Сага о личном бренде. Мой путь в индустрию

Сага о личном бренде. Мой путь в индустрию

Всем привет, камрады! В прошлый раз я заводил тему о том, как важно ввязываться в рискованные проекты. А сегодня поведаю о том, как я столкнулся лицом к лицу с СММщиками.

Но сначала, как водится, немного предыстории. С приходом ковида у многих людей в головах всё перевернулось. Внезапно люди познали, что можно совершенно спокойно работать на удалёнке, и в большинстве случаев от этого даже не страдает качество этой самой работы. Кто-то начал искать пути к пассивному заработку, начал майнить, интересоваться криптовалютой и приобретать акции на биржах. Даже я, человек далёкий от предпринимательства, вложился в создание бизнеса в телеграмме (и прогорел!). Но разговор не об этом.

<i>Помните счастливые времена смертельной эпидемии?</i>
Помните счастливые времена смертельной эпидемии?

Однажды, гуляя по Парку Горького со знакомой девочкой-дизайнером, я поделился извечным нытьём о том, как же меня угораздило родиться в стране, где зимой идёт снег и минусовая температура. И что сейчас бы лежать под пальмой с бокалом куба либре, а не вот это вот всё. На что девочка резонно заметила: "А что тебе мешает? Ведь по факту для твоей работы нужен только ноутбук и вай-фай. Всё!"

И я задумался. "А ведь она права! Мне нужно только обрасти постоянно базой клиентов и начать работать на себя из любой точки мира". Это понимание дало мне мощный толчок к действию. Я понял, что мои амбиции не укладываются в работу на телевидении, и я хочу развиваться как самостоятельная единица, независимая ни от кого. Я оживил свой полумёртвый фейсбук, как уже писал ранее, и стал ходить постить в нельзяграм ежедневно, как на работу.

<i>Ненавистные хештеги и мониторинг конкурентов преследовали меня в кошмарах.</i>
Ненавистные хештеги и мониторинг конкурентов преследовали меня в кошмарах.

Всё это сильно выматывало. Всё-таки мой мозг больше заточек под создание контента, а не продвижение в социальных сетях. И несмотря на то, что клиенты ко мне шли, и иногда даже шли толпой (помните же про шестнадцать заказов?), я продолжал думать о своём продвижении. О том, как бы мне сократить количество клиентов, но при этом увеличить доход. То есть начать работать за больший чек.

Помощники из ада

На свою беду я познакомился с пареньком, который с ходу предложил мне услуги маркетолога. Мы встретились в Шоколаднице, чтобы очно обговорить детали. Я показал ему свои работы, он рассказал о своих кейсах. "Тебе нужен личный бренд! Давай займёмся упаковкой. Я подтяну девочку, которая напишет тебе продающие посты, а сам наделаю креативов и настрою таргет".

<i>Два чая этому господину!</i>
Два чая этому господину!

А я тем летом активно уже мониторил Циан и смотрел к покупке квартиру. И честно сказал, что знакомство интересное, но прямо сейчас у меня нет свободных денег на такие приключения. Но паренёк был непреклонен: "До тех пор, пока ты будешь вечно откладывать старт на завтра, ничего так и не произойдёт! Если мы начнём работать сейчас, к следующему лету ты уже две квартиры себе купишь". Довольно манипулятивные фразы, это понятно. Но я задумался: "Я же и вправду ни разу не пробовал. Стартану на месяц, а там посмотрим, какая отдача будет". И мы пожали друг другу руки.

Мы созвонились по Зуму втроём с этой девочкой. Ребята набросали план нашего взаимодействия, по которому они за месяц обязались выпустить девять постов в моём нельзяграме: знакомящий со мной, затем с моими работами и так далее. И протестировать таргетированную рекламу на разную аудиторию.

<i>Слева моя сетка аккаунта в <b>нельзяграме</b>; справа она же, но после работы с маркетологами.</i>
Слева моя сетка аккаунта в нельзяграме; справа она же, но после работы с маркетологами.

Я принимал их экспертность, хотя некоторые вещи мне казались совершенно непонятными. Например, девочка твердила, что мне нужен личный бренд и поэтому небходимо срочно разбавлять посты с графикой в нельзяграме фотками меня. Я специально помониторил своих конкурентов в отрасли моушен-дизайна и не увидел ни одного аккаунта, где дизайнер бы выкладывал свои селфи в лифте или кадры, где он бухает с друзьями. Наоборот, большинство серьёзных аккаунтов дизайнеров действуют сугубо как площадка для портфолио и никто из подписчиков даже не ведает, как они выглядят! Людям интересно, что ты делаешь и для кого, а не как ты выглядишь!

