Нобель и литераторы

Нобель и литераторы

Когда я смотрю на списки нобелевских лауреатов по литературе, меня охватывает ощущение, что в мире что-то пошло не так. Причём это продолжается довольно долго и положение дел становится всё хуже и хуже.

Вот я вижу лауреатов от начала 20-го века до 1930-х годов. Все они — безусловные современные классики. А их книги — оказали большое влияние на мировую литературу. Моммзен, Киплинг, Метерлинк, Гамсун, Йейтс, Голсуорси, Бунин — крупнейшие фигуры литературы, без которых представить себе 20-й век невозможно.

В 50-60-е — набор лауреатов резко мельчает. Но в нём, всё ещё, попадаются значимые авторы. А остальные награждённые — хотя бы, не вызывают вопроса «Почему они оказались в этом обществе?».

В 70-80-е годы уже начинаешь что-то подозревать. В число отмеченных попадают, порой, абсолютно случайные имена, о роли которых в литературе сейчас и не вспомнишь. Так, проходные лица. Появляется множество «этнических писателей». Но общая картина, всё ещё, довольно достойная.

В девяностые-нулевые — происходит катастрофа. Кто эти люди? Чем они интересны? Почему в числе лауреатов вдруг попадает множество выходцев из стран третьего мира, пишущих неизвестно о чём и не читаемых примерно никем. Почему основной темой награждения становятся какие то совершенно левацкие формулировки про гендер, равноправие, страдание туземцев и прочую «народность»?

Среди лауреатов за последние 30 лет я с трудом могу признать заслуживающим этого разве что Гюнтера Грасса. Все остальные награждённые — забудутся через те же 30 лет и будут никому совершенно не интересны.

А между тем, не получил и уже не получит премию великий Умберто Эко. Нет её и у Джорджа Мартина. Хотя он повлиял на современную культуру, наверное, больше, чем все лауреаты за последние полвека вместе взятые. Не будет её у Уильяма Гибсона, оказавшего огромнейшее воздействие на киберкультуру и футурологию.

Этот список можно продолжать до бесконечности.

Да та же самая Роулинг, которую я, отмечу, совсем не люблю, изменила современную литературу так, как ни один из нобелевских лауреатов. И это только современники! Не буду вспоминать про обойдённого ещё в прошлые времена Набокова и пр.

Зато премию получает «этнический и постколониальный писатель» Абдулразак Гурна. Совершенно сказочная личность: чёрный мусульманин из Танзании, который, почему-то, живёт не на родине, а в Лондоне. С формулировкой «За его бескомпромиссное и чувственное обличение последствий колониализма и судьбы беженцев в водовороте культур и континентов».

Видимо, сейчас важно именно «обличение», а не качество литературы.

Начать дискуссию