Составила средняя стоимость обучения в российских вузах в 2023 году

Обучение в онлайн школе стоит от 20 тр до 300 и более если брать премиальные продукты.

Только обучившись профессии результаты вы получите уже через 2-3 месяца, а то и на самом курсе. Чувствуете разницу?

Почему рынок онлайн растет в России?

Если посмотреть на тягу к образованию и на условия которые созданы для образования в сравнении с другими странами, вот, что мы увидим

Англия на 55 млн 2600 частных школ+ 160 университетов-это 0.004

США 330 млн 33000 частных школ(1700 гос) 2300 частных вузов- 0.01

Россия 144 млн 850 частных школ 250 частных вузов –это 0.0006

То есть по сравнению с развитыми странами тяга к образованию у нас не очень, и вот тут мы видим что эта тяга компенсируется онлайн школами.

Боллее 20 000 школ работают прямо сейчас, и их становится больше потому что рынок растет каждый год.

Продюсеры создают школы потому что люди хотят обучаться.

Например наша команда

запустила более 10 онлайн школ, и помогла несольким десяткам учеников выйти на доход 300+

3 Инфобизнес в современной России

Чтобы посмотреть на инфобизнес в России, логично будет оценить продукты и активности которые стали появляться, и мы поймем, как и чем формировался рынок и какие игроки заняли свое место в рынке.

2000-2010 Тренд – «заработать на новых технологиях»

В 2000-х инфобизнес онлайн был нацелен на то как заработать на новых технологиях, интернет в 2000-х – это примерно, как сейчас нейросети.

В целом можно считать что инфобизнес появился в России вместе с появлением интернета, в 2000 годах.

В 2005 году Евгений Попов создал курс «Все технические моменты онлайн-бизнеса в видеоформате».

В курсе были уроки по разработке сайтов, е мэйл рассылкам, технические настройки и прочее.

Годом ранее на рынке появились инфопродукты Азамата Ушанова. Один из его тренингов, который взорвал общественность — «Золотой актив». В отличие от программы Попова, Ушанов рассказывал о контенте. Принципы работы с текстом рассылками, копирайтинг и прочее.

2010-2018 тренд на развитие себя как личности

Следующее десятилетие было посвящено не технологиям как таковым, а развитию личных предпринимательских качеств, мышлению и прокачке софт скилов.

В инфобизнесе начался новый этап — бум тренингов личностного роста. В этих программах рассказывали и о том, как строить бизнес. Но главной их целью было воспитать предпринимателей, дать бизнес образование.

Отдельный феномен — это проект Бизнес Молодость проект стартовал в 2010 году

2018-м выручка компании перевалила за рекордный 1 млрд, чистая прибыль превысила 70 млн.

Проект не обошелся без скандалов, но факт в том что успех проекта строился на жестком дефиците базового предпринимательского образования. Ребята по сути создали рынок, и выпустили огромное количество предпринимателей. Первыми быть всегда сложно.

В те же 2010-е в России появились онлайн-университеты, которые сейчас в топе: Школа программирования — будущий GeekBrains (2010), Нетология (2011), SkyEng (2012), SkillBox (2016).

В 2012 году Андреем Парабеллумом и Николаем Мрочковским был установлен новый мировой рекорд в номинации «Самый масштабный Online бизнес-тренинг в мире», в который зарегистрировались 98 тысяч человек. На открытии тренинга представитель «Книги рекордов Гиннеса» Джек Брокбэнк зарегистрировал 12 012 участников онлайн, которые пробыли на вебинаре от начала и до конца.

2017-2020 Тренд на экспертность

Ближе к концу десятилетия россияне переключили фокус с личностного роста на цифровые профессии и программы повышения квалификации. Мотивацию сменила экспертность.

И вот тут начинаются массовые запуски интернет профессий: копирайтинг, маркетинг, продюсирование, таргет, школы смм и так далее.