Но и чёрт с ним, может я действительно чего-то не понимаю и ребятам виднее. Не зря же они СММщики, а я нет. Я повторил, что сейчас занят поиском квартиры и поэтому хочу, чтобы они минимально отвлекали меня. "Давайте так. Я плачу деньги — вы делаете работу", - говорил я.

<i>Круто же стать Бэнкси от мира дизайна?</i>
Круто же стать Бэнкси от мира дизайна?

Снежный ком

Но, разумеется, всё что могло пойти не так, пошло не так. Чем больше мы взаимодействовали, тем больше я начинал сомневаться в компетентности своих помощников.
Давай мы приедем к тебе и снимем твой рабочий день для рилсов, - предлагала девочка.
А что там снимать? Как я встаю и двенадцать часов сижу за компом, передвигая курсор и вдавливая клавиши? Я же не Том Круз, чтобы за моей работой было интересно наблюдать, - не понимал я.
Хорошо, тогда записывай сторис о каждом своём планируемом действии. Вот ты проснулся — запиши сторис о том, на каком бочку ты спал и что тебе снилось. И что собираешься съесть на завтрак. И куда пойти после. Если пойдёшь в кино, то не забудь записать сторис после просмотра и изложить мнение, как тебе фильм. А перед сном записывай анонсы на завтра, что собираешься делать, с кем увидеться, - не унималась девочка.,

Мне очень не нравилась эта затея, но я продолжал следовать заветному "Ну, я же не пробовал. Может, зря я так скептичен?". И целую неделю записывать эти несчастные сторис. Закончилось тем, что мне начали писать в личку знакомые люди с воплями о том, что "впечатление, будто твой аккаунт взломала пятнадцатилетняя девочка" и "моргни два раза, если твою семью держат в заложниках". И вправду, создавалось ощущение, что меня хотят превратить в какого-то лайфстайл-блогера.

<i>Как вспомнишь, так вздрогнешь!</i>
Как вспомнишь, так вздрогнешь!

Для того чтобы позволить себе СММщиков, я стал брать дополнительных клиентов за средние чеки и в результате, конечно, дико перерабатывал. У меня было несколько ночей, когда я вообще не ложился спать и тогда записывать весёлые истории было ещё тяжелее. Ребята же мне на это отвечали:

Ты что, тебе нужно отдыхать! Давай мы наймём тебе специалиста по выгоранию!
Чтобы я и его ещё оплачивал? Лучше тогда сразу меня пристрелить, это будет гуманнее, — устало произносил я.
Тебе нужно настроить свой рабочий график и всегда оставлять время на отдых. Возьми за привычку отключать рабочий телефон после девяти вечера! — наперебой делились озарениями ребята.

И тут я понял, что они никогда не работали с моушен-дизайнерами. И вообще не имеют никакого представления о тонкостях этой профессии. Представьте ситуацию: вы делаете графику для телевизионной передачи на аутсорсе. Дедлайн завтра утром, а работы ещё непочатый край. Я гарантирую, что, если вы отключите телефон в девять вечера и уйдёте смотреть сериал или гулять по парку, чтобы не дай бог не словить выгорание, на следующее утро останетесь без работы. Реальность такова, что если ты моушен-дизайнер на фрилансе, то ты работаешь не с девяти до пяти, а до тех пор пока ролик не будет сдан. Нельзя просто выключиться и пойти отдыхать с несданным проектом. Здесь такое не работает.

<i>- Алло! Что? Колян гуляет? Понял. Переносим эфир!</i>
- Алло! Что? Колян гуляет? Понял. Переносим эфир!

Дальше — больше. В итоге я сам нашёл фотографа и организовал фотосессию для того, чтобы заполнить клетки профиля в нельзяграме своим лицом. Ребятам очень понравилось (а как иначе, у меня же режиссёрское образование, и актёрский опыт в кадре тоже имеется). Далее девочка выложила пост с прогревающим текстом. Смотреть на это было больно. Доходило до истерического смеха, когда я видел в тексте из пяти предложений десять пунктуационных и орфографических ошибок. Не говоря уже о содержании. Дело в том, что у меня плечами двадцатилетний опыт в написании прозы и поэзии, и я уж точно знаю, как правильно обращаться с буквами.

