Чудо-рельсы: Как железные дороги изменили Россию?

В начале 1820-х годов в Российской империи зрела идея создания своей сети железных дорог, вдохновленная успешным запуском первой линии в Англии. Это была эпоха прогресса и инноваций, где стремление к современности и экономическому развитию побуждало правительство и предпринимателей к поиску новых способов транспортировки.

Cоздание

Первые предложения касались строительства линий, соединяющих Санкт-Петербург с крупными торговыми и промышленными центрами: Москвой, Тверью и Рыбинском. Однако, лишь в 1825 году в Великобритании открылась первая линия с использованием стальных рельсов и паровозов, что стало настоящим прорывом в развитии железнодорожного транспорта.

Открытие Стоктон-Дарлингтонской железной дороги в 1825 году. Гравюра Джона Доббина. 1875–1880 годы
Открытие Стоктон-Дарлингтонской железной дороги в 1825 году. Гравюра Джона Доббина. 1875–1880 годы

В 1834 году в Россию прибыл Франц Антон Риттер фон Герстнер — австрийский инженер и предприниматель, увлеченный идеей железных дорог. Он трижды посещал Англию, чтобы изучить опыт строительства первой линии. Приезд Герстнера стал отправной точкой для нового этапа в развитии отечественного железнодорожного транспорта.

1834 год оказался знаменательным для российской истории. Именно тогда братья Ефим и Мирон Черепановы испытали свой первый паровоз, что символизировало рождение железнодорожной отрасли страны. Первый локомотив создавался не для развлечения, а для практических целей: транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле.

30 октября 1837 года была открыта Царскосельская железная дорога. В первое путешествие отправился паровоз «Проворный«, построенный на первом в мире паровозостроительном заводе Стефенсона. Поезд вел сам Франц Герстнер. В течение 35 минут поезд проделал путь от Санкт-Петербурга до Царского Села, развив скорость чуть более 60 км/ч. Удивление, которое испытали те, кто наблюдал за этим первым путешествием, было прекрасно описано на следующий день в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: »Шестьдесят миль в час, страшно подумать».

Паровоз "Проворный"
Паровоз "Проворный"

К лету 1838 года было разработано постоянное расписание, по которому поезда ходили с 9 утра до 10 вечера, примерно по 3 рейса в день. Кроме того, к этому времени конные поезда были полностью заменены паровозами на царскосельском маршруте. В течение следующих 15 лет он оставался единственной российской железной дорогой, а самостоятельная линия была ликвидирована только в 1917 году, когда Царскосельская железная дорогастала частью Октябрьской железной дороги.

Императорский вагон Санкт-Петербурго-Московской железной дороги
Императорский вагон Санкт-Петербурго-Московской железной дороги

Эти события открывали новую эру в истории России, проложив путь к транспортной революции. Железные дороги стали основой для экономического роста, социальной мобильности и культурного обмена в стране, а также стимулировали развитие индустрии и торговли. Таким образом, они стали важным элементом модернизации и прогресса в Российской империи.

Как это выглядело?

Железнодорожный транспорт в XIX веке произвел революцию в способах перемещения людей. Путешествие из одного города в другой стало быстрее, удобнее и доступнее. Но не все было так просто. Власти с недоверием относились к новой технологии. Поначалу для покупки билета требовались не только деньги, но и паспорт, а также справка из полиции. Это создавало неудобства для пассажиров. Процесс покупки билетов также был непростым. Билеты выписывались вручную, что приводило к очередям.

Интересно отметить, что в отличие от густо застроенных европейских столиц, в России не возникало проблемы втискивания вокзалов в городскую среду. На момент строительства в Москве Каланчевская площадь (Комсомольская площадь) представляла собой практически незастроенную территорию, а в Петербурге под вокзальную площадь была отведена часть военного плаца.

