РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Это развёрнутый ответ на статью - https://vc.ru/claim/1028574-rsya-prodolzhaet-grabit-vebmasterov, после прочтения которой я принял решение свернуть свой эксперимент и «похоронить» один из низкопробных информационных сайтов в своём портфеле. Мой бедный сайт забанили в РСЯ:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Сразу оговорюсь, никаких действий для накрутки трафика я не предпринимал ни на этом проекте, ни на других (о которых пойдёт речь далее). Основная проблема этой блокировки заключается в том, что его заблокировали только после того, как я сам написал в поддержку, предоставил доступ к метрике (после чего они обнаружили что там 80% трафика накручено). Я прочитал статью - https://vc.ru/claim/1028574-rsya-prodolzhaet-grabit-vebmasterov. Зная ответ на этот вопрос (в качестве гипотезы, которая в итоге подтвердилась), я просто решил «завалить» этот сайт чтобы наглядно показать - антифрод и «защита рекламодателей» либо работает из рук вон плохо, либо не работает совсем (далее будут подробности).

Я попробую объяснить почему падают доходы веб-мастеров, почему увеличивается стоимость рекламы в Яндексе, а также покажу как все это связано с дико популярной в 2023 году накруткой поведенческих и ростом прибыли Яндекс.

Я рассмотрю ряд аспектов, которые затрагивают практически все группы пользователей сервисов ООО Яндекс - рекламодателей, веб-мастеров, seo-специалистов, обычных пользователей и даже тех кто покупает акции Яндекса смотря на красивые картинки существенного роста прибыли год к году. Все эти люди, так или иначе взаимодействуя с сервисами Яндекса, пользуясь ими, работая в них, делают возможным подобный рост в оборотах и выручке компании.

Поговорим про деньги - чужие деньги

Одним из основных источников выручки Яндекса (вторым после раздела - Электронная коммерция, Райдтех и Доставка) является «Поиск и портал» то есть рекламный бизнес. При этом именно «Поиск и портал» генерирует порядка 95% EBITDA - то есть зарабатывает Яндекс только и исключительно здесь, а Электронная коммерция, Райдтех и Доставка в 2023 году показала существенный убыток, как и годом ранее.

Товарищи рекламодатели, у меня вопрос - Яндекс сказал вам спасибо за то что вы содержите все это счастье?

Ознакомиться с отчётностью Яндекса за 2023 финансовый год можно здесь - https://ir.yandex.ru/financial-releases?year=2023.)

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Почему данная отчётность важна для веб-мастеров? Все очень просто, здесь хотя бы приблизительно, можно получить представление о том, какую часть стоимости одной тысячи показов или кликов оплачиваемых рекламодателем яндекс отдаёт веб-мастеру, на сайте которого эти показы или клики произошли.

На возможные вопросы веб-мастеров о том, какой процент от средств уплаченных рекламодателем за показы или клики на площадке веб-мастера они получат, Яндекс отвечает в справке по РСЯ следующим образом:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Поддержка рекламной сети яндекса отвечает приблизительно то же самое:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

То есть расчёт идёт с помощью специального «алгоритма» на основе «искусственного интеллекта» и по стольким факторам, что сказать процентное соотношение по которому делятся деньги рекламодателя между веб-мастером (веб-мастерами) и Яндексом они не могут даже в диапазоне от/до. В ответе на мои вопросы в поддержку, мне рассказали как посмотреть мой доход. Как посмотреть доход Яндекса с размещения на моей площадке не рассказали.

Кавычки вокруг алгоритма и искусственного интеллекта, участвующего в его работе, я поставил не просто так. Скепсис по отношению к этому ответу Яндекса на вполне логичный вопрос у меня проявляется исключительно по причине того, что кроме владельца ряда площадок работающих в РСЯ (купил исключительно для эксперимента), я занимаюсь seo-продвижением коммерческих проектов, а также веду некоторые рекламные кампании в яндекс директ (уже более 7 лет). За это время я получил сотни подробных ответов с отсылками к «алгоритму», «искусственному интеллекту» и «машинному обучению». Чего я ни разу не получил от специалистов Яндекс - так это конкретного ответа на конкретные вопросы, такие как:

1. Почему кампания в рся с охватом по ключам <1000 за 5 часов «съела» 8 тысяч рублей при цене клика в 2 рубля (слив как раз в рся - подробнее разберу ниже);

2. Почему качественная теговая страница моего сайта, оптимизированная под теговый запрос, содержащая более 50 товаров признается малополезной, в то время как в топ-3 находятся - 1 теговая страница имеющая 1 товар, 1 коллекционная страница конкретной группы товаров содержащая 7 товаров и 1 товарная страница (какая накрутка поведенческих?).

3. Почему качественный сайт в рекламной сети зарабатывает 50 рублей с 1000 показов? Как и за что начисляется вознаграждение?

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Об опыте моего общения с СП различных сервисов Яндекса расскажу подробнее ниже.

