Венеция как центр печатной культуры (часть 1)

На протяжении веков Венеция была одним из главных культурных и торговых центров Европы и важнейшим посредником между Европой и Ближним Востоком. Политическая стабильность в сочетании с обширными международными связями, богатой культурной и художественной жизнью оказались благодатной почвой для создания печатного станка. Во второй половине XV века, когда печатные книги постепенно начали вытеснять рукописные, Венеция стала европейской, где интенсивно развилось книгопечатание.

Изобретение подвижного шрифта в Германии в середине 1400-х годов положило начало крупным переменам, поставив Венецию в один ряд с современной «Кремниевой долиной». По данным ученого Витторе Бранка, в конце XV века в Венеции работало около 150 типографов, что намного больше, чем 50 или около того, которые действовали в Париже в это же время. По оценкам Бранки, в последние пять лет XV века, треть всех напечатанных в мире томов выходили в Венеции.

Plate showing the operation of a printing press, from Chants royaux sur la Conception, couronnés au puy de Rouen de 1519 à 1528, 16th century.
Plate showing the operation of a printing press, from Chants royaux sur la Conception, couronnés au puy de Rouen de 1519 à 1528, 16th century.

Неудивительно, что эта процветающая индустрия породила богатство, культурный интерес и распространение новой тенденции, известной как «библиомания», под которой понимается страстное увлечение коллекционированием и владением книгами. Читатели и коллекционеры со всего мира стремились приобрести книги венецианских печатников, которые умело адаптировали производство для высокого спроса. Благодаря свободе печати, предоставленной правительством, книгопечатники создали необыкновенный по своему разнообразию ассортимент. Именно в Венеции было выпущено первое печатное издание Корана, а также первый печатный Талмуд.

Книги и книжные магазины

Прогуливаясь по оживленным улицам Венеции конца XV века, любой мог встретить книжные магазины, на витринах которых красовались прекрасные фронтисписы, а целые каталоги висели на входной двери или лежали на прилавке. Обычно книготорговец предлагал первые пустые страницы книги, которые покупатель впоследствии мог бы переплести в соответствии со своими вкусами и финансовыми возможностями.

Книжные магазины вскоре стали местами, где собирались ученые, интеллектуалы, коллекционеры и книголюбы, чтобы обсудить новые издания, обменяться информацией и пообщаться с книготорговцем, который часто был и издателем, и печатником. Изобретение подвижного шрифта породило целую индустрию, которая привела к появлению новой профессиональной фигуры — печатника-издателя, и нового бизнеса — издательства. Издательство обзавелось собственной структурой, инвесторами, а также нуждалось в юридических консультантах в связи с возникновением вопросов авторского права.

Portrait of Aldo Manuzio, n.d., print, 105 x 81 mm.
Portrait of Aldo Manuzio, n.d., print, 105 x 81 mm.

Альд Мануций

«Венеция — это место, которое больше похоже на остальной мир, чем на город», — написал Альдо Мануцио в предисловии к одной из своих книг. Он прибыл в Венецию в 1490 году, движимый своей профессией репетитора греческого и латинского языков. Мануцио был гуманистом из маленького городка в центральной Италии, и, вероятно, именно его интерес к книгам сблизил его с миром печатного станка.

Мануцио был одним из первых издателей в современном понимании этого слова. За короткое время он изменил концепцию книг в Европе благодаря своим типографским инновациям и уникальному редакторскому видению. Для этого он основал и возглавил издательство Aldine Press при помощи специалистов в технике печатания, ученых, инвесторов, а также при сильной политической поддержке. Книги Aldine Press были отмечены знаменитой эмблемой с изображением якоря и дельфина и известны во всем мире благодаря точности, красоте, превосходному качеству используемых материалов и передовому дизайну.

Erasmus of Rotterdam, Adagiorum chiliades, Aldine Press, 1508 (Bibliothèque Municipale, Tours, France). The Aldine Press emblem is visible at the bottom of the page.
Erasmus of Rotterdam, Adagiorum chiliades, Aldine Press, 1508 (Bibliothèque Municipale, Tours, France). The Aldine Press emblem is visible at the bottom of the page.

Первоначальным намерением Мануцио было распространение греческого языка и философии среди широкой публики. Впоследствии он выпускал книги на латинском и итальянском языках, публикуя знаменитые издания Данте и Петрарки, а также работы некоторых своих современников, таких как Эразм. За два десятилетия Мануцио выпустил 130 изданий, 30 из которых были первыми изданиями греческих писателей и философов.

Издания Aldine Press отличались тем, что с первых же страниц Мануцио производил впечатление на читателя, используя предисловия, в которых рассказывал о своей редакторской работе, замыслах и проектах. В предисловиях он иногда предлагал читателю найти и сообщить о любых ошибках в тексте, тем самым активно вовлекая читающую публику.

Francesco Colonna, Hypnerotomachia Poliphili, published by Aldo Manuzio, 1499, book with woodcut illustrations, 29.5 × 22 × 4 cm.
Francesco Colonna, Hypnerotomachia Poliphili, published by Aldo Manuzio, 1499, book with woodcut illustrations, 29.5 × 22 × 4 cm.

Спасибо за внимание!

Начать дискуссию