Как создать обучающий центр без денег?

Опыт крупной телеком-компании

Содержание статьи:

1. Предыстория проекта

2. Подготовка проекта

3. Организация процесса обучения

4. Мотивация тренеров

5. Обратная связь от новичков

6. Развитие обучающего центра

7. Обучающий центр VS Внешнее обучение

Спикер:

Наталья Баранова, руководитель обучающего центра крупной телеком-компании, автор обучающих программ для управляющих, торгового и сервисного персонала.

Интервью провела:

Анастасия Столбова, основатель компании learning & Development Point - создание электронных систем обучения для сетевых компаний и франшиз.

1. Предыстория проекта

Проект подготовки специалистов Контакт-Центра был сформирован благодаря запросу от Контакт-Центра.

На тот момент:

  • была большая текучка: многие уходили, не задерживаясь на месте
  • набор шел практически каждую неделю.

Из-за этого процесс обучения стал непрерывным, но результативности это не приносило.

Тогда было принято решение - обучить единовременно 40 человек для Контакт-Центра и подготовить их для дальнейшей работы.

Несмотря на то, что компания уже располагала ресурсами (обучающая платформа - собственная разработка и дистанционное обучение) на такой объем единовременного обучения они не были рассчитаны.

В связи с этим была озвучена идея (и позже утверждена) о том, что важно собрать группу собственных тренеров, которые бы транслировали ценности компании и обучали специалистов как эксперты.

Так началась работа по проекту подготовки специалистов для Контакт-Центра на базе существующего в компании Учебного центра.

2. Подготовка проекта

1. Поиск тренеров

Для того, чтобы запустить в работу проект, было необходимо, прежде всего, найти тех самых специалистов, которые станут тренерами.

В компании достаточно большое количество сотрудников, которые:

  • работают продолжительное время
  • досконально знают бизнес-процессы и принципы работы в компании
  • являются экспертами своего дела.

Именно среди них был проведен отбор на позицию внутреннего тренера.

Помимо вышеперечисленных критериев, также обращалось внимание на умение передавать свои знания. Ведь в этом и заключается суть тренерства.

2. Обучение тренеров

После отбора было проведено обучение: «Тренинг тренеров», а затем проведено несколько встреч после тренинга в формате сопровождения.

Встречи были необходимы для того, что обсудить детали по материалам для Контакт-Центра: какие материалы лучше всего делать, как их готовить к презентации, как вообще готовить методические материалы, какие давать упражнения и т.д.

3. Программа обучения

Помимо обучения тренеров и формирования материалов также обсуждалась оптимизация самой программы обучения.

На момент, когда команда взялась за проект, программа была рассчитана на 20 дней. Для обучающего процесса это слишком много. Поэтому встал вопрос о сокращении программы обучения.

Для этого выверялась каждая минута, учитывались интервалы между обучением и перерывами, перерабатывались форматы подачи информации и т.д.

В итоге, программа была сокращена до 12 дней, без потери качества как самого процесса, так и материала.

Например, было важно сохранить тренинги по психологии взаимодействия с клиентом, в том числе работе с трудным клиентом. Так как, чаще всего, именно из-за того, что специалисты на старте не понимали, как наладить контакт со сложным клиентом, уходили из Контакт-Центра.

4. Результат подготовки

Подготовка заняла около двух недель. За это время:

  • отсмотрено - 15 человек (из них на тренерство согласились - 10 человек)
  • сформирована тренерская группа из согласившихся 10 человек
  • проведен «Тренинг тренеров»
  • проведены встречи в формате сопровождения
  • разработана структура обучающего процесса
  • сформированы методические материалы
  • подготовлена программа обучения.

3. Организация процесса обучения

1. Формат модулей

Решение о внедрении реализации проекта было согласовано с руководителями подразделений и утверждено на уровне высшего руководства. В том числе был согласован момент о том, что сотрудники будут переключаться со своих основных задач на функционал тренерства.