2020- эпоха запусков

2020-е стали невероятно популярны курсы от блогеров. Схема работает так: медийная личность набирает лояльную аудиторию, а после запускает марафон или онлайн-курсы, или уже состоявшийся блогер или инфлюесер с давно набранной аудиторией запускает свой продукт.

В этот самый период и появляется возможность обучиться профессии продюсер онлайн курсов.

Начинаются первые массовые выпуски студентов.

Самые масштабные школы продюсеров обучали до 5 000 учеников на потоке.

4 Инфоцыганство инфоскамерство

Впервые термин «инфоцыгане» в 1985 году употребил журналист и писатель США Стивен Леви в своей книге «Хакеры: герои компьютерной революции» для обозначения тех, кто незаконно добывает и использует информацию для выманивания денег с использованием информационных технологий. Позже он распространился на инфобизнесменов

8 декабря в 2023 году состоялся первый сьезд ассоциации инфобизнеса, где Григорий Аветов, глава ассоциации, и сооснователь IT платформы для онлайн школ и инфобизнеса предложил заменить термин инфоцыганство, дабы не оскорблять целый этнос и избежать ксенофобии, на термин инфоскамерство.

На сегодняшний день отрасль инфобизнеса оценивается в 200 млрд рублей и растет каждый год почти на 100% в год, и для нее вырабатываются стандарты работы: в части налогов, этики, взаимодействие с государством и других правил. В индустрии заняты 150 тыс человек.

Ассоциацией готовятся рейтинги школ и предпринимателей на рынке инфобизнеса

Под инфоцыганством обычно подразумевается продажа курсов сомнительной ценности, сомнительными экспертами, с сомнительными методами, с сомнительными результатами.

Такое определение мы даем этому термину.

Все остальные претензии к спикерам их бекграунду, к гарантиям результата, или их отсутствию, мягкие навыки в бизнесе(типа проработать маму и папу), способам продаж-это все способ обесценить всю индустрию диванными экспертами.

Например, хоббихорсинг ни у кого не вызывает вопросов, рынок китайских авто или восточный базар, или ремесло фокусника, а инфобизнес вызывает, и это странно, в любом деле есть способы продаж и люди которые голосуют рублем за продукт.

А что покупают при этом и чему учатся неважно: технологии, гарантии, причастность к блогеру, эмоциональную связь или окружение, снятие ответственности и человека который примет решение за тебя, а может знания или умения.

В момент расставания с деньгами каждый делает выбор, а значит сам наделяет ценностью продукт который покупает.

Свободную волю и договор офферты никто не отменял.

Также инфоцыганству приписывают «отсутствие практической ценности курса»

Спорный тезис-информация и знания — это мечь обоюдоострый, применение всегда на стороне ученика. Да конечно нужна методология и инструменты, но бывает что покупается доступ к аудитории или возможность попасть в тусовку топов, через образовательный продукт, а это важнее чем набор инструментов, для развития личного бренда например.

Для меня инфоцыганство - когда звонит менеджер яндекса, и предлагает разместить обьявление у партнеров в телеграмм с непонятной целевой аудиторией, даже не упомянув названия каналов.

При этом давайте помнить что есть в любой компании и индустрии есть процент брака и возвратов, автоконцерн или товарка. В инфобизнесе тоже есть процент недовольных, процент возврата денег за курс-это всего лишь статастическая погрешность. Главное чтобы этот процент был на своем месте и не превышал 50% или 100%, но с такой погрешностью ты никому ничего не продашь и уйдешь с рынка. Обычно возвраты за курсы это 3-10% от общего количества учеников, как и в любом другом бизнесе.

В государственных институтах есть тоже ушедшие и бросившие ученики даже на платных факультетах, так что никаких претензий к инфобизнесу-все как везде.

Инфобизнес и EdTech

Если фраза «я занимаюсь инфобизнесом» часто провоцирует обесценивание, слова «я работаю в сфере EdTech» вызывают интерес и уважение. Так ли принципиальна разница между этими понятиями?

Что значит термин edtech?

