Дискурсиваня психология

Интерпретативные репертуары (ИР) и аргументы в споре.

Дискурсиваня психология

Джон Поттер и Маргерет Уэтерелл определяют данный термин так:

«Под интерпретативным репертуаром мы понимаем хорошо узнаваемые кластеры терминов, описаний и фигур речи, часто организованные вокруг метафоры или ярких образов».

ИР предоставляет ресурсы для формирования различных версий мира и помогает конструировать реальность. Звучит, возможно, немного запутано, но пример ниже поможет понять. Немного контекста: представьте человека, который доказывает одну теорию из психологии или вообще что-либо. В данном случае он может не использовать аргументы, а опираться только на «пройдите тест и увидите сами».

Он может использовать для аргументации сравнение или приравнивание.

Я не хочу вам доказывать, что поезд Москва — Воркута едет из Москвы в Воркуту. Вот он, наш ИР. Таким образом, происходит сравнение факта маршрута поезда и теории, в которую верит этот человек. Будто бы насколько реален факт маршрута поезда, настолько же и реальна сама теория. То есть, приравнивая реальный факт и факт непроверяемый, мы делаем непроверяемый факт настолько сильным и неоспариваемым, как и первый, что проверять уже не нужно. Это и есть ИР — если поезд Москва — Воркута едет из Москвы в Воркуту, тогда и моя теория верна.

И это правда может работать, попробуйте проверить на себе и других. Как часто для аргументации вы используете метафоры, пословицы, сравнения? Вот она, магия языка.

Начать дискуссию