Обучить сотрудников и повысить прибыль – как это взаимосвязано?

Обучить сотрудников и повысить прибыль – как это взаимосвязано?

Обучение сотрудников – это не просто дополнительная опция, а настоящий инструмент для развития компании. Как же новые навыки персонала влияют на прибыль и масштабируемость бизнеса?

Зачем учить

Исследование KPMG показало, что 50 % российских компаний испытывают нехватку квалифицированных IT-специалистов нужного профиля, а 44 % сталкиваются с недостаточной подготовкой соискателей. В связи с этим каждый опытный разработчик и аналитик как золотой слиток, ведь его работа напрямую влияет на качество продукта. Поэтому многие IT-компании уделяют развитию своих сотрудников большое внимание – это возможность вырастить или дополнительно раскрыть специалистов.

Помимо прямого интереса бизнеса в квалификации работников обучение мотивирует самих разработчиков. Заинтересованный в новых проектах и увеличенной зарплате профессионал будет более продуктивным и «верным» компании.

Также корпоративное обучение — это один из «зеленых флагов» в HR-бренде. Сильные кандидаты охотнее идут в компанию, где в их развитии заинтересованы. В них видят личностей и профессионалов, а не просто недостающих винтиков в системе. Бизнесу стоит помнить, что человеческие ресурсы самые ценные в нестабильное время, и действительно сильная команда поможет остаться на плаву компании даже в сложные экономические времена. Работает цепочка — человекоцентрический подход к сотрудникам — мотивированная команда — сильный продукт — высокий чек услуг компании — положительная прибыль.

Чему учить

В нулевые были распространены тренинги, на которых коучи регулярно напоминали, как сотрудникам повезло попасть в такую замечательную компанию. Туда же можно отнести различные гимны, корпоративные игры из-под палки и прочие сомнительные методы поднятия рабочего духа. В 2024 году такие способы только отпугнут сотрудников.

По данным «Сколково», для руководителей и тимлидов актуальны в этом году такие навыки:

  • Операционная эффективность
  • Управление людьми
  • Лидерство
  • Управление изменениями

Для линейных специалистов важно развивать следующие скилы:

  • Управление изменениями
  • Лидерство
  • Операционная эффективность
  • Цифровая трансформация
  • Управление персоналом

Учить ради галочки — малоэффективно. Современные компании сами разрабатывают курсы или покупают их у методологов, тратят на это довольно серьезные деньги. В среднем, проработанное обучение на заказ стоит от 200 000 рублей. Чтобы эти деньги стали инвестицией — нужно учить тому, что действительно нужно в работе и на практике.

Как учить

Максимально эффективно себя зарекомендовали онлайн-инструменты. Это слайдовые курсы, цифровые тренажеры, тесты, видеоконференции и гайдбуки, симуляторы ПО.

Согласно исследованию iSpring, наиболее полезными оказались материалы для онбординга новых сотрудников и адаптации. В обучении удобно структурировать всю информацию, и новичок может заглядывать туда и сам изучать инструкции, не отрывая коллег от работы.

Также записанные курсы помогают сформировать базу знаний для каждого продукта. Это экономит время и уберегает от ошибок. Так можно минимизировать риск, что кто-то забыл сказать или передать информацию — есть база с доступом у каждого, и это тоже плюс в глазах сотрудников.

Еще один интересный формат обучения — peer-to-peer или наставничество. Знания передаются от одного сотрудника к другому. Менторство наиболее часто встречается в крупных корпорациях.

А как вы считаете, развитие сотрудников — дело компании или только специалиста?

Начать дискуссию