реклама
разместить

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Привет! Мы — брендинговое агентство Fullfort. Наша деятельность связана с исследованиями, дизайном, коммуникациями, стратегиями.

На прошлой неделе мы провели в своём инстаграме сессию брейншторма на тему будущего онлайн-образования, а сегодня подготовили конспект сессии.

Что внутри:

  • A. Образование, как процесс;
  • B. Книга, как контейнер знаний;
  • C. «Онлайн» = «Интернет»;
  • D. Объём и скорость информации;
  • Возможно ли переосмыслить само знание в онлайн-образовании?
  • Комментарии и замечания наблюдателей;
  • Несколько полезных ссылок.

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании. Не о конкретных курсах и школах а об онлайн-образовании, как практике передачи знаний и навыков.

A. Образование, как процесс.

🏛🔐📜

Если сжать сложную модель классического образования до единственной функции, то получается, что образование, как процесс — это предоставление доступа к знанию (к информации).

Классическая «английская» модель образовательных институтов построена на предоставлении платного доступа к библиотеке института и к людям (к преподавателям), которые знакомы с содержанием этой библиотеки и способны делать собственные выводы на его основе.

B. Книга, как контейнер знаний.

📕📗📘

Библиотека классического института — это ценнейший предмет гордости и, как правило, занимает отдельное здание, а книги в ней отмечены институтским экслибрисом.

Книга, как контейнер знаний, была ценнейшим объектом для человека, стремящегося к развитию. Книги были дороги в производстве, писались годами а авторы часто сами были преподавателями. Расширяя библиотеку этих контейнеров знаний и собирая в своих стенах их авторов, классический институт повышал свою ценность.

Такие ценные объекты, как контейнеры знаний, использовали как источник дохода. Не открывали их для всех, а предоставляли к ним доступ за деньги. Объясняли информацию внутри них.

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Предлагаем закрепить три основные сущности (аудиторию [студентов] мы намеренно выносим за скобки) классической оффлайн-образовательной институции, с которыми она может работать, как бизнес:

  • Знания образовательной институции — это информация в её библиотеке;
  • Книга («учебник») — это контейнер знаний. Большой объём информации в минимальном форм-факторе;
  • Интерфейс образовательной институции — это её преподаватели.

Кроме сущностей, нам понятны паттерны классической оффлайн-образовательной институции — это устойчивые механики её работы, это неизменные взаимодействия между всеми элементами системы: студентами, знаниями, книгами, преподавателями, информацией, зданиями, деньгами и так далее.

C. «Онлайн» = «Интернет»

🌐🧑‍💻📂

С появлением интернета в повседневности людей, миллениалы объявили начало новой эпохи — эпохи свободной информации. Теперь любой человек может получить любую информацию в любую секунду. Классно.

Наполнившись информацией, у интернета появился потенциал образовательной метаинституции. Потенциал, в котором старые паттерны, присущие классическим образовательным институциям, больше не необходимы. В котором знание принимает новые формы, не ограниченные физическим форматом «книга», а передача этих знаний работает через новые интерфейсы. Но, возможно, этот потенциал так и не был реализован до конца и сейчас мы находимся в какой-то переходной стадии?

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Миллениалы закачали в интернет все книги старого мира и пошли развивать YouTube: обмен видео с котиками куда увлекательней занятий со знаниями.

Терабайты книг, которые стали доступны в интернете, оказались бесполезны без интерфейса. Чтобы эту информацию было удобно воспринимать новому интернет-поколению, книги сжали сначала до статей а затем и статьи сжали до видеороликов.

D. Объём и скорость информации

⏱🗜📁

Движение в сторону сжатия информационной плотности ведёт к жажде ещё большего сжатия. Меньше, короче, быстрее. Уже недостаточно формата монолитного видеоролика — и мы добавили таймкоды. Уже недостаточно скорости передачи информации в формате видеоролика — и мы сделали кнопку «ускорить видео в 2 раза». В какой-то момент эта логика восприятия повернулась в другую сторону: словосочетание «недостаточно быстро» заменилось на «слишком много».
Появление онлайн-образования по сути помогло переносу оффлайновой модели образовательной институции старого мира в онлайн. Да, формат знаний изменился (информация сжалась), но, как и в старом мире, образование всё ещё просто предоставляет доступ к знанию. За деньги.

Кажется, что между образованием в оффлайне и онлайн-образованием нет существенных отличий. Да, теперь вместо «парт» и «аудиторий» у нас «видеочаты», но те-же самые «лекции», «курсы», «экзамены», и, самое главное, то-же самое отношение к навыкам и знаниям. Возможно, вместо образования будущего, пока что мы получили «онлайн-модель оффлайн-модели» — точную копию образования прошлого.

​"Обмен видео с котиками куда увлекательней занятий со знаниями"
​"Обмен видео с котиками куда увлекательней занятий со знаниями"
  • При этом, интернет остаётся интернетом — можно получить любую информацию в любую секунду;
  • При этом, форматы, в которых хранится эта информация, стали проще. Это короткие статьи и видеоролики на скорости x2;
  • При этом, интерфейсы образовательных институций остались прежними — это преподаватели. Только теперь это «онлайн-преподаватели».

Возможно, онлайн-образование станет по-настоящему онлайн-образованием в момент отказа от форматов и паттернов старого мира? В момент отказа от модели «доступ-к-знаниям-за-деньги». В момент развития «онлайн-модели оффлайн-модели» в «онлайн-модель», которая будет построена на новых паттернах, которые не наследуют ограничения своих оффлайновых предшественников. В конце-концов, в момент перехода от термина «курс» в словосочетании «онлайн-курс» к чему-то новому.

Это, конечно, обозначение проблемы а не предложение решения. Но можно начать с гипотез переосмысления понятных сущностей.

Возможно ли переосмыслить само знание в онлайн-образовании?

Давайте поразмышляем об онлайн-образовании

Кажется, что никогда ещё в истории порог входа в высокооплачиваемые деятельности не был столь низким: нам не нужно платить семизначные суммы и проходить сложный отбор в заграничный институт со зданиями в готической архитектуре, чтобы стать Ruby-разработчиками. Так ли ценны те прикладные знания в книгах библиотек? Нужно ли нам за них платить, если можно получить их в интернете и бесплатно?

В чём настоящая ценность обучения сегодня, если конкретные прикладные знания доступны сами по себе, а обучение ремеслу работы с инструментоми происходит в формате онбординга при запуске приложения?

Может быть вместо обучению конкретному знанию в конкретной предметной области с конкретным потенциалом применения, мы будем учиться работать со знаниями?

Каким CG-художником я стану, если я пройду курс «работа со сплайнами в cinema4D»? Каким дизайнером я стану, если я прослушаю все лекции цикла «швейцарская типографика в вебе»?

И каким CG-художником я стану, если, например, появится курс «потребление контента в интернете», где мне расскажут, как определять и формировать источники информации в интернете, как ориентироваться среди этих источников и как эффективно управлять ими?

Или каким дизайнером я стану, если появится курс «дизайн инфополя», на котором я научусь создавать и регулировать своё информационное окружение, смогу сделать своё инфополе экологичным, релевантным мне, как специалисту и органичным мне, как личности?

Что если онлайн образование станет онлайн-образованием, когда в онлайн-школах вместо курсов, домашних заданий, лекций, преподавателей, оценок, знаний и навыков, появятся новые фреймворки, в которых мы будем учиться развивать свои навыки, находить, обрабатывать, применять и создавать новую информацию?

Когда появятся первые шаги в эту сторону или они уже есть?

Дополним статью ответами подписчиков, которые показались нам интересными:

Можно сказать, что Курпатов занимается подобным в своем кластере. Но это оффлайн.

Кажется, что в образовании личность преподавателя по-прежнему играет важную роль. А личность больше ощущается через оффлайн-взаимодействие. Поэтому ценность института зависит от личностей, которые управляют его контентом (в материале этот момент пропущен).

Сергей Полухин, @sergeypoluhin

Действительно, у Курпатова очень интересный кластер в Петербурге, а к теме материала, наверное, ближе всего ВШМ — интересно, есть ли что-то подобное в онлайне?

Мне кажется, онлайн-образование не только использует старые паттерны, но и часто паразитирует на тревожных состояниях и обещании избавления от них через утилитарные скиллы. Однако, это не помогает побороть тревогу, а просто даёт тебе в руки ещё один инструмент. Человек вертит его в руках и не знает, что с ним делать.

Выход тут, кажется, простой — нам всем нужно сначала разобраться, что мы за люди и инструменты подбирать исходя из этого.

Артём Тарасов, @taragraphy

Онлайн-образование как средство обработки собственной тревожности и поиска себя — кажется, что можно закрепить это понимание для самого начала процесса изменений, ведь зная глубинные мотивации, результаты и процессы изменений будут точнее. Может, кто-то знает примеры обработки этих мотивации в индустрии?
BTW, у Артёма есть интереснейшая инициатива про фелексию и самоидентификацию в формате мудбордов. Посмотрите сайт с мудбордами и видео с записью рассказа о видении Артёма.

Сейчас, в ситуации с карантином, онлайн курсы активно развиваются, но в них, как правило, мало информации и сводится к тому, что нужно искать информацию самостоятельно, а роль наставников сводится к вдохновлению.

Лера Шапошникова, @lerashapika

Кажется, это наследие нашей системы образования: посетители онлайн-курсов ожидают получить конкретные навыки, знания и инструменты.
Когда мы делились известной лекцией Мармеладова, то часто слышали вопросы уровня «что-нибудь полезное рассказал?» и «а как это применить?»

Мы считаем, что поиск «полезного» и «применимого» — это очень утилитарное отношение к чему-то, что существует в интернете. Что если вместо передачи конкретных навыков, знаний и инструментов, онлайн-образование будет работать над развитием фреймворков, в которых мы сами будем находить эту информацию?

Текст намеренно содержит ряд допущений, не учитывает множество важных моментов. Но цель такой сессии — не установить истину, а запустить мыслительные процессы в сторону генерации новых смыслов. Приглашаем уважаемых читателей продолжить материал в комментариях: мы будем рады ссылкам на ресурсы, вашим соображениям по теме, дополнениям и уточнениям.

1111
реклама
разместить
5 комментариев

Профессиональное онлайн образование  - это 1) грамотная и постоянная обратная связь 2) доступ к индустрии и возможность ее "впитать" 3) возможность попробовать себя 

10

Главная фишка онлайн-образования (или любого цифрового образования) – это доступность кастомизации. 

Самое простой пример, успешно освоенный почти всеми: возможность проходить курс в комфортном для тебя темпе. В оффлайне это может быть только в премиальном виде, например, с частными преподавателями.

Если пойти дальше, то можно кастомизировать структуру курса, перераспределять приоритеты. В базовом виде это реализовано в сервисах для изучения языков: система смотрит, какие темы у тебя не вызывают проблем и на них дает меньше заданий, а на те, которые вызывают – больше.

Думаю, здесь и скрыт максимальный потенциал. Цифровое образование может помочь совсем отойти от понятия курсов, предметов и так далее, а подстраиваться под реальные потребности. Помочь построить тебе полный трек тем для изучения и вести тебя по нему. Адаптируясь под твои потребности и желания, под реалии среды. 

Представь, что нет курсов. Есть просто твое дерево знаний и твои цели. И ты можешь обучаться не линейно идя по курсу, а в произвольном порядке с произвольной глубиной. Вот изучаешь ты в текущий момент нейронные сети (не курс, а просто на этом этапе жизни тебе это интересно). И ты сам выбираешь в процессе, погрузиться ли тебе в математический аппарат или в прикладное. Пойти в сторону natural language processing или в computer vision. Или вообще в какой-то момент свернуть в лингвистику. Но так, чтобы все это было бесшовно, как будто тебя просто учит эксперт по всему. И ты такой: «так так, а вот про семейства языков я бы хотел сейчас узнать поподробнее». А этот эксперт еще и помнит, что ты уже знаешь, насколько глубоко. И говорит с тобой на твоем языке. 

3

Очень точно про кастомизацию обучения в онлайне, мы совсем упустили это. А с другой стороны, например, в американской системе есть фиксированные часы а есть гибкие часы, куда студент может выбирать предметы и курсы, которые ему интересны и нужны. Конечно, лекции остаются лекциями а экзамены фиксированы в формате и расписании.

 А есть какие-то примеры онлайновых площадок с такой гибкой системой или чем-то похожим на описанную тобой модель? 

1

Размышление интересное. Вот не плохая статья знакомящая с онлайн платформой Udemy: https://amafree.online/2020/05/03/udemy-kak-platforma-obuchenija-dlja-novichkov/

2
«Что-то витает в воздухе»: Apple анонсировала новое устройство «на этой неделе»

Вероятно, MacBook Air.

77
66
44
«Что-то витает в воздухе» - запах бабла от фанатов эпла наверное
реклама
разместить
Суд приговорил инфоблогера Елену Блиновскую к пяти годам колонии и штрафу в 1 млн рублей

Также суд на четыре года запретил ей заниматься коммерческои деятельностью и удовлетворил гражданский иск на 587 млн рублей.

Источник: Суды общей юрисдикции города Москвы
2626
2626
77
66
44
11
11
Как двойственно - вроде и поделом за тупое дробление и откровенное инфоцыганство, с другой стороны она от бизнеса а не от чинушья , и как то неприятно, когда сажают человека бизнеса
Карта туриста ЮMoney так понравилась китайским пользователям, что они начали рассказывать о ней в своих соцсетях

В этот момент стало ясно: все наши старания и горящие дедлайны были не зря, продукт востребован и нравится клиентам. ☝

Карта туриста ЮMoney так понравилась китайским пользователям, что они начали рассказывать о ней в своих соцсетях
99
Я производил 2 млн пачек, зарабатывал 55 млн ₽ в год, попал в топ маркетплейсов, но всему приходит конец

В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.

Теперь можно и руки вытереть, и бюджет посчитать 
118118
1717
77
22
11
11
Прямо чистый понедельник, много нового узнал про производство бумажной продукции. Спасибо и удачи автору в начинаниях
Microsoft представила ИИ-помощника Dragon Copilot для врачей

Чтобы те «могли сосредоточиться на пациентах, а не компьютере».

Источник: Microsoft
66
22
11
Суд признал банкротом основателя интернет-магазина «Плеер.ру» Алексея Конышева

В сентябре 2024 года он закрыл магазин из-за нехватки средств на закупку товаров.

55
44
Как работать в популярной бухпрограмме бесплатно

Многие бизнесмены не хотят платить за бухгалтерские программы или предпочитают «пощупать их изнутри» перед покупкой. Saby дает возможность попробовать программу бесплатно. Ее можно использовать без трат на постоянной основе как помощник в составлении, получении и хранении документов. Рассказываем про 5 бесплатных функций Saby для бухгалтера и ИП.

Как работать в популярной бухпрограмме бесплатно
11
Сервисом по самозапрету на выдачу кредитов воспользовались почти 2 млн человек за два дня

Встроенный помощник «Макс» дал 3,4 млн консультаций о добровольном запрете на кредитование.

99
33
Теперь каждому, на кого мошенники оформили кредит, начнут говорить: Что ж ты самозапрет не установил? Сам виноват.
[]