{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Привет! Мы — брендинговое агентство Fullfort. Наша деятельность связана с исследованиями, дизайном, коммуникациями, стратегиями.

На прошлой неделе мы провели в своём инстаграме сессию брейншторма на тему будущего онлайн-образования, а сегодня подготовили конспект сессии.

Что внутри:

  • A. Образование, как процесс;
  • B. Книга, как контейнер знаний;
  • C. «Онлайн» = «Интернет»;
  • D. Объём и скорость информации;
  • Возможно ли переосмыслить само знание в онлайн-образовании?
  • Комментарии и замечания наблюдателей;
  • Несколько полезных ссылок.

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании. Не о конкретных курсах и школах а об онлайн-образовании, как практике передачи знаний и навыков.

A. Образование, как процесс.

🏛🔐📜

Если сжать сложную модель классического образования до единственной функции, то получается, что образование, как процесс — это предоставление доступа к знанию (к информации).

Классическая «английская» модель образовательных институтов построена на предоставлении платного доступа к библиотеке института и к людям (к преподавателям), которые знакомы с содержанием этой библиотеки и способны делать собственные выводы на его основе.

B. Книга, как контейнер знаний.

📕📗📘

Библиотека классического института — это ценнейший предмет гордости и, как правило, занимает отдельное здание, а книги в ней отмечены институтским экслибрисом.

Книга, как контейнер знаний, была ценнейшим объектом для человека, стремящегося к развитию. Книги были дороги в производстве, писались годами а авторы часто сами были преподавателями. Расширяя библиотеку этих контейнеров знаний и собирая в своих стенах их авторов, классический институт повышал свою ценность.

Такие ценные объекты, как контейнеры знаний, использовали как источник дохода. Не открывали их для всех, а предоставляли к ним доступ за деньги. Объясняли информацию внутри них.

Предлагаем закрепить три основные сущности (аудиторию [студентов] мы намеренно выносим за скобки) классической оффлайн-образовательной институции, с которыми она может работать, как бизнес:

  • Знания образовательной институции — это информация в её библиотеке;
  • Книга («учебник») — это контейнер знаний. Большой объём информации в минимальном форм-факторе;
  • Интерфейс образовательной институции — это её преподаватели.

Кроме сущностей, нам понятны паттерны классической оффлайн-образовательной институции — это устойчивые механики её работы, это неизменные взаимодействия между всеми элементами системы: студентами, знаниями, книгами, преподавателями, информацией, зданиями, деньгами и так далее.

C. «Онлайн» = «Интернет»

🌐🧑‍💻📂

С появлением интернета в повседневности людей, миллениалы объявили начало новой эпохи — эпохи свободной информации. Теперь любой человек может получить любую информацию в любую секунду. Классно.

Наполнившись информацией, у интернета появился потенциал образовательной метаинституции. Потенциал, в котором старые паттерны, присущие классическим образовательным институциям, больше не необходимы. В котором знание принимает новые формы, не ограниченные физическим форматом «книга», а передача этих знаний работает через новые интерфейсы. Но, возможно, этот потенциал так и не был реализован до конца и сейчас мы находимся в какой-то переходной стадии?

Миллениалы закачали в интернет все книги старого мира и пошли развивать YouTube: обмен видео с котиками куда увлекательней занятий со знаниями.

Терабайты книг, которые стали доступны в интернете, оказались бесполезны без интерфейса. Чтобы эту информацию было удобно воспринимать новому интернет-поколению, книги сжали сначала до статей а затем и статьи сжали до видеороликов.

D. Объём и скорость информации

⏱🗜📁

Движение в сторону сжатия информационной плотности ведёт к жажде ещё большего сжатия. Меньше, короче, быстрее. Уже недостаточно формата монолитного видеоролика — и мы добавили таймкоды. Уже недостаточно скорости передачи информации в формате видеоролика — и мы сделали кнопку «ускорить видео в 2 раза». В какой-то момент эта логика восприятия повернулась в другую сторону: словосочетание «недостаточно быстро» заменилось на «слишком много».
Появление онлайн-образования по сути помогло переносу оффлайновой модели образовательной институции старого мира в онлайн. Да, формат знаний изменился (информация сжалась), но, как и в старом мире, образование всё ещё просто предоставляет доступ к знанию. За деньги.

