Венеция как центр печатной культуры (часть 2)

Изобретатель современной книги

Многие элементы, которые Мануций вводил или исключал из концепции своих изданий, — это инновации, ставшие неотъемлемой частью современных книг. В частности, он придал новый вид печатному листу: на страницах книг Мануций в соответствии с точными математическими принципами соблюдались гармоничные пропорции между размером шрифтов, печатной частью и рамкой, что отражало одну из главных тем в культуре Ренессанса.

Мануций также ввел нумерацию страниц и сделал чтение более плавным, уточнив неорганизованную пунктуацию, которая преобладала в то время. Он добавил точку в конце предложения и одним из первых ввел запятую, апостроф, подчеркивание и точку с запятой в том виде, в котором они используются и сегодня. Чтобы воссоздать привычный эффект почерка, он также изобрел шрифт, который сейчас известен в английском языке как «курсивный», названный так в честь его итальянского происхождения.

Epistole di santa Caterina da Siena, published by Aldo Manuzio, 1500.
Epistole di santa Caterina da Siena, published by Aldo Manuzio, 1500.

Одним из самых ярких изобретений Мануция стала печать малоформатных книг, прародителей наших современных карманных изданий. Небольшие религиозные тома уже были в ходу, но революционная идея Мануция заключалась в том, чтобы публиковать в малом формате как классику, так и современные произведения.

Sophocles, Tragaediae septem cum commentariis, 1502, published by Aldo Manuzio.
Sophocles, Tragaediae septem cum commentariis, 1502, published by Aldo Manuzio.

Можно утверждать, что благодаря этому нововведению Мануция также изобрел и новую читательскую аудиторию. С карманными книгами чтение стало интимным моментом, занятием, которым можно было наслаждаться во время путешествия, лежа в постели или сидя на скамейке в саду. Впервые книга стала удобным, легко переносимым и относительно недорогим предметом, поэтому она стала доступна более широкой аудитории, состоящей не только из ученых, но и из аристократов и представителей высшего среднего класса. Маленькие книги сразу же стали очень модными и придавали определенный статус, что мы можем видеть на многих портретах того времени.

Слева: Lorenzo Lotto, Portrait of Laura da Pola, 1543-44, oil on canvas, 90 x 75 cm. Справа: Titian, Portrait of Jacopo Sannazaro, c. 1514-18, oil on canvas, 85.7 x 72.7 cm.
Слева: Lorenzo Lotto, Portrait of Laura da Pola, 1543-44, oil on canvas, 90 x 75 cm. Справа: Titian, Portrait of Jacopo Sannazaro, c. 1514-18, oil on canvas, 85.7 x 72.7 cm.

Спасибо за внимание!

Начать дискуссию