Ed-образование, tech- технологии. Любые интернет сущности сайты сервисы и приложения, да и сам интернет-это технологии.

Мы не будем приводить аргументы в ту или другую сторону скажем проще: эдтех это когда у тебя своя LMS платформа, или сервис. Все ты уже не инфобизнесмен а бизнесмен с айти стартапом, а на самом деле все тот же инфобиз. Зачем пилить свою платформу если есть куча готовых платформ под любой кошелек, загружай туда свои курсы и продавай.

Запустить сегодня свой инфобизнес без интернета и сервисов, чтобы это небыло эдтехом можно, раздавая листовки и приглашая на тренинг оффлайн, как только ты начинаешь использовать связку ютюб и телеграм, все ты уже эдтех))

В общем те кто являются собственниками платформ очень этим гордятся (есть чем) и пытаются уйти от термина инфобиз, чтобы не падала тень инфоцыганства.

Организация любого запуска, это всегда куча сервисов, и их связки, а значит это и айти и инфобизнес и эдтех одновременно))

Наверное ключевое в эдтех, то, что они создают технологичные решения для ведения инфобизнеса: lms платформы, сервисы и тд.

5 Кто такой продюсер онлайн школ

Мы погрузились в историю инфобизнеса, разобрали понятия эдтех инфобизнес инфоциганство корреспондентское обучение и дистанционное образование, а теперь самое время перейти к профессии продюсера, этой интересной творческой, много составной ай ти профессии.

Мы даем такое определение, продюсер — это челок который придумывает концепции и стратегии на основе твердых компетенций специалиста-эксперта и создает образовательный продукт: курс или онлайн школу.

Находит идеи для будущих онлайн курсов в соответствии с запросами рынка и целевой аудитории.

Определяет с помощью каких каналов и инструментов продвижения донести ценность курса и получить продажи.

Руководит проектом и командой специалистов, отвечает за весь запуск и прибыль проекта.

6 Сколько зарабатывает инфопродюсер

Зарабатывает от 100 000 р до 1 миллиарда выручки, где забирает свой процент.

В 2023 году прошли крупные запуски онлайн школ на 1 млрд и выше, где часть денег с запуска уходит продюсеру.

Доход продюсера зависит от личных предпринимательских качеств и деловой активности, а также от формата сотрудничества, либо успеха запуска своих продуктов.

На доход продюсера влияет количество и сложность проектов.

Как выглядит рост продюсера как профессионала и его заработок?

Можно посмотреть через призму профессии програмиста, где есть 3 уровня: джуниор, мидл, сеньор.

На старте он работает на кого то, как подрядчик- джуниор

Потом- уже на опыте, как партнер- мидл

Как соучредитель или основатель своего проекта- сеньор

Четвертый уровень свой продюсерский центр, медиа проект или школа, своя it платформа- предприниматель, фаундер, сюда добираются единицы-это крупные игроки, и уже занимают долю рынка.

7 Что должен обязательно уметь продюсер

Вообще продюсер это человек оркестр, хороший продюсер может сам руками собрать любую воронку, собрать техчасть школы, настроить трафик, написать прогрев или контент план из постов вместе с текстами, создать сценарии видео поставить звук свет, контентные единицы и они будут продавать. То есть уметь все или почти все.

Мы бы выделили главные и второстепенные скиллы

Главные: стратегия и виденье проекта через год два, управление командой, огромная стрессоустойчивость, контроль, способность создавать концепции, ответственность за риски и решения.

Вторичные: аналитика, общительность, гибкость, знание моделей запуска, маркетинг, и тд

Сильный маркетолог в команде или копирайтер могут иметь больше компетенций чем у продюсера, но не уметь рисковать и брать ответственность, а как мы знаем больше получает тот, кто несет риски.

Конечно, базово должен знать разные модели запуска и продвижения, а не только вебинарную воронку.

Так же использовать разные подходы и фреймворки в работе с проектами: castdev, mvp, jtbd, grouth hunting и другие.

Обязательно уметь делать деньги проекту — основная задача продюсера.

