Колонки «Амазона» генерируют миллиарды долларов убытка

Колонки «Амазона» генерируют миллиарды долларов убытка

Масштабную бухгалтерскую аферу расковырял CEO «Амазона» Энди Джесси.

Сила любой крупной IT-корпорации — в синергии. Если одно направление генерирует убытки на старте, то это можно перетерпеть и финансировать его за счёт прибыли от других направлений. Так существуют «Эппл», «Гугл», «Яндекс», «ВК» и многие другие крупные игроки рынка.

Но иногда — убыточное направление настолько убыточное, что превращается в чемодан без ручки. Ещё хуже, когда сотрудники этого направления прилагают все усилия не к тому, чтобы сделать направление, хотя бы, рентабельным, а к тому, чтобы максимально замаскировать убыток, используя особенности внутренней бухгалтерии.

Энди Джесси сменил основателя «Амазона» Джеффа Безоса на позиции CEO летом 2021 года. Джесси — давний соратник Безоса. В «Амазон» он пришёл ещё в 1997 году, а в 2003 году то ли ему, то ли Безосу пришла в голову идея создать платформу облачных вычислений, которая, под названием «Amazon Web Services», вышла на рынок в 2006 году.

Спустя десять лет, Джесси возглавил «AWS» и, как пишут в «Википедии», под его руководством была создана, фактически, новая отрасль бизнеса. И, что важно для нашей истории, «AWS» стал одним из драйверов роста всего «Амазона»: в 2022 году его доля в общей выручке составила 15%.

Главной задачей Энди Джесси на посту CEO стало увеличение прибыли компании. Положение было не катастрофичным, но, как минимум, странным: по итогам 2021 года, при выручке «Амазона» в 386 миллиардов долларов, чистая прибыль составляла лишь 21 миллиард долларов.

Рентабельность, в первый же год работы Джесси, выросла с 5 до 7 процентов. Но дальше стало сложнее. Да, выручка продолжала расти, но рентабельность — так и осталась в районе 5 процентов. Нужно было что-то делать.

В 2014 году, «Амазон» запустил устройство «Echo».Это была колонка с голосовым управлением. И именно благодаря «Echo» мы сегодня пользуемся «Яндекс.Станцией» и прочими «сбербумами».

С тех пор было продано несколько сотен колонок «Echo» и других устройств «Амазона», а штат сотрудников подразделения «Амазона», занимающихся устройствами, разросся до 15 тысяч человек. И, как выяснилось, убыток от деятельности этого подразделения только на отрезке с 2017 по 2021 год составил 25 миллиардов долларов.

Если предположить, что убытки оставались на прежнем уровне, это уже более 50 миллиардов долларов за всё время действия подразделения устройств «Амазона». Но есть подозрение, что убытки растут вместе с количеством проданных устройств.

Почему это всплыло лишь сейчас? Секрет кроется в бухгалтерии.

Дело в том, что существует поверье: надо продавать устройства и занимать долю рынка, а покупатели будут пользоваться сервисами и вот на них-то и можно будет заработать. Проблема в том, что это работает для конкретных устройств и конкретных сервисов. Например, для электронных книг и магазина «Kindle».

Но в случае с колонками «Echo», как выразился один из высокопоставленных сотрудников «Амазона», 10 тысяч человек создали умный таймер.

И действительно: расчёт «Амазона» был на то, что пользователи будут заказывать через колонки «Echo» товары в магазине «Амазона», а пользователи, вместо этого, ставили себе будильник и просили голосового помощника «Alexa» включить музыку. При этом, колонки продавались буквально в убыток, а по бухгалтерии всё выглядело прекрасно.

Дело в том, что особенностью подсчёта выручки в «Амазоне», как и в других компаниях, было распределение прибыли от сервисов (продажа товаров и т. д.) между всеми подразделениями, которые как бы были к этой выручке причастны. И считалось, что с каждого доллара, потраченного покупателем колонки в «Амазоне», определённая часть записывалась на счёт подразделения устройств. Хотя в реальности — устройствами пользовались не для заказа товаров.

Выйти из финансового пике подразделению устройств должна помочь платная подписка на новое поколение «Alexa», которую «Амазон» планирует представить в ближайшее время. Однако если в продаже собственных устройств «Амазон» убежал далеко вперёд, то в плане развития умных помощников — он находится в группе безнадёжно отставших.

И далеко не факт, что запуск платной подписки сможет что-то изменить.

1 комментарий

и ведь удавалось же как-то маскировать убытки столько лет

Ответить