Однако в компании процессы организованы таким образом, что невозможно посвящать обучению какого-либо подразделения целый день или даже половину дня, максимум по 2 часа. Поэтому программа обучения была построена в формате модулей.

В итоге, такая система оказалась эффективнее, так как:

  • позволила охватить большее количество новичков
  • помогла тренерам выдавать только максимально полезную информацию, не перегружая ненужными деталями
  • дала больше возможностей для развития и обратной связи, и меньше - для стресса.

2. Упор на практику

Основной упор был сделан на практических занятиях, поскольку новичкам требовалось практически сразу приступить к работе на линии.

Например, ребята из пилотной группы буквально на третий день сели слушать рядом с супервайзерами, как работают люди в Контакт-Центре, на пятый - уже начали принимать свои первые звонки.

Конечно, все происходило под присмотром супервайзера. Однако новенькие специалисты смогли понять, что это такое, и получили первый опыт.

3. Не один тренер

Обучение было сформировано таким образом, что обучение вел не один тренер, а несколько. Таким образом, практически на каждое занятие приходил новый тренер.

Учащихся предупредили об этом заранее, поэтому это не было неожиданностью для них. По словам самих ребят, это было очень ценно, ведь с ними работала целая тренерская команда. Также привлекало, что это не теоретики, а практики, которые досконально разбираются в своем деле, при необходимости легко демонстрируют свои навыки в реальности и делятся ими.

4. Фишки обучения

Поддержка тренеров

Каждый тренер после выступления получал серебряную звезду. Одно занятие = одна серебряная звезда. Награду присуждали сами ученики. Тренеры, которые были максимально задействованы, получили больше звезд.

Рис. 1. Флипчарт со звездами для тренеров 
Рис. 1. Флипчарт со звездами для тренеров 

Совместный рисунок

Для того, чтобы объединить ребят (будущих коллег Контакт-Центра), им было дано задание: представить, что их команда - это автобус, а каждый член команды - часть автобуса, и ее необходимо было нарисовать. После, нужно было пояснить роль каждой детали автобуса, и как она соотносится с Контакт-центром.

Рис. 2. Совместный рисунок Контакт-Центра: визуализация команды 
Рис. 2. Совместный рисунок Контакт-Центра: визуализация команды 

4. Мотивация тренеров

Пилотное обучение было запущено только с нематериальной мотивацией, а именно с получением сертификата. Такой сертификат дает право преподавания в компании.

Также сотрудник, ставший тренером, ощутил, что компания ценит его и его знания, признает его экспертность, что, в свою очередь, вдохновляет на дальнейший рост и соответствующее развитие.

В дальнейшем, помимо нематериальной мотивации планируется добавить финансовое вознаграждение. В настоящий момент ведутся работы по этому вопросу.

Помимо этого, в планах компании сформировать школу кадрового резерва, и тренеры обучающего центра станут основой этой школы.

5. Обратная связь от новичков

В начале рабочего дня новички давали обратную связь по прошедшему дню: что запомнили, все ли комфортно и т.д.

Ребята делились, что им интересно наблюдать, как на каждую новую тему приходит новый тренер.

Это позволяет им не только оставаться в тонусе (ведь каждый раз процедура знакомства происходит заново), но и получать разносторонний опыт.

Также это помогает проникнуться рабочей атмосферой и почувствовать себя частью команды уже на обучении, а не спустя какое-то время после трудоустройства.

Помимо этого, многие отметили насыщенность обучения. Однако никто не чувствовал дискомфорта.

Такого результата удалось добиться благодаря балансу «теория-практика», внедрению различных упражнений и введению необходимых перерывов.

6. Развитие проекта

На данный момент проводят только живые тренинги, так как Контакт-Центр и все тренеры находятся в головном офисе компании.

Тем не менее, компания готовит программу расширения опыта головного офиса на филиалы (всего - 22 филиала в РК).

Цель - вырастить в каждом филиале как минимум по одному внутреннему тренеру, чтобы он мог участвовать в программе и передавать знания непосредственно на месте.

