Ключевые тренды fintech в России: способы оплаты

Ключевые тренды fintech в России: способы оплаты

Опыт реализации одного из последних проектов позволил команде O2Consulting более детально взглянуть на fintech-тренды в части способов оплаты.

На сегодняшний день существует множество способов оплаты покупок и услуг, и доля оплаты наличными в общем объеме платежей сокращается практически во всем мире. По данным Банка России, доля безналичных операций в российском товарообороте в 2023 г. составила более 84%, в то время как еще 5 лет назад данный показатель составлял 65%. Структура безналичных платежей также меняется. Банковская карта остается наиболее доступным и популярным способом оплаты, однако на ее место приходят различные сервисы бесконтактных платежей.

Наиболее растущие бесконтактные способы оплаты:

1. Pay-сервисы (Tinkoff Pay, Sber Pay и другие);

2. QR-коды посредством СБП (Sber Pay QR и другие);

3. по биометрии (улыбкой). В России её активно внедряет Сбер, в США успешно ведут и реализуют разработки Amazon, Visa и J.P. Morgan.

Ключевые драйверы развития бесконтактных способов оплаты в России:

Факторы предложения:

  • появление новых платежных технологий и инструментов (СБП и пр.);
  • появление юридическо-правовой возможности оказания финансовых услуг со стороны нефинансовых организаций.

Факторы спроса:

  • развитие мультиформатной оплаты с наиболее развитым клиентским опытом через единое окно (в 1 клик, бесконтактно, быстро, с телефона, а не картой и пр.);
  • уход из России сервисов Apple Pay и Google Pay, которые, собственно, и сформировали культуру бесконтактной оплаты в России.

Одним из наиболее растущих сегментов бесконтактной оплаты в России является оплата через QR-коды. Их доля в общем безналичном товарообороте в ритейле в 2023 г. составила около 8% (3 трлн руб.), а рынок QR-эквайринга в 2023 г., по разным оценкам (в т.ч. по нашим расчетам)≈21-25 млрд руб. Ожидается, что данные показатели к 2028 г. составят 20% и 71 млрд руб. соответственно (в т.ч. за счет роста оборота ритейла и HoReCa и снижения доли оплаты наличными).

Отдельным трендом в части оплаты товаров и услуг является рост бесконтактных транзакций BNPL (Buy now, pay later) и прямых переводов на счёт (Account-to-account — A2A). BNPL позволяет разбить стоимость покупки на несколько платежей с выплатами в течение 1-2 месяцев. Такие услуги обычно предоставляются на товары, стоимость которых не больше 30-35 тыс. руб., а количество платежей чаще всего не превышает 2 раз в неделю. При этом BNPL не является кредитным инструментом и не проверяет кредитную историю покупателя.

Таким образом, в России и во всем мире наблюдается ярко выраженный тренд на "мультиформатность" оплаты, который позволяет использовать несколько сервисов в повседневной жизни для различных жизненных ситуаций. Например, в магазине "у дома" оплатил покупку продуктов через QR, в гипермаркете — банковской картой, при покупке нового телевизора воспользовался BNPL и так далее.

А как оплачиваете покупки вы?

Начать дискуссию