УЗНАЙТЕ, КАК УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ПРИ ЭТОМ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО В 5 РАЗ
КЕЙС BLINBERRY GROUP
Как подружить систему дистанционного обучения и очные встречи команды?
Какие фишки применить, чтобы сотрудники действительно обучались?
И почему коммуникация и забота о сотруднике - это важные пункты в процессе обучения?
Об этом рассказывает Мария Головина, Team lead по корпоративной культуре BLINBERRY GROUP.
Интервью провела Анастасия Столбова, основатель компании learning & Development Point - создание электронных систем обучения для сетевых компаний и франшиз.
Кратко о компании
В BLINBERRY GROUP входит два бренда: блинные БлинБери и сеть ресторанов паназиатской кухни СушиВёсла.Суммарно, компания управляет сетью из 200 филиалов в 27 городах России.
СушиВёсла - 106 ресторанов в 27 городах РФ.
БлинБери - 94 блинных в 20 городах РФ.+ 2 блинные в Объединенных Арабских Эмиратах.
Когда компания перешагнула рубеж в 50 локаций, стало понятно, что нужно создать единое облачное пространство, где будут находиться знания компании.
После внедрения онлайн Академии, ввод в должность сотрудника кухни ускорился в 2 раза.
Ребята изучают стандарты и блюда буквально "на ходу". Как только появляется возможность провести время на одном месте более 10 минут, они заходят в мобильное приложение Академии и проходят одну из тем программы обучения.
1. Как выглядит система обучения BLINBERRY GROUP в 2023-2024 году
Обучение проходит в смешанном формате, когда нововведения передаются очно (офлайн), а закрепление и масштабирование информации происходит с помощью онлайн платформы - Академии на базе системы ISpring.
Задачи очного обучения:
Обучение построено по принципу пирамиды.
Учебный центр находится в г. Волгоград, в нем проходят обучение филиалы из ближайших регионов.
Далее Бренд-шеф составляет маршрут командировки и посещает города Сети, где лично обучает шеф-поваров и аттестует их.
Далее шеф-повара проводят обучение и аттестацию своих сотрудников на местах. Очное обучение очень важно, когда нужно отработать что-то такое прикладное. Попробовать новое блюдо на вкус, пропустить технологию приготовления через свои руки.
Классический пример очного обучения: встреча для разбора сезонного обновления меню, чтобы донести каждую деталь до членов команды.
Для этого бренд-шеф собирает шеф-поваров и делится всеми тонкостями нового меню. После чего происходит отработка на практике, обсуждение возникающих вопросов и т.д.
При этом шеф-повара делятся на небольшие группы, до 10 человек. Группы формируются для того, чтобы уделить внимание каждому шеф-повару, добиться однородности процессов и качества блюд.
После пирамида расширяется и нововведения поступают от шеф-поваров к команде. От опытных сотрудников филиала к новичкам.
Также стоит отметить, что бренд-шеф не только собирает команду "у себя", но и сам выезжает в города, если это необходимо.
Задачи онлайн-обучения:
Что касается онлайн-обучения, то оно применяется, когда важно:
1) качественно и эффективно ввести нового сотрудника в рабочие процессы,
2) быстро донести унифицированные изменения (например, поменялась граммовка, или теперь кладём не два вида сыра, а четыре и т.д.),
3) прокоммуницировать с сотрудниками, и тем самым наладить доверие внутри компании.
2. Учебные модули для эффективного обучения сотрудников
В Академии созданы различные учебные траектории для сотрудников кухни и зала. Всего в Академии расположено более 80 учебных материалов.
Нам приоткрыли занавесу корпоративной тайны для учебной траектории повара-кассира 2.0.
Этот курс состоит из четырех разделов:
Раздел №1. Знакомство с компанией.
- Добро пожаловать на планету Сушивесла и Блинбери
- Push уведомления
- Акция приведи друга
- Наш корпоративный телеграмм канал
Раздел №2. Стандарты приготовления.
- Виды блинчиков
- Как правильно готовить блинчик
- Как правильно вымыть плиту
Раздел №3. Безопасность пищи.
