История искусств в Европе с 1400 по 1800 гг (искусство печати часть 2)

Гравировка

Вскоре после появления первых гравюр на дереве в 1430-х годах в Германии возникла гравюра по технологии интальо (intaglio), которая ко второй половине XV века стала использоваться в других регионах Северной и Южной Европы (интальо — это метод глубокой печати, при котором утопленное печатное изображение переносится с пластины на бумагу). Гравюра оставалась распространенным методом печати до конца XVIII века, пока не были изобретены плоскопечатные техники, такие как литография.

Burins used in the engraving process.
Burins used in the engraving process.

В отличие от рельефной ксилографии, гравюра создается путем вдавливания в медную пластину инструмента с ромбовидным наконечником, называемого «бурином» (burin), который оставляет после себя V-образную бороздку. После того как рисунок полностью вырезан, вся поверхность пластины покрывается чернилами. Затем пластину протирают, чтобы остались чернила, нанесенные на насечки. Теперь матрица готова к прогону через печатный пресс с использованием листа бумаги. Давление пресса проталкивает бумагу в специальные канавки и копирует краску, в результате чего получается зеркальный оттиск изображения, выгравированного на медной пластине.

Even though this is one of Schongauer’s earliest engravings, it was wildly influential. Michelangelo even copied it. Martin Schongauer, Saint Anthony Tormented by Demons, c. 1475, engraving, 30.0 x 21.8 cm.
Even though this is one of Schongauer’s earliest engravings, it was wildly influential. Michelangelo even copied it. Martin Schongauer, Saint Anthony Tormented by Demons, c. 1475, engraving, 30.0 x 21.8 cm.

По сравнению со сложностью вырезания рельефного рисунка на ксилографии, техника гравюры позволяла искусным художникам создавать великолепно детализированные и стилистически разнообразные композиции, не боясь получить слишком узкие линии, которые могут сломаться под давлением механического пресса. Одним из величайших граверов Европы эпохи Возрождения был Мартин Шонгауэр. Его «Святой Антоний, терзаемый демонами» демонстрирует разностороннюю технику гравирования.

Martin Schongauer, details of Saint Anthony Tormented by Demons, c. 1475, engraving, 30.0 x 21.8 cm.
Martin Schongauer, details of Saint Anthony Tormented by Demons, c. 1475, engraving, 30.0 x 21.8 cm.

Драйпойнт (Drypoint)

Драйпойнт — это, пожалуй, самый простой метод создания глубокой печати. Он возник одновременно с гравюрой в Германии в начале XV века, и, как и другие родственные типы печати, драйпойнт привлек внимание мастеров, работавших по всей Европе. Техника предполагает использование стилуса или иглы для процарапывания поверхности медной матрицы с целью создания заусенцев. Подобно тому, как борозды около вырытой в земле яме, задерживают сугробы снега, приподнятые края линии заусенцев удерживают краску. При создании гравюры печатник счищает и высушивает заусенец, чтобы добиться чистоты линий перед нанесением краски. В отличие от гравюры, которая может дать сотни достойных оттисков, заусенец быстро изнашивается при каждом прогоне пластины через пресс. Поэтому чаще всего данный способ использовался для придания композиции завершенности после того, как основной рисунок был выгравирован или вытравлен. Однако некоторые художники, например голландский мастер XVII века Рембрандт, предпочитали работать исключительно по данной технике.

Detail, first state, Rembrandt van Rijn, Christ Presented to the People, 1655, drypoint, 38.3 x 45.1 cm.
Detail, first state, Rembrandt van Rijn, Christ Presented to the People, 1655, drypoint, 38.3 x 45.1 cm.

На картине «Христос, представленный народу» контуры Понтия Пилата, Христа и окружающих их солдат демонстрируют размытый характер гравюры. Поскольку сухое стекло давало мало качественных оттисков, Рембрандт часто перерабатывал свои пластины, делая разные состояния одного и того же изображения, чтобы получить более разборчивые репродукции. Первое изображение было напечатано на новой пластине, когда заусенец еще не начал изнашиваться. При четвертом оттиске четкие линии почти исчезли, и стали заметны уже изменения изображение, например, в архитектуре

Fourth state, Rembrandt van Rijn, Christ Presented to the People, 1655, drypoint, 35.8 x 45.4 cm.
Fourth state, Rembrandt van Rijn, Christ Presented to the People, 1655, drypoint, 35.8 x 45.4 cm.

Меццо-тинто (Mezzotint)

Термин «меццо-тинто» представляет собой соединение итальянских слов mezzo половина», «средний») и tinta тон») и описывает тип интальо, выполненный с помощью градаций света и тени (плавные тональные переходы) , а не линии. Для создания меццо-тинто художник грубо обрабатывает всю поверхность медной пластины инструментом под названием «качалка» («rocker») – наподобие лопатки с полукруглым зубчатым нижним краем. Этот инструмент раскачивают взад-вперед по пластине до тех пор, пока она не будет полностью обработана, создавая поверхность с заусенцами (или зернистость) для удержания краски. Если бы вы печатали оттиск на этом этапе, он выглядел бы как однотонное черное полотно. Чтобы создать разборчивое изображение, печатник должен работать от темноты к свету с помощью скребка (scraper) — лезвия треугольной формы, закрепленного в рукоятке ножа, и штопфера (burnisher)- тупого инструмента с твердым, закругленным концом. Удаляя или сглаживая заусенец, художник ослабляет способность пластины удерживать краску при вытирании, и эти участки будут печататься более светлым тоном.

Mezzotint rockers.
Mezzotint rockers.

Хоть и меццо-тинто зародилось в Амстердаме во второй четверти XVII века, особую популярность оно обрело в Лондоне XVIII века — настолько, что его прозвали «английской манерой» печати. Когда в конце 1600-х годов королем Англии стал Вильгельм III, уроженец Нидерландов, многие художники из северных провинций Нидерландов перебрались в Лондон в надежде получить королевское покровительство. В течение последующих десятилетий английские художники учились мастерству меццо-тинто у своих голландских современников, и в стране было опубликовано несколько технических руководств по этому предмету. К началу XVIII века Англия завоевала репутацию как центра печати по технологии меццо-тинто. Ричард Эрл был одним из английских художников, который сделал успешную карьеру, создавая репродукции с картин, написанных маслом по данной технологии. Картина Эрла «Кузнечный цех» 1771 года основана на картине Джозефа Райта из Дерби на одинаковую тему. Работа по технологии меццо-тинто Эрла демонстрируют необычные эффекты освещения, что позволял передать тонкие тональные вариации и блеск масляных полотен Райта.

Слева: Richard Earlom after Joseph Wright of Derby, The Blacksmith Shop, 1771, mezzotint (Cleveland Museum of Art, Cleveland). Справа: Joseph Wright of Derby, The Blacksmith Shop, 1771, oil on canvas, 128.3 x 104.1 cm.
Слева: Richard Earlom after Joseph Wright of Derby, The Blacksmith Shop, 1771, mezzotint (Cleveland Museum of Art, Cleveland). Справа: Joseph Wright of Derby, The Blacksmith Shop, 1771, oil on canvas, 128.3 x 104.1 cm.

Спасибо за внимание!

Начать дискуссию