{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кто стоит за Documentolog? Николай Попов

Героем сегодняшнего интервью “Кто стоит за Documentolog?” стал Николай Попов, backend-разработчик 1 категории департамента по развитию СЭД Documentolog.

Николай работает в команде Documentolog на протяжении 13 лет. После окончания Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева по специальности “Информационные системы” пришел в команду в качестве программиста для разработки социального проекта City Life, а после - системы электронного документооборота Documentolog.

В интервью Николай рассказал об интересных проектах, о том что изменилось в компании за 10 лет, и поделился советами для молодых специалистов.

1. Вы являетесь одним из сотрудников, работающих в компании уже 10 с лишним лет. Как вы пришли в команду и с чего начинали?

Я, можно сказать, вырос вместе с Documentolog, так как работаю в команде почти с самого начала ее становления. В 2009 году я пришел в компанию сразу после окончания университета с небольшим опытом работы. Компания на тот момент тоже начинала развиваться. Первоначально я попал в команду разработки системы CRM, а позже социального проекта, который назывался City Life. Он представлял собой онлайн справочник компаний плюс аналог современных социальных сетей. Люди могли регистрироваться в нем, добавлять информацию о себе, находить товары и услуги, а также оставлять свои отзывы о различных компаниях. Параллельно с City Life начали развивать проект Documentolog для автоматизации бизнес-процессов.

Но, к сожалению, проект City Life не выстрелил по ряду причин: в то время (2007-2009 гг.) люди еще не были готовы к таким решениям, это был первый такого рода проект. Население страны не доверяло Интернету и онлайн оплатам, не было привычки заходить в Интернет, смотреть информацию об интересующей компании, заказывать товар или услугу онлайн. Поэтому было сложно запустить проект в массы.

То время мне запомнилось особенно четко, потому что это были мои первые шаги работы в команде.

2. Что изменилось в работе за это время с точки зрения разработки?

С каждым годом в мир технологий приходит что-то новое. И мы всегда следим за этими тенденциями и стараемся поддерживать продукт на высоком уровне. В самом начале нашей работы мы использовали Java в бэкенд разработке и XML во фронтенд части. Мобильное приложение тогда разрабатывалось на objective-C.

Постепенно менялись технологии, направления развития и приоритеты. Мы стремились к упрощению работы, отказывались от некоторых технологий в пользу более быстрых и понятных новичкам.

3. А что изменилось в компании в целом? Как изменился коллектив?

Изменений было много. Только названий сменили несколько: Innovation Group, Newinttech, Documentolog. За все это время я познакомился с большим количеством интересных людей. Кто-то приходил на практику, кто-то работал больше года, а то и двух, а кто-то работает до сих пор. Каждый приносит в компанию что-то новое.

Сейчас в нашем коллективе уже около 100 человек в городах Нур-Султан и Алматы. Офисы находятся в современных и комфортабельных районах, каждое рабочее место оснащено всем необходимым. В любое время года по желанию мы можем поработать в одном из офисов. В ближайшем будущем планируется открытие офисов за границей, что позволит сотрудникам спокойно перемещаться между офисами и работать в разных странах.

Компания Documentolog отличается тем, что слышит людей и поэтому работать здесь - само удовольствие. Коллектив с каждым годом становится только крепче. Сотрудникам предлагаются удобные графики работы, стабильная заработная плата, возможность профессионального развития и карьерного роста.

Да, у нас бывают сложные периоды с нереальными сроками и режимом работы, но это только закаляет и делает нас сильнее. Но одно остается незыблемым и постоянным - это стремление развиваться и быть первыми.

4. Какой этап был самым сложным в Вашей карьере?

Периодически появляются сложные проекты, которые требуют максимального уровня ответственности, тайм-менеджмента и скилов. Особенно запомнились проекты по внедрению облачного документооборота в гос. органах, создание мобильного приложения и разработка функционала подписания документов различными ЭЦП в СЭД без использования NCALayer.

Внедрение системы “Облачный документооборот” запомнилось огромными объемами работы за относительно небольшой период времени. Проект был сложным как в связи с сжатыми сроками, так и по причине недостатка требуемой для внедрения информации. Ожидалось, что система сразу начнёт работать так же, как ЕСЭДО, которая разрабатывалась и развивалась годами.

Во-первых, мы столкнулись с такой ситуацией, когда заказчик хотел настроить электронное взаимодействие, но в целом, был не в курсе своих процессов. Взаимодействие между отделами не было налажено: каждый отдел не знал, как работают соседние. Поэтому нельзя было узнать, как должен протекать процесс работы, спросив это только у одного подразделения.

Во-вторых, мы столкнулись с недоверием со стороны рядовых пользователей. Они сопротивлялись замене знакомой системы, в которой они привыкли работать.

