Пять способов, как развить эмоциональный интеллект

Пять способов, как развить эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это навык определять свои и чужие эмоции, принимать их и регулировать свои реакции. Этот навык сейчас ожидают 72% работодателей — на Всероссийском Экономическом Форуме эмоциональный интеллект даже назвали ключевым навыком на ближайшие три года.

На что влияет эмоциональный интеллект

Современные тренды обязывают компаний не только профессиональной стратегии, но и этической миссии. Продукты должны быть полезными для пользователей, играть социальную роль, а общение с клиентами должно быть гуманистическим — без агрессии, с заботой и доверием.

Чтобы это реализовать, компании ищут сотрудников, которые смогут продумать маркетинговые концепции, настроить работу отдела продаж, используя эмпатию и творческое мышление. В мире большой конкуренции сотрудники должны думать как клиенты, предвосхищая их потребности, закрывая боли и страхи.

Именно для этого в работе нужен эмоциональный интеллект. Он обязателен и для внутренних коммуникаций, если компания хочет строить экологичную атмосферу внутри компании — то есть без сплетен и травли, но с поддержкой и заботой о сотруднике. Все меньше работодателей готовы терпеть талантливого, но сварливого, грубого работника, который портит жизнь коллегам и лишает компанию прибыли, ругаясь с заказчиком.

Больше всего развитый эмоциональный интеллект требуют для профессий, которые связаны с непосредственным общением — менеджеры, арт-директоры, рекрутеры и руководители любых направлений. Используя эмоциональный интеллект, сотрудник может решить конфликтную ситуацию, защитить границы себя и проекта, найти подход к сложному клиенту. Многие считают, что для этого навыка нужно обязательно быть психологом или иметь врожденную способность. но на самом деле, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Рассказываем пять способов это сделать:

Четко определить свою личность

Прежде чем понимать других, надо начать с себя. Если вы не будете знать свои слабые стороны, то не сможете их учитывать и регулировать в общении. Поэтому вы должны хорошо идентифицировать себя и рефлексировать, анализируя свои собственные чувства и поступки.

Самоанализ можно пройти с психологом, а можно и самостоятельно. В первую очередь, для развития эмоционального интеллекта стоит завести дневник эмоций, где вы будете называть, прояснять и разбирать свои реакции и чувства на ту или иную ситуацию. Это может показаться простым и даже бессмысленным упражнением, но через 7-10 дней регулярных записей вы увидите результат и начнете понимать себя гораздо глубже, чем ранее.

Работать над саморегуляцией

Если замечаете за собой или вам указывают окружающие на вспыльчивость, импульсивность и раздражительность — значит, пора начать регулировать свои эмоции. Здесь важная поправка: не убирать их, а регулировать. Подавление может негативно сказаться на психическом здоровье, а мы стремимся с помощью развития эмоционального интеллекта его улучшить.

Как же это сделать? Используйте дыхательные упражнения. Если вы по привычке готовы повысить голос, начните глубоко дышать — четыре секунды на вдох и четыре — на выдох. Иногда даже небольшой паузы достаточно, чтобы вы успокоились, оценили ситуацию без эмоций и не сорвались.

Еще одно полезный метод, который советуют специалисты — попробовать резко изменить фокус вашего внимания. Если вас раздражают и злят слова руководителя, попытайтесь перед ответом вспомнить, сколько ему лет или сколько у него ручек на столе. Резкое переключение снизит накал страстей.

Чаще сочувствовать

Умение сопереживать и ставить себя на место собеседника называется эмпатией. Эмпаты обычно имеют более крепкие отношения с партнерами, друзьями и коллегами, потому что их общение с окружающими более глубокое, нежели у тех, кто не думает о чужом состоянии.

Эмпаты умеют не только говорить о себе, но и слушать. А это важнейший навык для всех, кто работает с клиентом. Как же развить в себе эмпатию:

  • Предлагать помощь, если у вас есть возможности ее оказать
  • Переносить ситуацию собеседника на себя — а что я бы чувствовал, если у меня возникла такая проблема?
  • Изучать невербалику — наши эмоции не только в словах, но и жестах, выражении лиц — если вы успеете поймать настрой человека до разговора, то сможете быстрее подстроиться под него и вывести диалог на нужный уровень

Искать радостное

Если вы все время в подавленном и расстроенном настроении, вам будет крайне сложно понимать и слышать других. Чаще всего в таком состоянии люди жалуются, обижаются, ищут несправедливость и отмахиваются от чужих забот, сосредотачиваясь на себе.

Если это про вас, стоит научиться смотреть на мир позитивнее — возможно, жить станет легче и радостнее. Речь не идет о депрессии или других заболеваниях — если подозреваете у себя расстройство, провести диагностику и назначить лечение только врач. Однако у некоторых людей жалобы и дурное настроение становятся неприятной привычкой, а она не способствует улучшению межличностных отношений.

Для начала попробуйте найти в каждом дне по три приятных или радостных события. Начинайте с мелочей — даже вкусный десерт или утреннее пение птиц может быть источником радости. Чем позитивнее вы будете мыслить, тем легче тело и психика будет восстанавливаться, а вы сможете продуктивнее работать и достигать больших результатов в общении с людьми.

Учиться гибкости

Адаптивность — доказательство развитого эмоционального интеллекта. Человек, который может искать компромиссы и работать в команде, растет по карьерной лестнице быстрее одиночек.

Адаптивность подразумевает готовность принимать перемены, то есть гибко мыслить, использовать разные приемы и реагировать на новые обстоятельства. Такие работники действительно ценные, потому что умение быстро мобилизоваться морально и умственно дорогого стоит в такое непростое время.

Как этому научиться:

  • Ищите не катастрофу, а новые возможности. Срыв проекта, ошибка, смена клиента может стать точкой роста вас как личности и профессионала. Подумайте, как это можно использовать на благо или чему научиться.
  • Помнить про главные интересы. Гибкий человек умеет уступать и воспринимает это не как свою слабость, а как эффективный способ приблизиться к главной цели. Иногда для победы в шахматах жертвуют фигурой, чтобы вывести на выгодную позицию другую.
  • Предлагайте альтернативу. Диалог превращается в конфликт, когда каждый не готов идти на уступки. Озвучьте несколько вариантов решения, не забывая про свои интересы и интересы собеседника. Так вы сможете повысить свою адаптивность и повысить эмоциональный интеллект.

А в вашей профессии важен эмоциональный интеллект? Расскажите истории, как этот навык помогал в сложных ситуациях на работе и в жизни!

Начать дискуссию