Кажется, что между образованием в оффлайне и онлайн-образованием нет существенных отличий. Да, теперь вместо «парт» и «аудиторий» у нас «видеочаты», но те-же самые «лекции», «курсы», «экзамены», и, самое главное, то-же самое отношение к навыкам и знаниям. Возможно, вместо образования будущего, пока что мы получили «онлайн-модель оффлайн-модели» — точную копию образования прошлого.

​"Обмен видео с котиками куда увлекательней занятий со знаниями"
  • При этом, интернет остаётся интернетом — можно получить любую информацию в любую секунду;
  • При этом, форматы, в которых хранится эта информация, стали проще. Это короткие статьи и видеоролики на скорости x2;
  • При этом, интерфейсы образовательных институций остались прежними — это преподаватели. Только теперь это «онлайн-преподаватели».

Возможно, онлайн-образование станет по-настоящему онлайн-образованием в момент отказа от форматов и паттернов старого мира? В момент отказа от модели «доступ-к-знаниям-за-деньги». В момент развития «онлайн-модели оффлайн-модели» в «онлайн-модель», которая будет построена на новых паттернах, которые не наследуют ограничения своих оффлайновых предшественников. В конце-концов, в момент перехода от термина «курс» в словосочетании «онлайн-курс» к чему-то новому.

Это, конечно, обозначение проблемы а не предложение решения. Но можно начать с гипотез переосмысления понятных сущностей.

Возможно ли переосмыслить само знание в онлайн-образовании?

Кажется, что никогда ещё в истории порог входа в высокооплачиваемые деятельности не был столь низким: нам не нужно платить семизначные суммы и проходить сложный отбор в заграничный институт со зданиями в готической архитектуре, чтобы стать Ruby-разработчиками. Так ли ценны те прикладные знания в книгах библиотек? Нужно ли нам за них платить, если можно получить их в интернете и бесплатно?

В чём настоящая ценность обучения сегодня, если конкретные прикладные знания доступны сами по себе, а обучение ремеслу работы с инструментоми происходит в формате онбординга при запуске приложения?

Может быть вместо обучению конкретному знанию в конкретной предметной области с конкретным потенциалом применения, мы будем учиться работать со знаниями?

Каким CG-художником я стану, если я пройду курс «работа со сплайнами в cinema4D»? Каким дизайнером я стану, если я прослушаю все лекции цикла «швейцарская типографика в вебе»?

И каким CG-художником я стану, если, например, появится курс «потребление контента в интернете», где мне расскажут, как определять и формировать источники информации в интернете, как ориентироваться среди этих источников и как эффективно управлять ими?

Или каким дизайнером я стану, если появится курс «дизайн инфополя», на котором я научусь создавать и регулировать своё информационное окружение, смогу сделать своё инфополе экологичным, релевантным мне, как специалисту и органичным мне, как личности?

Что если онлайн образование станет онлайн-образованием, когда в онлайн-школах вместо курсов, домашних заданий, лекций, преподавателей, оценок, знаний и навыков, появятся новые фреймворки, в которых мы будем учиться развивать свои навыки, находить, обрабатывать, применять и создавать новую информацию?

Когда появятся первые шаги в эту сторону или они уже есть?

Дополним статью ответами подписчиков, которые показались нам интересными:

Можно сказать, что Курпатов занимается подобным в своем кластере. Но это оффлайн.

Кажется, что в образовании личность преподавателя по-прежнему играет важную роль. А личность больше ощущается через оффлайн-взаимодействие. Поэтому ценность института зависит от личностей, которые управляют его контентом (в материале этот момент пропущен).

Сергей Полухин, @sergeypoluhin

Действительно, у Курпатова очень интересный кластер в Петербурге, а к теме материала, наверное, ближе всего ВШМ — интересно, есть ли что-то подобное в онлайне?

Мне кажется, онлайн-образование не только использует старые паттерны, но и часто паразитирует на тревожных состояниях и обещании избавления от них через утилитарные скиллы. Однако, это не помогает побороть тревогу, а просто даёт тебе в руки ещё один инструмент. Человек вертит его в руках и не знает, что с ним делать.

Выход тут, кажется, простой — нам всем нужно сначала разобраться, что мы за люди и инструменты подбирать исходя из этого.

