Формирование ложного Я в детстве

Текст второй:Формирование ложного Я в детстве, можно назвать 6 вариантов развития:

1 Игнорирование (ты – ничто, нет тебя):

в воспитательных целях: манипулятивный тип воспитания, когда игнорированием наказывают ребенка за проступки, непослушание;

как следствие отсутствия здоровой, стабильной привязанности к ребенку (например, когда мать находится в депрессии – «мертвая» мать). Или, когда ребенка передавали из рук в руки, как эстафетную палочку, не было стабильного объекта, с которым ребенок смог бы идентифицироваться.

2 Проекция собственных недостигнутых целей и неоправданных ожиданий на ребенка.

Например, мама хотела стать известной телеведущей, она грезила телевидением, но, что-то не срослось. У нее рождается ребенок, которому она с пеленок просит карьеру телеведущего: во всех его проявлениях, ей видятся желаемые для киноиндустрии черты и характеристики. Она ровным счетом не замечает всего остального, так как у нее – единственное и крайне навязчивое желание – чтобы он стал тем, кем она когда-то хотела.

Послания, транслируемые родителем: «осуществи мою мечту», «живи вместо меня».

3 Поддержка только желаемой части проявлений личности ребенка, и отвержение всего неприятного, неприемлемого.

Послания, транслируемые родителем: «Когда ты хорошо себя ведешь, то ты хороший, ты заслуживаешь моей любви, а когда ты плохо себя ведешь, ты плохой, я тебя не люблю». Здесь, важно понять, что оценка родителя, содержит апелляцию не к поведению ребенка, а к его личности в целом.

4 Ориентация на достижения ребенка, его отличные оценки и прочие атрибуты – как мерило ценности личности ребенка.

В этом случае, ребенок бессознательно усваивает такое послание: «чтобы получить любовь – надо достичь только самых высоких высот, иначе, я – никто, не достоит любви».

5 Воспитание ребенка по типу «Кумир семьи».

Ребенок – это культ, для него все делается, это он – смысл существования семьи. Интересы ребенка – превыше всего, ребенку покупается все самое лучшее, а остальные члены семьи – второстепенны по определению. Ребенку транслируется вседозволенность, ведь он – особенный, долгожданный, выстраданный, единственный, и т.д.

6 Сравнение с другими – как система воспитательных интервенций.

Это похоже на избирательное игнорирование. В этом случае, у самого родителя отсутствует сформированное, адекватное личности ребенка, представление о воспитании, поэтому, изыскиваются примеры на стороне.

Послания, транслируемые родителем: «Как, снова четверку получил? А вот Миша из соседнего дома, на одни пятерки учится!». «Вот, будешь заниматься гимнастикой, как Миша, будешь такой же успешной чемпионкой».

  • Ложное Я - мир, вывернутый наизнанку, компенсация травмы рождения.
  • Ложное Я многослойное, включает в себя неполноценность, величие, идеальность, мазохизм, уязвимость.

Ложное Я и его особенности

  • Отсутствие времени, понимания обучения и развития, других людей, ответственности, страдания.
  • Страх, контроль, желание сохранить все как есть, бег по кругу.

Выход из плена ложного Я

  • Осознание ложного Я, прекращение руководствоваться им, выход на путь развития и истинного Я.
Начать дискуссию