Я высказал ребятам в общем чате, что такие тексты никуда не годятся и решил набросать "правильную" версию, пока ехал в метро после очередной бессонной ночи. Скидываю им, пишу: "Как-то так, далее по аналогии продолжайте". На что получаю ответ: "Ой, так здорово получилось, давай так и оставим!".

<i>Я не шучу! Снизу действительно текст, за который я платил деньги!</i>
Я не шучу! Снизу действительно текст, за который я платил деньги!

Месяц подходит к концу, и по его итогам я: сам организовал фотосессию, сам обработал полученные фотки, сам написал сопроводительный текст и сам выложил все необходимые сторис. Единственное, что сделали контент-мейкеры — нажали на кнопку "отправить". За пятьдесят тысяч. Я рву на голове волосы. И не только на голове.

Пишу ребятам: "Так не пойдёт. Если хотите дальше со мной работать, выдавайте результат. Сейчас его нет. Я не намерен вас кормить и не спать ночами, лишь бы не уйти в минус. Мне проще избавиться от вас тогда". Паренёк не сдаётся: "Сейчас мы тебе приведём лидов и ты выйдешь в плюс, не беспокойся". Я подумал: "Ну, посмотрим". Но напрягся.

<i>Обещанные лиды и несметные богатства.</i>
Обещанные лиды и несметные богатства.

Дальше начинается апофеоз истории. Проходит некоторое время и мне попадаются на глаза уведомления, что кто-то оставил комментарий на мои посты с креативами. Коммент в духе "Работы вроде классные, а почему креатив-то такой убогий?". Я перехожу к сабжу и вижу, что он действительно плох буквально во всём. Розовый невзрачный фон, несколько несочетаемый между собой шрифтов, скачущее межстрочное расстояние, неравномерно расположенные плашки, вырвиглазная цветовая гамма — этот баннер можно показывать в психиатрической клинике пациентам вместо пятен Роршаха.

<i>Вот такой шикарной дизайнерской рекламой рекламировали мои дизайнерские услуги. Комментаторы вполне резонно выражают непонимание.</i>
Вот такой шикарной дизайнерской рекламой рекламировали мои дизайнерские услуги. Комментаторы вполне резонно выражают непонимание.

Я возвращаюсь в общий чат, начинаю ругать ребят:
Ну, кто так делает? Почему вы хотя бы не выложили сначала этот креатив сюда, чтобы обсудить перед отправкой? Ещё и на мой рекламный бюджет это крутите!
Ты же сам говорил, чтобы мы минимально тебя отвлекали. Это не мы виноваты, - отвечают горе-маркетологи.
Послушайте, мне бы одной секунды хватило, чтобы написать вам, что это полный отстой и такое ни в коем случае нельзя выкладывать от моего имени, - продолжаю злиться я.
Хорошо, тогда просто отключаем этот креатив и используем другие. Это абсолютно нормально, когда креатив не заходит аудитории. На то они и тесты, - как ни в чём не бывало стелят ребята.

<i>В тесты, видимо, входит создание заведомо омерзительного дизайна.</i>
В тесты, видимо, входит создание заведомо омерзительного дизайна.

В общем, ребята рассуждают с позиции "клиент всегда не прав". Следующий креатив тоже приводит меня в бешенство. Но уже по другой причине. СММщики догадываются стянуть рандомную фотку со стоков и влепить туда моё имя, как будто я автор. Пишу снова с чат:
Братцы, да вы ополоумели. Кем нужно быть, чтобы рекламировать дизайнера ворованным дизайном!, - удивляюсь я.
— Мы ничего не воровали, это дизайн с бесплатных стоков!, - оправдываются маркетологи.
Я пробиваю ладонью своё измученное лицо:
Какая разница, с каких стоков вы взяли эти картинки. Вы рекламируете авторский контент контентом другого автора! Всё равно, что Джонни Депп бы вёл свой нельзяграм и постил в сторисах Райана Гослинга, приписывая ему свою фамилию!

Вы спросите: "Колян, почему ты вообще ещё терпишь этих сверхразумов? Разве до сих пор не ясно, что с ними каши не сваришь?"

Отвечаю: несмотря на удивительно убогие креативы, ко мне начали приходить лиды. Но как вы думаете, что за люди среагируют на подобные картинки?