Каланчевская площадь (Комсомольская площадь)
Каланчевская площадь (Комсомольская площадь)

В 1837 году заложена первая страничка истории российских железных дорог с открытием Царскосельского вокзала. Исходно планировалось, что вокзал будет утопать в величии над Фонтанкой, однако, из-за превышения бюджета строительства, его окончательное местоположение оказалось на Загородном проспекте, в пригороде. Сегодня бывший Царскосельский вокзал является одним из самых узнаваемых архитектурных символов Петербурга. В начале XX века скромное строение получило новое имя — Витебский вокзал, став примером шедевра модерна. В 1987 году, в честь 150-летия российских железных дорог, на площади перед вокзалом был установлен специальный памятник: копия паровоза «Проворный», на котором в октябре 1837 года было совершено первое в России железнодорожное путешествие. В 2017 году памятник был перемещен на площадку вдоль Малой Октябрьской железной дороги, следуя пути в Царское Село.

Вы и сегодня можете доехать на этом поезде с Витебского вокзала до Царского Села, хотя он может выглядеть несколько иначе, чем в 1837 году, когда вы проезжаете через постсоветские пригороды на современной электричке.

Как это меняло Россию

1 ноября 1851 года была запущена Николаевская железная дорога протяженностью 645 км, соединившая Санкт-Петербург и Москву. В обеих столицах были построены два одинаковых вокзала — Николаевский вокзал в Санкт-Петербурге (Московский вокзал) и Николаевский вокзал в Москве (Ленинградский вокзал)

Оба вокзала:

  • Имеют фасады, украшенные колоннами и пилястрами.
  • Включают в себя пассажирские залы, залы ожидания, рестораны, кассы и другие помещения.
  • Считаются памятниками архитектуры и важными элементам исторического облика Санкт-Петербурга и Москвы.

Николаевская железная дорога и построенные для нее вокзалы стали важными символами прогресса и развития Российской империи.

Вторая половина XIX века стала временем железнодорожного бума в России. Страна начала производить собственные паровозы, что стимулировало рост индустрии. Однако эксплуатация железных дорог требовала значительных вложений, которых не всегда хватало у государства. В 1894 году права на эксплуатацию железнодорожных маршрутов были переданы частному главному обществу Российских железных дорог с правом выкупа. Это привлекло частный капитал, что способствовало строительству новых железных дорог с различными правилами и тарифами. Частный бизнес активно вкладывал деньги в это рискованное предприятие, что в конечном итоге оказалось успешным. Железные дороги не только приносили прибыль, но и способствовали экономическому и инфраструктурному развитию Российской империи.

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву в 1851 году занимало 18 часов и стоило 19 рублей (приблизительно эквивалентны 10 000 рублям в 2024) в первом классе. Это было значительно быстрее и дешевле, чем путешествие на дилижансе.

Тариф на перевозку пассажиров в почтовых и пассажирских поездах по Николаевской железной дороге
Тариф на перевозку пассажиров в почтовых и пассажирских поездах по Николаевской железной дороге

К 1875 году было проложено более 20 тыс. км железных дорог, а к концу XIX века протяженность железнодорожной сети России составила 53 200 км. В начале 1900-х годов к ней добавилось еще 22 600 км.

Возможно, самая известная железная дорога в мире, Транссибирская магистраль, соединяющая Западную Россию и Дальний Восток, была построена в период с 1891 по 1916 год. Даже сегодня она остается самой длинной железной дорогой в мире, ее протяженность составляет почти 9 500 километров.

Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль

В XX веке железнодорожный транспорт стал основным способом перемещения грузов и пассажиров в России. В Советском Союзе более 70% грузов перевозилось по железным дорогам. В конце 1980-х годов эксплуатационная длина железнодорожной сети в СССР составляла около 145 000 км. Сеть включала 32 железные дороги и более 11 000 железнодорожных станций.

История железных дорог в России является историей технологического прогресса, экономического развития и социальных изменений. С самых первых построек до современных высокоскоростных магистралей, железные дороги играли ключевую роль в объединении страны, обеспечении транспортной инфраструктуры и стимулировании экономического роста. Сегодня российская железнодорожная система продолжает развиваться, адаптируясь к современным вызовам и инновациям, чтобы продолжать служить народу России в XXI веке. Взглянув на прошлое, мы можем видеть, как эта важная инфраструктура сформировала и изменяла страну, и как она продолжает играть роль в её развитии и процветании в настоящее время.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски!

11
Начать дискуссию