Поэтому на первом этапе мы занимались налаживанием взаимодействия между отделами: ходили по отделам, узнавали, как устроены процессы, писали инструкции для пользователей и проводили другую работу.

Создание мобильного приложения предполагало изучение и одновременное написание приложений для Аndroid на языке Java и iOS на языке Objective-C. Это были единственные приближенные к нативному программированию языки на тот период. Плюс, в то время у нас не было отдельного управления для разработки мобильных приложений как сейчас. Поэтому приходилось изучать языки самим параллельно с другими задачами.

Работа с ЭЦП - это отдельная история. Все началось еще с первой версии ЭЦП - Tumar 2. Это было ЭЦП для гос. органов, и в то время было еще непонятно, зачем оно нужно, и как его лучше делать. После него разновидностей ЭЦП становилось все больше и больше. Это и реализация от Softkey и IOLA, и первые версии Kalkan и Crypto Pro. Никто не знал как правильно, не было готовых гайдов. Мы работали и учились методом проб и ошибок.

Сегодня большинство граждан знают что такое ЭЦП и имеют свою ЭЦП физического лица для личного пользования и/или ЭЦП юридического лица для подписания документов от организации. Это уже обыденность. Но путь к этой “обыденности” был очень непростой. А для нас, как компании работающей с электронным документооборотом, это было непросто вдвойне.

Сейчас мы уже изучаем ЭЦП других стран и работаем над интеграцией с различными удостоверяющими центрами для трансграничного обмена документами. Как говорил ранее, мы не останавливаемся на достигнутом и всегда стараемся изучать и реализовывать новое.

5. Что способствует тому, что вы работаете в одной компании достаточно долгое время? Не было желания сменить поле деятельности?

Самая главная причина - мне нравится то, чем я занимаюсь. В программировании постоянно приходится решать сложные задачи и создавать новые сервисы. Это всегда вызов, который нужно принять и победить.

Новая возможность в документе СЭД? Пару дней.

Новый сервис общения с системой клиента? Неделя.

Новая интеграция с известной системой? Месяц.

А полей деятельности и так предостаточно. Программирование и разработка это не все, чем приходится заниматься. За время работы я могу встречаться с клиентами на совещаниях, участвовать в обсуждениях новых или текущих интеграций удаленно по Zoom. Это помогает мне развивать навыки взаимодействия с людьми. Также постоянно изучаю новые технологии как в разработке, так и в пересылке данных в чистом и зашифрованном виде.

Также мне очень нравится область, в которой я работаю - разработка систем электронного документооборота. Современная ИТ-сфера очень разнообразная и не стоит на месте: тренды смещаются к изучению Big Data или Crypto и др. А в Documentolog я работаю со всем этим. Каждая приходящая задача включает в себя что-то новое, и в процессе ее решения многое узнаешь. К примеру, развивая СЭД, я получил большой опыт работы с Active Directory, научился разбираться в криптографии для ЭЦП, создавать мобильные приложения для iOS и Android. Поэтому твердо могу сказать, что любой разработчик в нашей компании может разносторонне развиваться. Главное - не бояться вызовов и интересных задач.

В скором времени, наверное, не останется современной технологии, которую мы не освоили и не применили в нашей СЭД.

Еще одна причина, почему я такое долгое время работаю в Documentolog: мне очень нравится наш коллектив, теплая атмосфера в команде и взаимоотношения людей друг с другом.

Я думаю, у нашей компании большое будущее. Раньше, в самом начале развития компании была постоянная текучка людей. Они не верили в то, что продукт станет востребованным. Сейчас результаты работы компании и долгосрочные планы дают уверенность в успехе. Плюс сам продукт, который мы разрабатываем, востребован на рынке и полезен для многих.

Сейчас мы выходим на совершенно другой уровень, работая над обеспечением электронного взаимодействия между странами. Мы уже добились того, что различные компании, физлица и госорганы могут отправлять документы или заключать договоры между собой в электронном юридически-значимом формате. А взаимодействие с компаниями из других стран - это большая перспектива и вызов для нас. Я твердо уверен: любой продукт, который зародился и успешно вырос локально, будет иметь большие шансы для успеха в глобальном плане.

6. Что помогает Вам быть эффективным и все успевать? Поделитесь личным опытом, как совмещать работу и семью?

Раньше мне приходилось часто задерживаться на работе. Это связано с тем, что было мало человеческих и финансовых ресурсов. Приходилось работать маленькой командой над большими задачами, больше изучать необходимую информацию, вникать в задачи. Сейчас компания активно расширяется и набирает разработчиков. Плюс, накопленный багаж знаний позволяет мне быстро решать задачи и понимать, что где применить.

Также за годы работы я научился управлять своим временем. В установленное рабочее время я всегда сосредоточен на работе и стараюсь максимально использовать время на решение задач.

