Нейросети внутри 1С — что уже можно использовать и что в планах?

Нейросети внутри 1С — что уже можно использовать и что в планах?

Искусственный интеллект наконец-то может решить проблемы, которые много лет портили жизнь бухгалтерам, директорам и бизнесу в целом. Часто они возникали из-за пресловутого «человеческого фактора». Широкое распространение нейронный сетей знаменует собой исключение этого фактора и уменьшение числа ошибок.

В 1С уже работают несколько сервисов искусственного интеллекта (ссылку прикрепили в конце статьи). Это помогает сократить трудозатраты для задач, не требующих значительной квалификации, сократить время принятия управленческих решений, а также делает бизнес-процессы более комфортными, например, представая в форме голосового помощника.

Нейросети в рутинной работе с 1С

На платформе 1С 2022 года работают несколько крупных ИИ-сервисов. Они уже облегчили жизнь тысячам сотрудников и стали стандартом бизнес-коммуникации.

  • 1С: Распознавание первичных документов — скан мятого товарной накладной легко переносится в рабочий формат, и бухгалтеру не нужно ломать глаза, чтобы перенести все цифры и номера - документ создается в 1С после сканирования. Также этот сервис можно обучить и на своём наборе данных.
  • 1С: Прогнозирование продаж — управленческий учёт автоматизирован, и руководителю не приходится самому разбираться в аналитике.
  • 1С: Распознавание речи — у этого инструмента масса способов использования. Например, можно внести аудиозапись совещания и нейросеть распознает речь по ролям — кто какие предложения вносил, кто что обещал сделать и т.п., а затем сервис сделает на её основе протокол и раздаст задачи пользователям. Ещё пример: с помощью распознавания речи можно анализировать разговоры по телефону с клиентом для повышения производительности call-центра.
  • RCM: Прогнозирование отказов оборудования — определяет аномалии в работе оборудования по показания датчиков.
  • ДО: Чат-бот Ася — отвечает на вопросы на естественном языке, помогает пользователям и имеет широкий спектр применения.
  • CRM: iРуководитель — анализирует работу менеджера, даёт рекомендации по следующим действиям, а также может давать менеджеру пошаговый план заданий.
  • LIMS: Помощник лаборанта — предоставляет инструкции для проведения измерений на производствах.

Есть также несколько десятков пакетных решений для разных предприятий.

Все нейронные сети имеют свой API, а в 90% случаев взаимодействие идёт по HTTP-сервису. Следовательно, почти любую существующую нейросеть можно подключить к своей системе 1С и обучить на своих данных.

Можно ли писать код на языке 1С с помощью нейросетей

Каждый месяц выходят в свет «убийцы» тех или иных профессий. Midjorney должна была оставить без работы дизайнеров, ChatGPT — программистов и копирайтеров. И это не беспочвенно: есть примеры разработок, когда нейронка писала сносный код на популярных языках программирования — Python или C++.

А что с 1С?

Этот язык не так популярен, тем более, все команды в нём — русскоязычные. Результативность текста, написанного нейросетью напрямую зависит от количества материала, опубликованного на эту тему в Сети. А количество открытого кода на языке 1С несравнимо меньше, чем на более популярных языках. Поэтому качество кода от ChatGPT на языке 1С пока не позволяет писать сложные многокомпонентные программы.

Тем не менее, с некоторыми простыми задачами нейронка уже справляется. Вот пример:

Нейросети внутри 1С — что уже можно использовать и что в планах?

Спрос с нейросети — как с юного стажёра. Код можно использовать, но только после рефакторинга. Те, кто использует ChatGPT для написания 1С-кода, должны держать в уме несколько принципов:

  • Надо уметь писать промт (запрос нейросети), чтобы получить нужный результат, задавать уточняющие вопросы.
  • Разные версии ChatGPT имеют разную ёмкость ответов, версиям 4 и 4 turbo можно отправить примерно 64 000 слов (32 768 токенов).
  • Прежде чем давать запрос нейросети, придётся досконально разобраться в желаемом функционале, сформировать план работы и давать задачи по одной. В этом случае большинству пока проще написать программу самим, чем привлекать к этому умного ассистента. Но те, кто экспериментирует с чат-ботом, помогают сделать нейросеть более умной в части написания 1С-кода.

Кстати, если вы как раз стажёр и не знаете, как составить промт, чтобы нейросетка написала код 1С, то вам поможет такой «переводчик» с человеческого языка на «1совский».

Примеры внедрения и разработки нейросети на базе 1С

Автоматизация обработки фотографий для наполнения базы товаров интернет-магазина

Как было раньше:

  • Фотограф получает товары и сам организует фотосъёмку и обработку.
  • Загружает все файлы скопом на флешку или в облако (в данном случае нужно было около 40 тысяч фотографий).
  • Менеджер скачивает всё это добро и раскидывает по папкам внутри 1С, разбираясь на ходу, какой файл к какой карточке товара относится.

Просто представьте, сколько времени и денег это требует. Поэтому, один 1С-ник решил сделать так, чтобы изображения приемлемого качества сразу подавались в нужную карточку 1С, и нейросеть играет здесь одну из важнейших ролей.

Цепочка выглядит так:

  • Менеджер сканирует штрих-код товара (в 1С открывается нужная карточка), затем кладёт его в лайтбокс, напротив которого стоит камера, подключенная также к 1С.
  • Далее достаточно нажать в 1С кнопку «Сфотографировать», камера делает снимок, передаёт её в нейросеть, которая обрабатывает фото нужным образом (в основном речь об очистке фона), затем снимок появляется в карточке товара.

Тексты для интернет-магазинов и маркетплейсов

Товарный бизнес не сдает своих позиций, а отзывы в нём — важнейший маркетинговый инструмент. Широкое распространение маркетплейсов с их стимуляцией написания отзывов толкает бизнес к тому, чтобы регулярно отслеживать и отвечать на отзывы клиентов. Делегируйте это нейросети!

Есть готовые решения, но можно создать собственный модуль для внедрения в 1С чат-бота для автоматической генерации ответов на отзывы. Для интеграции подойдет любая текстовая нейросеть, чаще всего используют ChatGPT, GigaChat и YandexGPT.

Аналогично с этим работают решения для генерации описаний товаров, характеристик, разделов, а также для выстраивания логики рекомендательных систем.

***

Напоследок оставляем несколько ссылок на полезные ИИ-инструменты для работы с 1С:

Ссылки на источники и полезные материалы:

Начать дискуссию