Китайская правовая традиция

Порой бывает, слышишь нечто такое, что ты как будто знал давно, но по-настоящему никогда не рефлексировал, и удивляешься, ведь оно очень точно резонирует с тем, что ты знаешь.

На днях общались с китайскими клиентами и услышал от него, что китайцы избегают судов, стараются разрешить любое дело переговорами, и в целом довольно редко идут к юристам.

А ведь это следы исторической китайской правовой традиции! Она характеризовалась наказанием за оказание юридических услуг, если ты не назначенный на это чиновник (он же судья в крайне инквизиционном процессе), а также уменьшением числа процессов, сутяжники наказывались как разжигатели беспокойства.

Если обвинение оказывалось ложным, потерпевшего наказывали как наказали бы обвиняемого в случае обвинительного приговора (пытки были тоже разрешены). Равно были запрещены анонимные обвинения.

Иными словами, подача в суд не приветствовалась.

Но что делать китайским торговцам? Они к концу имперского периода придумали любопытную систему типовых форм и контрактов в целях одновременно минимизации необходимости обращения в суд и рисков неисполнения. Правила были максимально типовыми (привет Инкотермс), и часто возлагали риски на того, кто их нёс непосредственно. Принуждали к исполнению залоги, обеспечения и репутационные риски.

Это всё следствия конфуцианства и перенаселения. К слову, из-за конфуцианства в период Хань (и позже) сын, донёсший на своего отца, наказывался равным образом с отцом, ведь ему не хватило сыновей почтительности.

Хотя вообще-то в своём радикальном, возвышенном, выражении конфуцианство – это скорее наказание без наказания с поучением (чем-то похоже на современную леволиберальную концепцию ненаказания, tabula rasa... ну или толстовство, как хотите).

Поэтому тут не обошлось без элементов легизма, который, напротив, тяготеет к жёсткой системе наказаний (чем-то похоже на старую английскую систему наказаний, когда за каждое преступление вешали).

Правда, последовательный легизм, в свою очередь, провозглашает меритократию и (своего рода) равенство перед законом... Но это, как говорится, уже совсем другая история...

11
Начать дискуссию