Артём Тарасов, @taragraphy

Онлайн-образование как средство обработки собственной тревожности и поиска себя — кажется, что можно закрепить это понимание для самого начала процесса изменений, ведь зная глубинные мотивации, результаты и процессы изменений будут точнее. Может, кто-то знает примеры обработки этих мотивации в индустрии?
BTW, у Артёма есть интереснейшая инициатива про фелексию и самоидентификацию в формате мудбордов. Посмотрите сайт с мудбордами и видео с записью рассказа о видении Артёма.

Сейчас, в ситуации с карантином, онлайн курсы активно развиваются, но в них, как правило, мало информации и сводится к тому, что нужно искать информацию самостоятельно, а роль наставников сводится к вдохновлению.

Лера Шапошникова, @lerashapika

Кажется, это наследие нашей системы образования: посетители онлайн-курсов ожидают получить конкретные навыки, знания и инструменты.
Когда мы делились известной лекцией Мармеладова, то часто слышали вопросы уровня «что-нибудь полезное рассказал?» и «а как это применить?»

Мы считаем, что поиск «полезного» и «применимого» — это очень утилитарное отношение к чему-то, что существует в интернете. Что если вместо передачи конкретных навыков, знаний и инструментов, онлайн-образование будет работать над развитием фреймворков, в которых мы сами будем находить эту информацию?

Текст намеренно содержит ряд допущений, не учитывает множество важных моментов. Но цель такой сессии — не установить истину, а запустить мыслительные процессы в сторону генерации новых смыслов. Приглашаем уважаемых читателей продолжить материал в комментариях: мы будем рады ссылкам на ресурсы, вашим соображениям по теме, дополнениям и уточнениям.

0
5 комментариев
Andrey Anischenko

Профессиональное онлайн образование  - это 1) грамотная и постоянная обратная связь 2) доступ к индустрии и возможность ее "впитать" 3) возможность попробовать себя 

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Nikolaev

Главная фишка онлайн-образования (или любого цифрового образования) – это доступность кастомизации. 

Самое простой пример, успешно освоенный почти всеми: возможность проходить курс в комфортном для тебя темпе. В оффлайне это может быть только в премиальном виде, например, с частными преподавателями.

Если пойти дальше, то можно кастомизировать структуру курса, перераспределять приоритеты. В базовом виде это реализовано в сервисах для изучения языков: система смотрит, какие темы у тебя не вызывают проблем и на них дает меньше заданий, а на те, которые вызывают – больше.

Думаю, здесь и скрыт максимальный потенциал. Цифровое образование может помочь совсем отойти от понятия курсов, предметов и так далее, а подстраиваться под реальные потребности. Помочь построить тебе полный трек тем для изучения и вести тебя по нему. Адаптируясь под твои потребности и желания, под реалии среды. 

Представь, что нет курсов. Есть просто твое дерево знаний и твои цели. И ты можешь обучаться не линейно идя по курсу, а в произвольном порядке с произвольной глубиной. Вот изучаешь ты в текущий момент нейронные сети (не курс, а просто на этом этапе жизни тебе это интересно). И ты сам выбираешь в процессе, погрузиться ли тебе в математический аппарат или в прикладное. Пойти в сторону natural language processing или в computer vision. Или вообще в какой-то момент свернуть в лингвистику. Но так, чтобы все это было бесшовно, как будто тебя просто учит эксперт по всему. И ты такой: «так так, а вот про семейства языков я бы хотел сейчас узнать поподробнее». А этот эксперт еще и помнит, что ты уже знаешь, насколько глубоко. И говорит с тобой на твоем языке. 

Ответить
Развернуть ветку
Fullfort Agency
Автор

Очень точно про кастомизацию обучения в онлайне, мы совсем упустили это. А с другой стороны, например, в американской системе есть фиксированные часы а есть гибкие часы, куда студент может выбирать предметы и курсы, которые ему интересны и нужны. Конечно, лекции остаются лекциями а экзамены фиксированы в формате и расписании.

 А есть какие-то примеры онлайновых площадок с такой гибкой системой или чем-то похожим на описанную тобой модель? 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Ilyin

@Alexey Nacharov должен знать

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Bredun

Размышление интересное. Вот не плохая статья знакомящая с онлайн платформой Udemy: https://amafree.online/2020/05/03/udemy-kak-platforma-obuchenija-dlja-novichkov/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда