Почему руководителю среднего бизнеса важно регулярно оценивать и проверять знания персонала

Экзаменация знаний - современный подход к управлению персоналом
Экзаменация знаний - современный подход к управлению персоналом

В этой статье расскажу, как повысить эффективность работы вашей компании с помощью системы регулярного тестирования.

Ваша компания ― механизм, в котором все зависит от действий сотрудников

На старте бизнеса процесс управления персоналом простой и понятный. В штате несколько человек, все практически свои, все идет хорошо. Руководитель лично общается с сотрудниками, контролирует все процессы. Работа каждого на виду, и если кто-то допускает ошибку, ее нетрудно выявить и устранить. Проходит время, компания развивается, штат пополняют новые сотрудники, появляется должностная иерархия. Предприниматель переходит к общему управлению. Теперь уже он не знает каждого работника так близко и не может вовлекаться в рабочие процессы всех отделов.

Любая компания — это механизм, работа которого зависит от того, насколько хорошо каждый справляется со своими обязанностями и насколько слаженно действуют сотрудники. Но механизмы периодически дают сбои. И бизнес, где вместо моторчиков и винтиков живые люди — не исключение.

Кто-то не справился с задачей, кто-то не досмотрел, из-за чьих-то действий возникла поломка или даже несчастный случай. В результате вся энергия предпринимателя уходит не в то русло: вместо того, чтобы разрабатывать стратегические планы и мыслить масштабно, он занимается «тушением пожаров». Решает сиюминутные проблемы, которые тормозят развитие компании.

По своему опыту, опыту коллег и клиентов скажу: чаще всего ошибки — не случайность и даже не халатность. Большинство «сбоев» происходит из-за того, что сотрудники элементарно не знают или не помнят, как действовать в той или иной ситуации.

Получается, что благополучие бизнеса во многом зависит от простых сотрудников, которые на него работают. Поэтому предпринимателю важно предупреждать возможные риски: оценивать качество работы сотрудников, контролировать их уровень знаний и подготовки.

Распространенная причина ошибок сотрудников ― недостаток профессиональных знаний. И сложность в том, что это не всегда очевидно. Для бизнеса вопрос соответствия работников должностным требованиям ― фактически вопрос выживания. Компания будет работать в плюс, только если каждый точно знает свои обязанности, регламенты и нормативы (которые постоянно меняются).

Но как отследить, что сотрудник действительно знает свои обязанности и регламент работы? Ведь, чаще всего, пробелы в знаниях становятся заметны, когда они приводят к проблемам и убыткам.

Пробелы в знаниях работников — потенциальные проблемы бизнеса.

Крупный бизнес может позволить себе штат специалистов по контролю и оценке компетенций персонала. И даже в этом случае влияние человеческого фактора велико: контролер может не заметить ошибки, пропустить что-то важное. У среднего бизнеса ситуация сложнее, потому что возможности нанять штат контролеров попросту нет.

Чтобы предупредить риски, нужно внедрить стандартизацию рабочих процессов и систему оценки знаний

Почему же стандартизация рабочих процессов неизбежна при масштабировании бизнеса? Это рациональный подход. Вы и другие руководители компании определяете набор функций и компетенций, по которым оцениваете работу сотрудников и анализируете результат. Вы знаете, на какие критерии ориентироваться при аттестации, экономите время, трудозатраты и бюджет.

Внедрить стандартизацию рабочих процессов и на ее основе создать собственную систему оценки, которая будет работать без привлечения контролеров и сторонних специалистов. Это решение, к которому рано или поздно приходят все растущие компании, которые хотят оставаться успешными и эффективными. Система оценки позволяет бизнесу автоматизировать значительную часть работы, связанную с управлением персоналом.

Экспертное мнение: контроль знаний не должен мешать рабочему процессу и требовать много усилий со стороны как рядовых сотрудников, так и руководителей.

Единый подход к оценке знаний позволяет не только контролировать штатных сотрудников, но и проверять компетенции соискателей на вакансии. Вы сразу понимаете, какого кандидата получится быстро включить в работу, чьи знания потребуется подтянуть, а кто ― неподходящий претендент на должность.

Вторая важная функция системы контроля знаний ― оценка эффективности инструктажа и курсов. После того, как сотрудник прошел обучение, вы проводите тест и проверяете, как работник справился с обучением. Так вы берете на заметку специалистов, которые не готовы к профессиональному росту. Это экономит ваши деньги и работает на перспективу развития компании. Ведь проще отказаться от «ленивого» или немотивированного сотрудника до того, как его пробелы в знаниях приведут к проблеме.

Без экзаменации полученных знаний польза от обучения сильно зависит от личной мотивации сотрудника и далеко не у всех она на нужном уровне. Благодаря оценке, вы можете быть уверены, что средства, вложенные в обучение сотрудника потрачены не напрасно и это принесет пользу бизнесу.

Регулярная оценка знаний снижает риски убытков, повышает качество работы сотрудников и показатели бизнеса в целом.

Для оценки многих компетенций есть готовые нормативы. Например, правила промышленной безопасности, которые прописаны Ростехнадзором, стандартные тесты для оценки профессиональных знаний. Но готовых решений бывает недостаточно. Бизнесу нужно дорабатывать и адаптировать их под свои требования или создавать систему оценки с нуля. И это очень важно. Вы создаете систему один раз (по необходимости совершенствуете ее), и она работает на благо компании постоянно. Так вы снижаете риски: проверки проходят строго в назначенное время, сотрудники всегда знают, что их компетенции будут оценивать, поэтому находятся в тонусе и мотивированы учиться. А это минимизирует количество ошибок из-за недостатка профессиональных знаний: четкая и выстроенная система контроля позволяет быстрее выявить специалиста, который стабильно показывает слабый результат во время тестов.

Когда компания определила и сформировала необходимые нормативы, вопрос контроля знаний становится делом техники. Руководителю остается лишь выбрать методы. Это могут быть периодические личные беседы, общая проверка со сторонними экзаменаторами или ― проверка знаний с помощью сервиса, который настроен под ваши требования. Мы проанализировали наши потребности и потребности наших коллег и пришли к выводу, что последний вариант ― оптимальный с точки зрения эффективности, экономии денег и времени. Использование автоматизированных платформ для контроля знаний позволяет организовать оценку персонала наиболее быстро и обеспечивают высокую достоверность результатов.

Как регулярная оценка знаний сотрудников помогает вашему бизнесу расти

«Повторение ― мать учения» ― это мы все знаем со школы, но почему-то многие относят народную мудрость только к обучению в школе или в институте. В бизнесе она не теряет актуальности: информация, которую человек усвоил и никогда не повторял, теряется в памяти. Но чтобы был повод освежать знания, сотрудникам нужна ощутимая мотивация ― проверки. И не раз в несколько лет, как рекомендует Ростехнадзор, а чаще. Согласитесь, если человек знает, что его профессионализм будут периодически оценивать, а по результат тестирования он может получить бонусы, он охотнее «подтянет» знания. Если же сотрудник не сочтет это нужным, скорее всего, вам такой работник не подходит.

Сформированные инструкции, положения и нормативы делают работу с персоналом прозрачной и системной. Оценка знаний по вашим стандартизированным критериям помогает:

  • Оценивать кандидатов при подборе персонала. Вы проверяете, кто из соискателей сразу готов приступить к работе и принесет пользу организации. А кого нужно доучить, расходуя на это время и деньги.
  • Принимать взвешенные кадровые решения. Регулярное проверка знаний сотрудников дает понять, кто уже перерос свою должность и может подняться выше, а кого нельзя допускать до ответственных и сложных задач.
  • Разрабатывать систему оплаты труда и премий. Более грамотные работники, как правило, эффективнее справляются с задачами, совершают меньше ошибок. Сотрудники, чьи знания хуже ― потенциальный источник проблем, финансовых и репутационных рисков. На основе анализа проверки знаний вы понимаете, как распределять премии в коллективе.
  • Мотивировать специалистов к профессиональному росту. Сотрудник может искренне не замечать, что ему недостает квалификации, знаний, поэтому его работа слабее на фоне коллег. Регулярное тестирование дает самому работнику наглядное представление о его уровне профподготовки.

Выстроенная система оценки персонала ― один из наиболее простых способов предупредить риски и ускорить темп роста компании.

88
Начать дискуссию