- Безопасность пищи на 5+
- Сроки годности и маркировка
- Ротация
Раздел №4. Работа в кассовой системе.
3. Как часто обновляется информация
4. Говорить на одном языке с сотрудниками. Лайфхаки Академии.
Поэтому все лайфхаки — это отображение заботы о сотрудниках.
Вертикальный формат страниц презентации
Например, в компании заметили, что все (или практически все) сотрудники смотрят обучение с телефона. И… было принято решение — оперативно переделать все уроки под этот формат!
Для этого было заново собрано более 200 страниц учебного материала. После этого обновления сотрудники стали проходить материал в несколько раз быстрее, проходили тестирование с лучшими результатами.
Поэтому юзабилити учебного материала очень важна.
Поэтапность обучения, чтобы избежать перегрузку информацией
Модули учебного курса имеют четкую последовательность, которая погружает человека в суть рабочего процесса. Начинаем с простого и добавляем информацию в следующем видео.
Для того, чтобы новые знания были усвоены, ставим СТОП — задание после определенного количества уроков. Это помогает руководителю отслеживать прогресс обучения, а новым сотрудникам изучать материал вдумчиво.
Опытным путем доказано, что когда учащийся видит все курсы сразу, то старается пройти их за 1-2 дня, быстро пролистывает слайды, не успевает вникать в суть и все это наглядно отражается на результатах его промежуточных тестов.
Обучение в формате сторис
Сторис окружают нас в мессенджерах и социальных сетях. Такой формат видео стал более естественным, чем горизонтальное видео. Вертикальное короткое видео стало привычным и удобным для людей способом получать информацию. Также мозг автоматически воспринимает формат сторис, как развлекательный контент и с большей охотой изучает его.
Расставляем маячки
Добавляем визуальные подсказки в учебный материал. В курсах задействуются несколько каналов восприятия информации: текстовый, аудио и видео формат.
Для того, чтобы дать обучающемуся подсказку, рядом с аудио материалом ставим маячок - иконку микрофона. Тогда люди понимают, что следует включить звук и послушать.
Доработав курсы с учетом этих четырех лайфхаков, удалось сделать учебный материал ближе к сотрудникам и говорить с ними на одном языке.
Как говорят сами сотрудники, теперь им проще проходить обучение и запоминать новую информацию.
5. Игровые кейсы для обучения и отработки навыков сервиса
Помимо самой системы обучения, у нас есть тренажёр, в котором проигрываются различные (в том числе стрессовые) ситуации, приближенные к реальности.
Конечно, в обычной жизни стрессовых ситуаций совсем немного. Однако, если сотрудник прожил ситуацию на тренажёре, то на практике он чувствует себя гораздо увереннее.
Если сотрудник выбрал не верный ответ в диалоге, то ему даётся пояснение, что именно он сделал не так, как верно проявить себя в этой ситуации. Мы даем полезные шаблоны поведения, а не просто статус "error и до свидания" 🙂
Уверенность сотрудника помогает купировать конфликт в зародыше, успокоить гостя правильной фразой и внешним видом. Когда спокоен внутри, то внешние провокации проходят мимо.
6. Staff support на базе СДО
Помимо обучающих курсов в СДО (системе дистанционного обучения) компании есть раздел staff support - это инструмент обратной связи и общения с сотрудниками.
Давайте разберем, как происходит общение в этом разделе:
1) Сотрудник заходит в раздел и выбирает тему обращения. Перед ним открывается лист с возможными темами и возможность указать нестандартный вопрос.
2) В поле ниже описывается ситуация, задается вопрос.
3) Все готово, обращение уходит в HR-службу.
HR-служба просматривает уведомления о новых сообщениях ежедневно.
Вопросы могут быть любыми: касающиеся маркетинга, актуальных акций, верной граммовки ингредиента для блюда, в том числе по поводу расчета заработной платы.
