Как фантазия помогает на уроках физики?

Как повысить эффективность обучения? Почему некоторые ученики легко обучаются, постигают новое, а другим это даётся очень тяжело?

Ответы на эти вопросы беспокоят многих. Пока нейропсихологи исследуют мозг, пытаются понять, как он работает, методисты и преподаватели методом проб и ошибок подбирают свои методики, которые помогают ученикам лучше усваивать материал.

И многие уделяют особое внимание визуализации, наглядности. Так как большинство легче воспринимает картинку, чем информацию на слух или в виде формул, слов. И мне лично легче запомнить картинку, чем число, слово или формулу. Лица людей, а не их имена (имена я порой забываю, а вот лица помню даже воспитателей из детского сада).

В физике особенно это важно, ведь мы изучаем природу, мир вокруг! Вот посмотрите на эту анимацию ниже, которая иллюстрирует электрический ток в проводнике. И попробуйте сами понять, что здесь происходит! А потом прочитайте описание.

Электрический ток - направленное движение заряженных частиц. Здесь синие точки - это электроны, отрицательно заряженные частицы. Их движение образует ток. А плюсики - положительно заряженные ионы, атомы, из которых эти электроны вылетели и стали свободными

Но просто по этой анимации всё же не всегда можно легко запомнить, что есть ток. Чтобы усилить эффект, нужно пофантазировать!

Давайте подумаем над словом "ток". Что это за слово, на что оно похоже? Какие у него есть синонимы? (Да, вспоминаем русский язык)

Поток, исток, течение. И тут уже возникают некоторые ассоциации, не так ли? Скорее всего, Вы представили себе реку, водоём, воду в трубе. То есть электрический ток похож на течение воды в реке или по трубе!

Вот уже ассоциация возникла, закрепилась и дала импульс к размышлениям. Это уже не просто зубрёжка, заучивание. Это шаг к пониманию, который очень важен для неуспевающих учеников, которым сложно даётся обучение.

Причём некоторые мои ученики сами придумывают разные ассоциации. Например, один из моих учеников объяснил, почему при последовательном сопротивлении сопротивления складываются, следующим образом:

Проводники - это словно лес. Проводник с сопротивлением поменьше - это редкий лес, через который можно несложно пробраться. А проводник с большим сопротивлением - это густой дремучий лес, и пробираться через него сложнее. И когда проводники соединены последовательно, мы словно пробираемся через первый лес сначала, а затем через второй. И в итоге сопротивление складывается.

Ассоциация для проводника с небольшим сопротивлением
Ассоциация для проводника с небольшим сопротивлением
Ассоциация для проводника с большим сопротивлением
Ассоциация для проводника с большим сопротивлением

Основная задача - стимулировать мышление. Ведь проблема слабых учеников в том, что они могут, в основном, только зубрить материал. А используя такие ассоциации и фантазируя, мы сразу три цели преследуем:

  • непосредственно запоминание материала,
  • повышение мотивации ученика,
  • развитие мышления.

И если с детства у ребёнка развивать фантазию, то ему будет проще учиться дальше в школе! Подписывайтесь на мой канал в телеграме, чтобы читать больше полезных советов для подготовки к экзаменам и олимпиадам:

22
Начать дискуссию