Как противостоять влиянию пропаганды в социальных сетях?

Как противостоять влиянию пропаганды в социальных сетях? (Статья по просьбе подписчиков).

Пропаганда - это распространение взглядов, фактов и аргументов или заведомо ложных сведений. Пропаганда существует для того, чтобы формировать нужное общественное мнение или манипулировать общественным сознанием.

Пропаганда и информация
Пропаганда и информация

В мировой истории мы можем встретить множество примеров использования пропаганды, но с появлением социальных сетей способы манипулирования общественным сознанием стали более ухищренными и менее понятными даже для тех, кто обладает критическим мышлением.

В этой статье мы разберем виды пропаганды, какие манипуляции используются в пропаганде, а также научимся распознавать ее и противостоять этому влиянию.

Итак, пропаганда в масс-медиа бывает двух видов: открытая и скрытая.

Открытая пропаганда - это форма информационного воздействия, ее целью является убеждение аудитории в определенной идее, мнении или политической позиции.

Главная отличительная черта открытой пропаганды - явность ее целей и намерений, она не скрывает своего характера и направленности.

Примеры открытой пропаганды:

  1. Публичные выступления с явным призывом к поддержке определенной политической партии или лидера. (Например: « Голосуйте за партию “X”, она самая надежная и лучшая!»)
  2. Государственные кампании по формированию определенного общественного мнения или поддержке определенной политики.
  3. Материалы, распространяемые с целью дискредитации оппонентов или создания негативного образа определенной группы людей. ( Например: когда из целого интервью вырезают моменты и фраза звучит по-другому)

Манипуляции, которые могут быть использованы в явной пропаганде, могут быть более откровенными и прямыми, но все же направлены на воздействие на мнение и поведение аудитории.

Некоторые из распространенных манипуляций в явной пропаганде включают:

  1. Использование эмоциональных аппеляций. Пропагандисты могут использовать сильные эмоции, такие как страх, гнев или сострадание, чтобы внушить определенную реакцию человека на ситуацию или проблему. (Например, лозунги за свободу, лирика, включение триггеров и рассказ истории человека в выгодном свете)
  2. Ложные утверждения и дезинформация. Пропагандисты также могут распространять ложные или искаженные данные с целью воздействия на мнение людей и формирования определенной точки зрения.
  3. Черно-белое мышление. Нашему мозгу проще делить все на условное «хорошо» и «плохо», так как часто нам не очень хочется думать о всех аспектах и подводных камнях проблемы. Носители пропаганды умело пользуются этим, представляя сложные проблемы или ситуации в упрощенном виде и создавая иллюзию того, что есть только два крайних варианта решения.
  4. Атака на личность. Еще один из признаков открытой пропаганды - использование персональных атак на оппонентов или критиков для дискредитации их мнений или аргументов. Это может быть как переход на личности, так и массовая критика оппонента авторитетными для общества людьми. (Например, использование ботов с угрозами, дискредитация вашего мнения с помощью манипуляций в виде предлогов - "как не стыдно, это неправильно", давление на мнение с помощью различных источников).
  5. Повторение и поглощение. Этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно если она сформулирована в виде простого легко запоминающегося слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода СМИ ограничена или подконтрольна государству.

Скрытая пропаганда часто более сложна для распознавания, поскольку она оперирует на уровне подсознания и может быть менее очевидной.

Она может быть сложной и тонкой, а также использовать следующие виды манипуляций:

  1. Скрытая дезинформация. Пропагандисты могут использовать искаженные факты или выборочные данные, чтобы создать определенное впечатление или направить мнение аудитории в нужном направлении, не явно обозначая свои цели. Поэтому всегда важно понимать - зачем и для чего нам это говорят. Например, если говорят нет свободы - надо задать вопрос с помощью критического мышления: какой свободы? что такое свобода вообще? свободы в чем? кто это говорит? что он хочет этим добиться? он просто это говорит? кто стоит за этим человеком? к чему приведут последствия его слов? сам он свободен? какие его достижения в жизни в области свободы? вообще, как можно проверить, что ты свободен?
  2. Ложные аналогии. Склонность человека мыслить аналогиями открывает собой широчайшее поле для манипуляций. Стандартное мышление большинства людей основано на логических связках «причина – следствие», которые кажутся полностью подконтрольными сознанию и здравому смыслу. Приведем пример подобных рассуждений. На столе сидит жук. Если ударить по столу, жук испугается стука и убежит. Если сначала оторвать жуку лапки, а потом ударить по столу, то жук останется на месте. Вывод: жуки слышат лапками. Но это абсурдное утверждение, не правда ли?
  3. Метод «Абсолютной очевидности». Этот метод достигает эффекта небыстро, но зато надолго. Вместо каких-либо доказательств та точка зрения, в которой требуется убедить общественность, систематически подаётся ей, как нечто само собой разумеющееся, и поэтому – поддерживаемое преобладающим большинством населения. К этому также относят массовый эффект. Скажите честно, попадались же на него? Особенно в социальных медиа?
  4. Создание ложного авторитета. Носители пропаганды могут представлять себя или свои источники как авторитетные и достоверные, даже если это не соответствует действительности, чтобы убедить аудиторию в своей правоте. Здесь также необходимо критически воспринимать информацию и понимать факты, чтобы не было, как в примере с жуком.

Как защититься от влияния пропаганды?

Уйти в лес и оборвать контакты с цивилизацией…шутка!)

Пропаганда действительно действует на нас везде, но это слишком радикальный метод. У каждой пропаганды есть идеология и некая миссия. Тут все зависит от последствий и полезности. Всегда смотрите "плоды" того или иного действия. Несет ли оно что-то созидающее?

Давайте рассмотрим также другие методы:

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете защитить себя от явной и скрытой пропаганды в социальных сетях.

  • Развивайте критическое мышление.

В этой статье мы более подробно говорили о том, как развивать критическое мышление.

Существует также методика Socratic questioning (Сократовский допрос). Сократовский допрос - это форма дисциплинированного допроса который можно использовать для развития мысли во многих направлениях и для многих целей, в том числе и в вопросах отделения правды от лжи, а также для развития критического мышления. Задавайте вопросы к каждому изложенному факту, ставьте под сомнение информацию и тщательно проверяйте ее.

  • Обращайте внимание на контекст.

Анализируйте контекст, в котором представлена информация. Подумайте о возможных скрытых мотивах за определенными сообщениями.

  • Используйте разнообразные источники.

Не ограничивайтесь одним источником информации. Используйте разнообразные и независимые ресурсы для получения полной картины.

  • Обсуждайте с другими.

Обсуждение информации с другими людьми может помочь вам получить разные точки зрения и лучше понять скрытые мотивы за сообщениями.

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете защитить себя от явной и скрытой пропаганды в социальных сетях.

И помните, что все мы хотим жить в условиях развития, взаимного уважения, безопасности, самореализации, продолжения рода.

Это всегда определенные внутренние ценности каждого человека. Всегда можно начать с себя. И пропаганда именно таких вечных ценностей должна быть, на мой взгляд - надо передавать опыт и знания. Я бы сказала, что это именно продвижение и развитие.

Помните, что нас всех объединяет общая история. Всегда смотрите, как на действия, так и на характер и "плоды" самой личности, которая преподносит вам информацию. И помните, что в вашей жизни вы сами ответственны за нее и свои результаты в ней. Никто не виноват и уж тем более никто не решит ваши проблемы за вас.

Есть вопросы? Пишите.

реклама
разместить
Начать дискуссию