Как правильно работать с источниками информации? Топ-5 советов от закаленного опытом руководителя проектов

Как правильно работать с источниками информации? Топ-5 советов от закаленного опытом руководителя проектов

Поиск информации (в т.ч. посредством обработки первичных данных) — первый и один из наиболее важных шагов в любой аналитической работе. Можно долго обосновывать изменения на рынке, которые на самом деле не произошли, но о которых "уважаемые" СМИ написали сайте или аналитические агентства, обещающие за 100 тыс. рублей "проанализировать" любой рынок за 2 недели, и прочие информационные ресурсы. Поэтому, чтобы не попасть впросак, необходимо аккуратно относиться к цифрам, которые были оценены/рассчитаны не вами, а кем-то другим.

Делимся пятью простыми, но важными советами, сформированными многолетним опытом работы с различными источниками данных

1. Не покупайте платные отчеты от аналитических компаний, которые предлагают соответствующие услуги на первой странице Google. Качество данных отчетов часто не соответствует "громкому" имени их авторов. При этом можно ориентироваться на аналитические данные отраслевых информационных ресурсов, авторы которых разбираются в рынке, о котором пишут.

2. Будьте внимательны и осторожны с анализом детализированной таможенной статистики: - часто под, казалось бы, нужным кодом ТН ВЭД поставляются ненужные для вашего анализа продукты. Всегда проверяйте трансграничные потоки по названиям продуктов после выгрузки данных по какому-либо коду. - в первичных источниках информации также могут быть ошибки (заполнение таможенных деклараций, работу с информационной системой соответствующей базы данных осуществляют люди. А люди могут ошибаться).

Недавно мы увидели в базе данных объем импорта компании (нашего клиента), превышающий в 2 раза реальный. С такими "неточностями" иногда ничего не поделаешь, но надо понимать, что они могут быть.

3. Используйте проверенную официальную статистику, но принимайте в расчет методику сбора/оценки данных (и ее возможное изменение). За последние годы качество данных Росстат, на наш взгляд, существенно выросло. Особенно радуют оперативные месячные и недельные данные. При этом нельзя забывать, что многие данные Росстат просто собирает (то есть сбор информации иногда не подвергается дальнейшему критическому анализу).

С этим может быть связано несколько узких мест: Во-первых, компании, предоставляющие Росстату информацию (если речь идет об объемах производства в какой-либо из отраслей) могут случайно предоставить не те цифры (речь о простой ошибке, мы ни на что не намекаем). Во-вторых, эти же данные об объемах производства Росстат собирает по ОКПД 2. Вопрос отнесения продукции к конкретному ОКПД бывает неочевидным, и тогда может возникать искажение информации. Некоторые особо специфичные продукты в одном году мы видим с условным ОКПД 22.22.22, а в другом году — с 33.33.33. И как потребитель официальной статистики мы видим только изменение объемов производства и иногда не понимаем, какие же рыночные факторы на это повлияли? А на самом деле все гораздо тривиальнее.

4. Всегда оценивайте информацию с точки зрения простой логики и здравого смысла. Относитесь к найденной информации критически. Например, мы недавно увидели, что рынок туалетной бумаги в РФ — 30 млн рулонов. Понятно, что это полный bullsh... в смысле некорретная информация.

5. Используйте кросс-верификацию различных источников. Фиксируйте и систематизируйте всю найденную информацию. Формируйте DataBook на каждом проекте, это вам очень поможет.

Надеемся, эта информация будет для вас полезна. Делитесь своими лайфхаками в комментариях и отправляйте тем, кто работает с первоисточниками.

Начать дискуссию