8 Где обучиться

Полно школ которые обучают продюсированию, причем разные школы и эксперты обучают как общим принципам так и своим стратегиям, которые работают у них.

По нашему мнению лучший учитель это опыт своих проектов, так же хорошо начать обучение с того, чтобы побыть ассистентом у продюсера.

Так же хорошо если обучение продюсированию наложится на базовый навык или диджитал профессию: например вы копирайтер или таргетолог, сайтодел, или есть опыт бизнеса на земле.

Прежде чем обучиться посмотрите на личность учителя, как он сам продвигается: телеграм, нельзяграм, вк, только теплые запуски на аудиторию, или работа с холодным трафиком, гибридные модели и так далее.

, обучает экспертов и помогает запустить свои инфопродукты.

9 Когда он нужен и с каким вопросом к нему обратиться

Поиск продюсера начинается на разных этапах

1 есть идея запустить свой образовательный проект и не с кем посоветоваться с чего начать

2 когда проект запущен самостоятельно(как получилось) но приносит плюс, минус 100-200 к и хочется масштабировать до 1 млн и более

3 работающая школа и нужен рост и масштабирование на 10млн и более

4 есть аудитория или база, скопленная в блоге канале или емейлах и хочется ее монетизировать

10 Почему без продюсера все летит в кювет?

По нашему опыту, начинающие инфопредприниматели – эксперты обесценивают или недооценивают работу продюсера, особенно когда проект встал на рельсы и начал зарабатывать от 1 млн, создается иллюзия что терерь я могу и один. Дальше следует разрыв отношений с несоблюдением договоренностей по контракту, продюсер забирает с собой часть инфраструктуры, а главное свой мозг, и проект перестает работать так как он его построил.

Частая ошибка-это вера в то, что –«я все могу и сам», онлайн школа-это огромная команда и много гипотез и процессов которые выстраиваются вокруг, эксперт чаще всего лицо проекта, и порой он не видит всей стратегии и того что происходит внутри, при неэтичном расхождении с продюсером процессы ломаются, бывает, уходит команда с проекта, и потом найти нормального продюсера сложно, ибо рынок узкий все друг друга знают по чатам и мастермайндам, вариант найти хорошего партнера стремится к нулю. А вот шанс найти «зеленого» молодого человека, который обучится на твоем проекте очень высок.

Все таки чаще всего продюсер-это партнер, а не наемный менеджер, и отвечает за все или почти все.

Думать о комплексном продвижении и воронках у эксперта просто нет времени, эксперт работает с учениками и пилит контент, на остальное времени нет, а если еще где-то работает, то времени еще меньше думать о развитии школы.

11 Плохой продюсер

Как отличить хорошую вещь от плохой? Так же и хорошего продюсера от плохого. Все субьективно.

Нужно разделять профессиональные компетенции на основе его кейсов

, софт скиллов, жизненного опыта, образования, и личные качества как человека.

Бывает человек хороший, а специалист средний, бывает наоборот, специалист крутой, а как человек невыносим.

По нашему мнению продюсер «женится» на проекте и эксперте, первое что гарантирует успех- стыковка по ценностям, личное уважение и симпатия, при несоблюдении этого условия сотрудничество будет недолгим, чем более точек касания с продюсером тем более человек ваш

Самым плохим качеством мы выделяем отсутствие мышления предпринимателя. Отсутствие способность рисковать быть гибким и создавать новое, чтобы это понять посмотрите что продюсер создал в своей жизни вообще, до того как стал заниматься онлайн школами, какие кейсы есть, какие активы: канал соцсети, обучения, уровень знакомств и так далее

Самым плохим качеством эксперта считаем — желание мгновенных результатов, желание переложить на кого — нибудь свои обязанности по ведению контента, (и это не про делегирование)

Проекты обреченные на 100к-это проекты, где эксперт не имеет желания щедро делиться контентом с этим миром.

Инфобизнес так не работает.

У жадных на контент экспертов, продюсер-всегда плохой.