Вернёмся к финансовой отчётности Яндекс и почему веб-мастерам обязательно нужно в неё периодически заглядывать (было нужно, сейчас там нет ничего интересного). Как было сказано выше, основную прибыль (не выручку) Яндексу (и его акционерам) приносит «Поиск и портал», в который в свою очередь входит и РСЯ, при этом получить конкретные данные по финансовым показателям РСЯ в 2023 году мне не удалось, так как Яндекс с 1 квартала 2021 года перестал публиковать данные о доходах именно РСЯ. Так, в финансовой отчётности публикуемой Яндексом в 2023 году этой информации нет. В презентации от октября 2023 года:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Яндекс мелкими буквами внизу страницы указывает что 3/4 всего дохода РСЯ обеспечили конверсионные стратегии. Именно эти официальные данные любезно предоставленные Яндексом необходимо держать в голове по ходу прочтения данной статьи. Далее в письме акционерам в рамках финансовой отчётности за 2023 год Яндекс указывает следующее:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Так продолжает «грабить» или только начинает?

В общем, получить хоть какие-то цифры по доходам конкретно Рекламной сети Яндекса в 2023 году не получилось. Однако, для составления приблизительной картины, мы можем обратиться к отчётности за предыдущие периоды. Далее возьмём финансовую отчётность Яндекса за 2017-2020 годы, обязательно на английском языке, так как в русскоязычной версии, Яндекс не указывает интересующий веб-мастеров пункт - «Стоимость доходов, включая затраты на приобретение трафика (TAC)». (Финансовые отчёты яндекса с 2017 по 2020 год можно посмотреть здесь.)

Итак, приступим. Возьмём 2017 финансовый год и выясним какую выручку сгенерировала РСЯ за этот период:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Далее смотрим интересующий нас пункт «Стоимость доходов, включая затраты на приобретение трафика (TAC)»:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Произведя нехитрые вычисления, получаем около 58% разницы между выручкой и её стоимостью. Естественно, в данном разделе заложены и прочие расходы, связанные с РСЯ, и только какая-то часть из этих средств пошла именно на выплаты участникам РСЯ, но для общего понимания достаточно и этого. Далее рассмотрим 2018, 2019 и 2020 годы.

2018 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?
РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Здесь мы получаем показатель около 61%, что очень даже хорошо. Однако помним, что это общая стоимость доходов РСЯ:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

2019 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?
РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Здесь мы получаем показатель уже в районе 62%.

2020 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?
РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

2020 год, где в последний раз публиковался отчёт по стоимости выручки. Здесь этот показатель составил чуть меньше 60%. В финансовом отчёте за 2021 год стоимость доходов отдельно для РСЯ уже не указывается. Именно в 2021 году, Яндекс впервые показал рост выручки год к году более чем на 50%, «Поиск и портал» в этом году вырос по выручке на 32% год к году.

Итак, нужно еще раз повторить, что усреднённый показатель стоимости доходов за период 2017-2020 гг в 60%, это не только выплаты веб-мастерам, деньги потраченные на закупку трафика на dsp-площадках, но и прочие расходы. Кроме того, здесь также стоит обратить внимание на крупных игроков РСЯ:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Ранее Яндекс размещал их на отдельной странице - https://yandex.ru/support2/partner/ru/our-partners, но теперь её почему-то нет:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Она осталась в поиске и в кэше Яндекса, то есть удалили её совсем недавно (подготавливался данный материал в период с 14.02.2024 по 20.02.2024).

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

Я предполагаю, что с данными площадками РСЯ сотрудничает далеко не на общих условиях. Повторюсь это субъективное мнение и особого отношения все это к нашим расчётам не имеет, просто интересно зачем в Яндексе решили спрятать ключевых партнёров РСЯ.

Получив выборку по стоимости доходов РСЯ за 4 финансовых года с 2017 по 2020 можно перейти к следующему этапу расчётов - выявлению среднего показателя доли РСЯ в общей стоимости доходов «Поиска и портала». Так в период с 2017 по 2020 год в стоимости доходов поиска и портала существует 2 направления:

1. Стоимость доходов, связанная с рекламной сетью Яндекса;

2. Стоимость дохода, связанная с партнёрами по распространению (куча разных сервисов типа клик.ру, еламы и т.д, а также PPC-специалисты ведущие 3 и более клиентов в директе и прочие).

В 2017 году общая стоимость доходов «Поиска и портала» составила 17 345 000 000 доля РСЯ в общей стоимости доходов «Поиска и портала» составила около 74%

В 2018 году общая стоимость доходов «Поиска и портала» составила 20 498 000 000 доля РСЯ в общей стоимости доходов «Поиска и портала» составила около 72%

В 2019 году общая стоимость доходов «Поиска и портала» составила 23 324 000 000 доля РСЯ в общей стоимости доходов «Поиска и портала» составила около 67%

В 2020 году общая стоимость доходов «Поиска и портала» составила 19 946 000 000 доля РСЯ в общей стоимости доходов «Поиска и портала» составила около 64%

Далее рассчитаем средний процент, который в общей выручке «поиска и портала» занимает РСЯ:

В 2017 году процент РСЯ от общей выручки «Поиска и портала» составил около 26%.

В 2018 году процент РСЯ от общей выручки «Поиска и портала» составил около 24%.

В 2019 году процент РСЯ от общей выручки «Поиска и портала» составил около 21%.

В 2020 году процент РСЯ от общей выручки «Поиска и портала» составил около 17%.

Ежегодное падение выручки РСЯ с 2017 года с минусовым показателем год к году в 2020 году, снижение доли РСЯ в общей стоимости доходов поиска и портала и общее снижение стоимости доходов в 2020 году не очень хороший знак для веб-мастеров, но финансовые показатели никто не смотрит, все смотрят в статистику с своём кабинете РСЯ, а потом создают на форумах темы - «Упал доход»:

Далее посмотрим на общую динамику доходов раздела «Поиск и портал» в 2021, 2022 и 2023 году, а также стоимость доходов этого направления.

2021 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

В 2021 году общая выручка «Поиска и портала» составила 166 618 000 000 руб.

При этом стоимость доходов поиска и портала составила - 28 959 000 000

2022 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

В 2022 году общая выручка «Поиска и портала» составила 224 669 000 000 руб.

При этом стоимость доходов поиска и портала составила - 37 590 000 000

2023 год:

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

В 2023 году общая выручка «Поиска и портала» составила 337 514 000 000 руб.

При этом стоимость доходов поиска и портала составила - 62 568 000 000

И отдельно разберём 4 квартал 2023 года, так как многие веб-мастера утверждают, что именно с октября началось существенное падение доходов:

В 4 квартале 2023 года общая выручка «Поиска и портала» составила 101 111 000 000 руб.

РСЯ продолжает грабить веб-мастеров?

При этом стоимость доходов поиска и портала составила - 20 149 000 000

Получается достаточно интересная картина - до 2020 года включительно, объем затрат на покупку трафика для РСЯ ежегодно снижается, в 2020 году, уйдя на уровень между 2017 и 2018 годом, доля РСЯ в общей выручке регулярно снижается. Далее в своей отчётности Яндекс не публикует данные по РСЯ. При этом ежегодно наблюдается как рост выручки в целом «Поиска и портала», так и увеличение стоимости доходов в реальном выражении. Однако, в процентном соотношении к объёму выручки, стоимость доходов «Поиска и портала» в этот период варьируется от 16,5% до 18,5%, при том что в 2017, 2018, 2019 этот показатель удерживался около 20% и в 2020 упал до 14%. Также исходя из данных 2017-2020 годов, мы видим, что Яндекс минимизирует выручку из РСЯ, при этом выручка Поиска существенно увеличивается год от года. Это небольшой намёк на то, что не очень-то и нужны Яндексу веб-мастера с их сайтами - это рудимент, который пока нужно оставить.

Получается, что даже в 2020 году, когда падение было существенным, Яндекс продолжал «хорошо» платить веб-мастерам. Так хорошо, что в 2021 году вообще убрал эти данные из финансовой отчётности, оставив общие цифры для «Поиска и портала» без выделения РСЯ. В этот период я работал с РСЯ только как рекламодатель и не могу сказать ничего о реальной динамике доходов веб-мастеров.

В финансовой отчётности Яндекс сам хорошо зарабатывает и даёт зарабатывать другим (показатели по расходам включающие стоимость трафика). То есть, отвечая на посыл статьи, которая стала причиной подготовки данного материала, можно сказать что Яндекс не «грабит» веб-мастеров, а продолжает работать в том же режиме, даже улучшая отчётность по расходам, в том числе и на выплаты веб-мастерам.

Более того, яндекс действительно что-то даёт зарабатывать веб-мастерам, только даёт зарабатывать он не нормальным ребятам, которые пашут над контентом и живут информационными сайтами. Это доказывает мой небольшой эксперимент, про который можно почитать здесь.

https://t.me/yaru13 - оставляю ссылку на публичный канал, там будет файл в формате pdf с полным материалом. Там очень интересный эксперимент, который откроет вам дивный мир интернет-рекламы с новой стороны.

Комментарии, предложения и т.д прошу публиковать именно в комментариях под постом в данном ТГ-канале, так как на сторонних площадках они могут фильтроваться. Со своей стороны гарантирую что комментарии чистить не буду, за исключением противоречащих действующему законодательству и содержащих нецензурную лексику.

5
2 комментария

Полностью согласен!

Ответить

Отличнейший материал, все так и есть, к сожалению. Жаль, что охваты порезаны. Это реально так, Яндекс просто перестал работать полностью, но деньги желает получать.

Ответить