Когда сервис только запустили, то сообщений было небольшое количество. Люди беспокоились, что задав вопрос они навредят себе и испортят отношения с руководителем или коллегами. Чтобы снять эту тревожность, компания бережно реагировала на запросы, не устраивала "охоту на ведьм" и не ругала руководителей.
Одной из задач HR-службы было больше пояснять, что staff support - это поддерживающая коммуникация в компании, которая помогает каждому из сотрудников делать свою работу эффективнее.
Сейчас все сотрудники свободно пишут в staff support. Этот раздел стал действительно рабочим инструментом сети.
Еще пара фраз про бизнес-процесс раздела staff support.
Как только HR-служба получает обращение, она тут же связывается с сотрудником через Академию с помощью ответного сообщения и отвечает на его вопрос.
Если вопрос вне зоны ответственности HR, то специалисты обращаются в соответствующий отдел, чтобы уточнить детали, и после - корректно ответить на поступивший запрос.
То есть система дистанционного обучения - это не только обучающая история. Её также можно использовать для коммуникации и прозрачности во взаимодействии с сотрудниками.
7. Корпоративный журнал и новости внутри Системы дистанционного обучения.
У BLINBERRY GROUP есть свой корпоративный журнал, где публикуются новости компании и личные истории сотрудников, которые вдохновляют и делают людей ближе.
Например, управляющий одной из блинной — Михаил, поднялся на Эльбрус. Такую историю нужно рассказать в глянце, решила компания и взяла у него интервью по этому поводу.
Важно знакомить людей через личные истории. Они наполняют смыслом и характером подпись с именем сотрудника в корпоративной системе.
Когда компании нужны инфоповоды для размещения новости или истории, просто отправляется запрос всем пользователям внутри системы и кто-то обязательно отвечает.
Таким образом, в компании налаживается не просто коммуникация, а корпоративная культура в целом.
ЧТО ДАЛЬШЕ, или какие задачи стоят перед отделом развития сети в 2024 году
Разработка новых учебных траекторий по методике SCRUM
С начала 2024 года идет работа над большим курсом для Управляющих сети. Если с поварами - кассирами полный порядок и Академия отвечает на 90% вопросов, то для управляющих было не так много учебных модулей.
Было принято решение сделать современный курс, который ответит на вопросы: кто такой менеджер, функции менеджмента, мастер - график, распорядок дня управляющего, как проводить собеседования, как проводится ревизия и другие блоки курса.
Над созданием курса трудится команда из шести специалистов:
- управляющие-операционисты
- операционный директор
- тренинг - менеджер
- руководитель по корпоративной культуры
- SCRUM мастер
Чем полезен Scrum в разработке курса - команда двигается в формате спринта (рывка), представляющего собой двухнедельную рабочую сессию, по итогам которой достигаем заданные результаты, оцениваем готовый материал и принимаем решение, что оставляем, что меняем и движемся дальше!
Обновление курса для франчайзи
Также в Академии появилось больше информации о бренде, возможностях обучающей платформы, обзор документов для работы.
Курс погружает в атмосферу и ценности бренда. Рассказывает, почему на логотипе вишня, а не яблоко и что означает улыбка в изображении. Говорит про теплоту и заботу о гостях, о том, что составляет ядро бренда БлинБери и подхода к бизнесу.
Видео-подкасты для сотрудников Управляющей компании
Система Адаптации новых сотрудников дополняется видео - подсказками по каждой рабочей задаче. Шпаргалка всегда под рукой, не нужно спрашивать коллег.
Корпоративная библиотека
Один из форматов развития и сближения команды - читательский кружок. Эта активность не является обязательной и потому в кружок вступают сотрудники, которые хотят встречаться на совместных мероприятиях, расширять свой кругозор и навыки коммуникации, менеджмента, мышления.
Над статьей работали:
Мария Головина - Team lead по корпоративной культуре BLINBERRY GROUP. Анастасия Столбова - основатель компании learning & Development Point - создание электронных систем обучения для сетевых компаний и франшиз.
#франшиза #онлайнобучение #БлинБери #СушиВесла #ОбучениеБезГраниц #АнастасияСтолбова #learning &DevelopmentPoint #методолог