12 Как поработать с продюсером(формы взаимодействия)

Какие есть условия работы с продюсером?

Модель 50/50 с экспертом- в такой конфигурации продюсер берет 50% прибыли с блогера-эксперта за запуск. Есть нюанс чем круче блогер ну например у него 1 миллион подписчиков, или это Ольга Бузова, тем меньше процент уходит продюсеру, может 30, может и 20.

Эксперт на зарплате-эта модель когда продюсер имеет большой опыт в запусках и свои ресурсы: канал, деньги, медийность и тд. Продюсер берет эксперта на зарплату в свою школу и платит ему фикс и процент с продажи, обычно это 10-20% не более, оставляя на себе расходы на трафик и команду.

Модель наставничества-продюсер берет фикс от 50к-50 млн, за сопровождение к результату, сумма зависит от многих факторов: как долго в запусках, кейсы, профессионализм, свои ресурсы.

Стратегический партнер-продюсер заходит в проект где уже могут быть продюсеры, с меньшим опытом, и допустим дает рекомендации по управлению командой, стратегии, каналам трафика и тд, за фикс, срок от 1 месяца, до года.

Различные партнерки-продюсер пишет свои уроки в партнерский курс или школу и получает с них процент с продаж курса.

Донорские запуски-когда продюсер запускает курс эксперта без аудитории на аудиторию блогера, без продукта, тоже забирает процент 20-30%.

Может работать в найме как проджект в уже готовом проекте за фикс, от 70к до 500к+ процент

Может основать свой продюсерский центр, набирать пул проектов становиться собственником доли в онлайн школах, или забирать свой процент с каждой

В общем как видно из практики разные продюсеры зарабатывают по-разному.

Одни только отучились и работают за кейс, другие давно в запусках, продают свои продукты, партнерятся, качают школы, или одну большую и еще ведут своих учеников. Разумеется доходы у первых и вторых совершенно разные.

На ком расходы?

Тут как договоритесь, бывает, продюсер забирает на себя если модель – «эксперт на зарплате», бывает расходы на эксперте, допустим уже есть мини команда проекта, можно часть работ отдать ей, без найма доп сотрудников.

Расходы на трафик обычно несет эксперт, это его подписчики и апологеты бренда.

Какие выводы?

Погрузившись в цифры и посмотрев в исторической перспективе на частное платное образование в России, можно сделать определенные выводы. Как мы помним инфобизнес-это продажа информации.

1 Частное образование, что собственно есть инфобизнес, всегда шло параллельно государственному и преследовало свои цели, причем количество школ составляло примерно от 25-50% по отношению к госучреждениям.

2 Люди всегда платили за возможность учиться в любое время: как в допетровское время, послепетровское, в СССР, так и сейчас

3 Более 20 000 онлайн школ на рынке России, это часть того самого платного альтернативного негосударственного образования которое существовало всегда.

4 Разница между частными школами и онлайн школами только в одном: наличием своего кампуса, у онлайн школы таким кампусом является LMS платформа, где хранятся уроки домашние задания и проходит все обучение.

5 Вход в онлайн образование значительно дешевле чем построить свою школу оффлайн.

6 Продюсер – это первый человек которого надо искать, чтобы развить свой образовательный проект. Основатели университетов их замы и были первыми инфопродюсерами. Архитекторами и маркетологами образовательного процесса.

7 Стабильно растущий рынок онлайн образования будет существовать всегда сейчас обьем рынка уже 200млрдов по сравнению с 6 триллионами в штатах, есть куда расти.

8 Заходить в рынок не поздно, при каждодневном удорожании стоимости подписчика, промедление более рисково чем открыть свою школу или курс

На этом, заканчиваем обзор профессии продюсера, подпишись наш канал продюсерского центра

Если есть вопросы по своему проекту, пиши сюда — хочу разбор,

наша команда проводит стратегические сессии, где подсвечиваем точки роста проектам.

Благодарим за прочтение. Лайк если было полезно!

Увидимся!

Начать дискуссию