<i>Мои любимые лиды!</i>
Мои любимые лиды!

Всего лидов было четыре. Точнее, не лидов, а людей, которые перешли по ссылке и оказались у меня в личке. Потому что один из них просто написал мне "Зашибись, красавчик!" и оказался вообще не целевой аудиторией, а второй оказалась моя одногруппница, которая порадовалась моим начинаниям и пожелала успехов в профессиональной деятельности. Третьим лидом была девушка, у которой предыдущие дизайнеры сорвали все сроки и она судорожно искала замену за минимальный чек и с совершенно нереалистичными дедлайнами. Думаю, не нужно объяснять, почему мы с ней не сработались.

И, наконец, вишенкой на торте выступил четвёртый лид в лице двух девушек, которые запускали шоу про криптовалюту.

Сразу было видно, что у них много амбиций, но мало практического опыта. Но я пошёл навстречу и мы созвонились с ними, чтобы обсудить детали. Они сказали, что шоу будет ориентировано на новичков в сфере и будет выходить два раза в неделю. А для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов, они задумали использовать полностью анимационных персонажей вместо спикера, вырезанного с хромакея. И показали в референсах кадры из Зверополиса.

Думаю, вам не нужно пояснять, что Зверополис делался не за три дня, не одним человеком и уж точно не за десять тысяч рублей. Я внимательно выслушал клиента и предложил ему компромиссное решение с максимальным упрощением, чтобы это было реально сделать в одиночку и уложиться в рамки бюджета. Мы нашли точки соприкосновения, но проект всё равно не взлетел, потому что девушки так и не смогли адаптировать сценарий для новичков — слишком уже сложно, длинно и муторно получалось. Да, ещё и текст изобиловал терминологией, которая бы точно отпугнула свежую кровь.

Когда решил изучить криптовалюту, но попал на ютуб канал со Зверополисом.
Когда решил изучить криптовалюту, но попал на ютуб канал со Зверополисом.

Маркетологам я честно рассказал обо всех этих кейсах, и они зацепились за последнего клиента. Якобы, я бы мог делать сто тысяч в месяц на одном только криптовалютном проекте, если бы сумел нормально договориться и порешать девушкины проблемы. Да, мог бы. Если бы заменял студию Пиксар в одном лице и умел замораживать время.

Мои разъяснения на тему того, почему этот кейс был невыполним не принимались.

Мы же договорились, что приведём к тебе лидов. Мы их привели. Дальше уже твоя зона ответственности. И твоя вина, что ты не смог договориться, - тараторили ребята.
Послушайте, ну какой же это лид, если я не могу с ними работать. И никто не сможет. Потому что они предлагают невозможный проект, - отстаивал свою позицию я.
Нет, ты не прав. Мы свои обязательства выполнили. Ты просто не захотел с ними работать, - не унимались СММщики.

<i>Хватит это терпеть!</i>
Хватит это терпеть!

В этот момент мои нервы сдали и мы окончательно разругались. Так закончился мой опыт работы с маркетологами. Какие выводы можно сделать из этой чудо-истории? А сразу несколько. Во-первых, не доверяйте людям, пока они не подтвердили свои профессиональные компетенции. Если хотите работать с СММщиками, посмотрите их реальные кейсы, найдите их клиентов и пообщайтесь с ними. Отзывы на скриншотах могут быть заказными. Бывает, что человек больше кажется профессионалом, нежели является им на самом деле. Будьте начеку!

Во-вторых, никто лучше тебя самого не знает, как с тобой работать. Если вам кажется, что идея пилить сторис взрослому мужику о том, на каком бочку он сегодня поспал — это отстой, значит это отстой. Это не значит, что везде и во всём нужно полагаться только на себя. Разумеется, важно и нужно работать в команде, потому как все знания мира ты всё равно не охватишь, но и перекладыванием ответственности заниматься не стоит. Если работаете с кем-то, делайте это максимально плотно, а не отстранённо: наблюдайте каждый шаг пока не убедитесь, что перед вами человек, знающий своё дело.

В следующий раз расскажу замечательную историю про то, как я разучился отдыхать.

А как вы продвигаете своё творчество? Обращались когда-нибудь к маркетологам?

Кстати, если чтиво показалось вам занятным или вы хотите получить от меня консультацию по вашим работам, добро пожаловать в мои соцсети: Нельзяграм и ВК

11