Себестоимость медицинских изделий
Среди практикующих специалистов в Российской Федерации распространено мнение, что конечная стоимость медицинского оборудования и медицинских расходных материалов сильно завышена. Медицинские компании купаются в деньгах, а обеспеченность лечебных учреждений хорошей техникой и расходными материалами оставляет желать лучшего.
На примере эндоскопического клип-аппликатора попробуем разобраться действительно ли это так?
Структура себестоимости
Самой распространенной ошибкой при оценке себестоимости различных изделий, и в том числе, медицинских — является приравнивание производственной себестоимости изделия к общей себестоимости. Безусловно, это не так. Для корректной оценки себестоимости необходимо скалькулировать производственные, накладные и управленческие расходы. Даже самые бюджетные производства, где-нибудь в Бангладеше, имеют управленческие затраты, учтенные в себестоимости их продукции. Правда сказать, затраты там не высокие, так как конкуренция по цене — единственный вид конкуренции на данных рынках.
Производственная себестоимость
Итак, самая понятная для всех обывателей составляющая общей себестоимости продукции — это производственная себестоимость.
Рассмотрим на примере клип-аппликатора, что мы в нее включаем*:
Закупка материалов и комплектующих — 27%
Налоги на недвижимое имущество (1,5% от кадастровой стоимости объекта в Санкт-Петербурге) — 0,1%
Коммунальные платежи — 0,5%
Заработная плата сотрудников производства и обязательные страховые отчисления — 6,5%
НДС + пошлины на материалы (23%) — 1,75%
- Обслуживание производственных помещений и оборудования — 0,1%
*удельный вес компонента в структуре общей себестоимости,%
ИТОГО: 35,95%
Для российских производителей в 2020 году главенствовали сразу три негативных фактора:
1. Пандемия — которая привела к существенному сокращению и нарушению привычных логистических цепочек;
2. Существенный рост мировой инфляции на фоне рекордной денежной эмиссии ФРС США
*Инфляция в США — 5% рекорд с 2008 года;
3. Очередной виток девальвации рубля.
*Девальвация составила более 17% (по курсу на текущий момент)
При этом на медицинском рынке производитель не может одномоментно проиндексировать отпускную стоимость изделий, так как большинство продукции поставляется по уже подписанным контрактам с установленной стоимостью, которая не подлежит индексации.
Накладные и управленческие расходы
Именно данный тип расходов обычно не берется во внимание при поверхностном анализе себестоимости медицинских изделий. Во многом это удивительно, ведь продвижение, позиционирование и развитие каналов продаж — являются ключом к созданию коммерчески успешных продуктов. Без маркетинга Айфон не был бы Айфоном, а без качественной работы медицинских представителей, терафлю не продавался бы по всему миру.
Рассмотрими данный тип расходов на примере эндоскопического клип-аппликатора:
- R&D (Инвестиции в разработку продукта) — 7%
- Государственная регистрация, необходимые испытания, регуляторные требования — 5%
- Маркетинг — 22%
- Административные расходы — 15%
*удельный вес компонента в структуре общей себестоимости,%
ИТОГО: 49%
Остановимся более подробно на каждом компоненте из данной категории расходов, чтобы не возникло сомнений в верности расчета.
- R&D (Инвестиции в разработку продукта)
В данную группу расходов мы включаем работу промышленных дизайнеров, инженеров и экспертной группы по созданию эргономичного устройства с заданными необходимыми свойствами. Инвестиции в опытные образцы и расходы, связанные с доработкой изделия до этапа промышленной партии.
- Государственная регистрация, необходимые испытания, регуляторные требования
Процесс государственной регистрации медицинских изделий в России долгий (длится около 1 года) и дорогой. До начала регистрации необходимо провести технические и токсикологические тесты изделия, испытания на электромагнитную безопасность (для аппаратной части – в случае клип-аппликатора их не было). После подготовки регистрационного досье, уже в процессе регистрации, проводятся клинические испытания изделия.
В эту группу расходов также входят расходы на поддержание в актуальном состоянии системы менеджмента качества продукции и пострегистрационные маркетинговые исследования эффективности изделия.
- Маркетинг
Серьезную долю в структуре общей себестоимости занимают расходы на маркетинг. Они включают в себя:
- Участие и спонсорская поддержка отраслевых мероприятий
- Функционирование обучающего тренинг-центра компании
- Поддержка инструментом показательных операций
- Демо образцы продукции
- Продвижение продукции в социальных сетях
- Административные расходы
Третье место в структуре себестоимости занимают административные расходы, включающие в себя: логистические расходы на поставку продукции, заработную плату менеджеров и административного персонала, расходы на оформление сопроводительных документов для участия в государственных аукционах, а также налог на имущество офисных и складских помещений и коммунальные платежи по ним.
Стоимость медицинских товаров на рынке
На примере эндоскопического клип-аппликатора мы рассмотрели структуру себестоимости медицинской продукции в России. Как мы видим, большая часть расходов попадает под категорию: «накладные и управленческие расходы», именно эта группа обычно забывается при оценке себестоимости медицинского изделия. В тоже время, очевидно, что без данного типа расходов, продукция произведенная компанией так и останется лежать на складе.
Прибыль компании до налогообложения в данной категории товаров составляет чуть более 14% от стоимости изделия.
Для справки: в IT и телекоммуникациях рентабельность по ebitda за последние пять лет составляет 38%, а средняя рентабельность прибыли до выплаты налога финансового сектора в 2018 году была еще выше — 51%.
По сравнению с другими отраслями экономики РФ, данный финансовый результат является весьма средним, тем не менее он позволяет выпускать качественные продукт и инвестировать средства в разработку и вывод на рынок новых медицинских изделий для увеличения клинической и экономической эффективности работы лечебно-профилактических учреждений.