Для этого компания собирала обратную связь от каждого тренера: что бы он мог изменить или оптимизировать в программе.

Также во время пилотного обучения появилось понимание, что часть информации, которая передавалась вживую, возможно перевести в онлайн-формат.

Такой подход позволит:

  • сократить нагрузку на специалистов
  • высвободить ресурсы компании
  • усваивать новичкам информацию еще комфортнее.

В настоящий момент прорабатываются варианты: что оставить для передачи вживую, а что - увести в онлайн. Ведь живые коммуникации и ощущения себя в коллективе играют важную роль в адаптации нового специалиста.

7. Обучающий центр VS Внешнее обучение

Здесь важно понимать цели компании. Если для компании важно проводить обучающие мероприятия на постоянной основе и растить сильные кадры, то лучше рассмотреть вариант обучающего центра.

Во-первых, подготовка внутренних тренеров в любом случае окупится, так как тренеры взращиваются из внутренних резервов, а это всегда дешевле, чем привлечение внешних источников.

Во-вторых, у каждого бизнеса есть своя специфика, в которую приглашенные специалисты не погружены. То есть у них нет той глубины знаний, которая есть у сотрудников компании.

В-третьих, это работает на усиление HR-бренда. С одной стороны, специалисты, ставшие тренерами, ощущают свою ценность, что вдохновляет их на развитие. С другой - остальные специалисты в команде видят признание и развитие коллег и проникаются этим состоянием. При этом новички, наблюдая подобную атмосферу, укрепляются в выборе компании и остаются.

Тем не менее, внешнее обучение не стоит списывать совсем со счетов. Ведь подобные встречи помогают посмотреть на информацию с новой точки зрения.

Однако, если для компании важно, чтобы она лучше себя чувствовала на рынке и в конкурентной среде, тогда стоит обратить внимание на внутренние ресурсы и понять, как из них создать сильный обучающий центр.

Информация о спикере

Наталья Баранова, руководитель обучающего центра крупной телеком-компании

1. Создала программы для торгового, сервисного, управляющего персонала:

  • Эффективный руководитель
  • Эффективный менеджер
  • Продажи по шагам
  • Презентация в лифте: один из модулей для сектора B2B, то есть продажи корпоративным клиентам. Он входит в обширную программу подготовки специалистов по корпоративным продажам.
  • Телефонный этикет
  • Деловая переписка и общение и многие другие.

2. Создавала и проводила мастер-классы на тему:

  • Как запланировать мечту

  • Как давать обратную связь

  • Одежда, как способ…

  • Окна Овертона: проводится для всех желающих, кто хочет защитить себя, свою семью и своих близких от негативного воздействия психотехнологий, которые действуют на нас отовсюду: из соцсетей, TV и т.д.

  • Комплимент как способ повышения продаж и многие другие.

3. Разработала и запустила в работу мотивационный проект «Яблоневый сад».

4. Создала и провела тимбилдинговые мероприятия «Весенний» и «Осенний» марафоны, «С Новымгодом», конкурс детского творчества и др. Разработан и утвержден «Единый Стандарт по обслуживанию абонентов».

5. Совместно с IT-подразделением создала и запустила в эксплуатацию платформу электронного дистанционного обучения на базе moodle.

6. Создала и запустила в работу программа наставничества.

7. Автор трансформационной игры «Попутного ветра». Игра создана на основе моделей НЛП по целеполаганию. Позволяет добиться впечатляющих результатов в очень короткие сроки.

8. Автор колоды метафорических ассоциативных карт «Алтын бесік (Золотая колыбель)».

9. Постоянный спикер международных фестивалей духовных и психологических практик «Солнце в ладонях» 2017-2023 гг., «Игрослет Азия» 2017-2023гг., «Большая игра», «Песочница» и т.д.

Посмотрите запись полного интервью:

Хотите, чтобы менеджеры знали продукт и использовали лучшие техники продаж? Закажите Книгу Менеджера вашей компании:

Как создать обучающий центр без денег?
Начать дискуссию