Кроме того, я понял, что задачи необходимо правильно делегировать. Большой и сложный проект один человек физически не может реализовать самостоятельно. Добиться эффективности можно, разбив его на несколько частей, а затем распределив зону ответственности между каждым членом проекта. Это помогает как мне оставаться эффективным и более качественно решать стратегические задачи, так и дает новым сотрудникам возможность проявить себя, обучаться, расти, становиться более компетентными.

Если правильно спланированный день помогает все успевать, то активный отдых восстанавливает силы. Отдыхаю я, в основном, проводя время с семьей, занимаясь пробежкой в парке и работой на своей даче.

Бег помогает расслабиться и отвлечься. Рядом с моим домом находится Ботанический сад, и по нему очень приятно совершать пробежки и прогулки с семьей.

Семья придает сил. Жена поддерживает, а дети радуют своими успехами.

Дача дает физическую нагрузку. Соток у меня не так много, но картофель сам себя не посадит и не выкопает. Речка рядом - это и пляж, и ночная рыбалка, а в особо спокойные дни можно и полежать на шезлонге.

7. Каким образом прокачиваете свои скилы, чтобы расти в профессиональном плане?

Первое, что мне помогает прокачивать скилы в профессии - это работа. В Documentolog постоянно ставятся новые задачи или требуется реализация нового функционала. Например, у клиента установлена система, с которой мы не сталкивались ранее и нам нужно научиться работать с ней. Или используется технология, с которой мы еще не знакомы. Это все нужно изучить и интегрировать в работе. Все эти задачи подсказывают именно то направление, в котором мне нужно развиваться на данный момент.

Кроме работы я очень люблю обращаться к таким ресурсам как CodeForces и Coursera. На CodeForces есть интересные задачи для программистов. Решая задачи, вы прокачиваете свои скилы в разработке.

На Coursera есть множество курсов, где всегда можно почерпнуть какие-то интересные темы и изучить новый материал. Главное - желание.

8. Какой совет Вы бы дали молодым специалистам и студентам, которые хотят построить свою карьеру в компании?

В первую очередь, я бы посоветовал не останавливаться в обучении. Для начинающих программистов советую начинать работу по специальности, во время обучения в университете, потому что практика запоминается эффективнее теории. Всегда нужно изучать что-то новое или обновлять знания по тем направлениям, которые уже изучили, будь то литература или информация из интернета. Информация имеет свойство устаревать. Те знания, которыми ты владел год или месяц назад, на сегодняшний день уже могут быть неактуальными, и те же самые процессы можно реализовать новыми способами проще, легче либо эффективнее. В нашей компании приветствуется тяга к знаниям. Например, сотрудникам предоставляется возможность пройти обучение для повышения своей квалификации или получения профильных знаний, выбрав интересующий их курс, при этом расходы берет на себя компания.

Для начинающих программистов советую начинать работу по специальности, во время обучения в университете, потому что практика запоминается эффективнее теории.

Второе - не бояться делиться своими идеями с руководством и коллегами. Бывают случаи, когда кто-то из сотрудников делает что-то по старинке и не знает, что это можно сделать это новым способом. К тому же руководство всегда приветствует, если сотрудники генерируют идеи для улучшения и оптимизации уже существующих действий. Такие сотрудники получают прыжок в будущее, что выражается и в увеличении заработной платы и в увеличении их значимости внутри компании.

9. Посоветуйте ТОП-3 книг, которые вы рекомендуете для прочтения?

Я бы всем порекомендовал прочесть различные книги по тайм-менеджменту. Времени всегда не хватает, и нужно стремиться выискивать лишние рутинные действия в своей работе и в повседневных вещах, и пытаться оптимизировать их. Есть люди, которые занимаются одной своей задачей, и не могут найти время ни на что другое. И есть те, кто могут и работу сделать, и на фитнес сходить, и в путешествие съездить - на все это времени хватит. А вроде бы в сутках 24 часа - одинаково для всех. Поэтому считаю, что тайм-менеджмент - это важнейший навык, который должны развивать в себе все без исключения. А книги по тайм-менеджменту дают ценные практические советы по его достижению.

Из рекомендуемых мною книг, я также хочу отметить “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” Дейла Карнеги. В этой книге очень хорошо описано построение взаимоотношений с людьми. В любом коллективе, даже в сфере программирования, необходимо общение с людьми. Если ты сидишь и и ни с кем не общаешься, ты закрываешься в себе и отрезаешь возможности развития, упускаешь возможности. А контактируя с окружающими, ты можешь узнать много нового и полезного, быть в курсе событий. Я считаю, нетворкинг нужно уметь выстраивать грамотно.

Отдельно для программистов посоветую книгу “Идеальный код” Энди Орама и Грегори Уилсона. Из книги можно почерпнуть много интересных советов в разработке.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда