Спасите наши суши! Что делать, если резко упало SEO сайта доставки еды?

Кейс по SEO для типичной доставки японской еды. Сайт сети доставок суши и роллов пропал из выдачи в результате криворукой деятельности дешевого автоматизированного SEO-сервиса, который исправно вешал заказчику лапшу на уши, не поставив даже Метрику. После нашей SEO-работы органический поисковый трафик вырос более чем в 2 раза.

<i>Доставки суши и роллов очень любят провокационные слоганы. Это не нашего клиента, но у нашего тоже интересные креативы. Ну, а что, правда работает — вспомним тот же «Ёби Доёби» </i>
Доставки суши и роллов очень любят провокационные слоганы. Это не нашего клиента, но у нашего тоже интересные креативы. Ну, а что, правда работает — вспомним тот же «Ёби Доёби» 

Хороший SEO-шник подобен самураю, у которого есть только путь. Путь клиента на сайт заказчика. И этот путь должен быть максимально коротким. Это кейс о том, как наша услуга «SEO-аудит с внедрением» от проверенного специалиста за полторы недели вытащила на первые строчки Яндекса и Гугла сервис доставки суши и роллов из оживленного курортного города.

Также из статьи вы узнаете, почему SEO для сервисов доставки еды важнее чем Яндекс Директ, Яндекс Еда и Деливери вместе взятые. А бонусом получите инфо о том, почему эти дешевые автоматизированные SEO-сервисы (коих нынче развелось больше чем карпов Кои в пруду Японского Сада Краснодара) работают или криво, или совсем не работают — и не станете тратить на них свое время и деньги.

Начало пути

Звонит мне на этих новогодних праздниках (январь 2024) один знакомый, у которого суши-бар и сеть доставки суши и роллов в одном приморском курортном городе. И очень взволнованным голосом просит: «Помоги, братец, с SEO! Страшные дела у меня в бизнесе творятся, только на тебя одна надежда, и надо прямо сегодня!»

И поведал, что заказать суши и роллы у него, естественно, можно на сайте и через сервисы типа Яндекс Еды и Деливери. И вот, количество заказов через сайт очень сильно упало за последний месяц, а это, как выяснилось, сильно больше половины всего трафика.

Владелец «сушильни» оказался очень правильным заказчиком. Он сам рассказал мне, что, по его мнению, SEO для суши (и вообще сервисов доставок еды) — самый важный канал продвижения, важнее чем Яндекс Директ, Яндекс Еда и Деливери. Чем больше город, тем важнее, ибо нет эффекта «сарафана»: это работает и для курортного города, где много приезжих в сезон. Перегруженный мирскими делами главный канал продвижения из виду заказчик упустил, и случилось то, что случилось.

Во мне проснулось сочувствие и уважение. Это очень редкий случай среди заказчиков, когда они знают, чего хотят, и при этом хотят действительно то, что им поможет. Хотел он так называемый SEO-аудит с внедрением. Поэтому я, несмотря на праздники, согласился немедленно приступить к SEO-расследованию.

<i>ТЗ от любого заказчика, когда резко упал поток клиентов</i>
ТЗ от любого заказчика, когда резко упал поток клиентов

Немного теории

Почему же SEO важнее всех каналов для сервисов доставки еды? Из-за человеческой психологии потребления! Суши все хотят здесь и сейчас, да побыстрее — это не квартира, которую выбирают годами и изучают все ссылки поисковой выдачи. Первые позиции в поисковиках существенно повышают поток клиентов в связи с тем, что:

1. Сервисами-агрегаторами типа Яндекс Еды и Деливери пользуются далеко не все клиенты, многие предпочитают просто вбить в поисковик запрос типа: «доставка суши+город» или вообще поручить поиск доставки «Алисе».

2. Соцсети для поиска суши никому особенно не нужны и стараться вести свою Инсту с рилсами в японском стиле — значит получить единичных клиентов, игра не стоит свеч. Если вы не Ида Галич, конечно.

3. Яндекс Директ даст только строчки в самом поиске Яндекса — а доставкам важно быть еще и в первых карточках Яндекс Карт (для поиска в самих картах и для выдачи в браузере), а еще иметь отзывы, которые лучше сразу показать потенциальному клиенту. Отзывы и карты — это к SEO-специалисту, если вы не знали.

4. Не надо забывать про Гугл, который сейчас можно приручить только при помощи SEO, с тех пор как компания отключила контекстную рекламу в России.

Ну и хорошее качественное SEO — это дешевле, чем вышеперечисленные каналы. На SEO не нужен рекламный бюджет, его методика долгоиграющая, это работа на месяцы и годы. Мой заказчик это понимает.

В чем же было дело?

Но мы отвлеклись на теорию. Во мне включился SEO-Шерлок и я стал с пристрастием допрашивать потерпевшего, что же конкретно случилось?

Он рассказал мне, что работает его суши-сайт уже несколько лет, и пользовались они всегда SEO-сервисом N, которому отдавали 10 тыс. рублей в год (образно), благодаря чему держались в первых позициях на поиске в Яндексе (про Гугл речь даже не шла). Народ валом валил (учитывая приведенную выше теорию), всё было хорошо.

Подписывайтесь на мой канал "Токсичная Роза" в Телеграме. Обсуждаем маркетинг и его инструменты для сферы туризма, отелей, ресторанов, гидов, гостеприимства. Публикую новости по теме, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

А дальше случилось вот что: наш предприниматель решил в целях экономии поменять поставщика SEO-услуг. То есть сменить один сервис «из интернета» на другой. И все SEO посыпалось, сайт пропал из первых позиций, количество заказов стало резко падать.

Я попросил дать мне доступы от Вебмастера и Яндекс. Метрики — сервисов, при помощи которых сайт «сообщается» с поисковой машиной Яндекса. И тут выяснилось самое интересное — к сайту не был даже подключен счетчик Яндекс. Метрики! Проводя аналогию, это как если бы у автомобиля были отключены все приборы: спидометр, тахометр, все датчики, вся электроника, да еще через и лобовое стекло ничего не видно. То есть едем, но куда, с какой скоростью — не знаем.

<i>Инструменты дешевых автоматизированных SEO-сервисов и неопытных специалистов</i>
Инструменты дешевых автоматизированных SEO-сервисов и неопытных специалистов

В общем, я и раньше-то был невысокого мнения об этих SEO-сервисах, а тут моя вера окончательно рухнула. По каким-то неведомым причинам первый SEO-сервис (даже не поставивший Яндекс Метрику) каким-то чудесным костыльным способом больше года держал SEO сайта на первых позициях в поисковиках. Плюс бизнес у ребят действительно серьезный, их знают, отзывов у них более 1000, посещаемость высокая — это помогало. Но вот второй сервис этот «костыль сломал».

Я предложил клиенту два способа решения вопроса. Либо я ему по дружбе ставлю на сайт Яндекс Метрику и мы с ним наблюдаем за процессом, либо даю проверенного супер-сеошника Дмитрия Пашнина, который помог мне с SEO очень многих проектов, в том числе огромного курорта Роза Хутор. Клиент выбрал второе (что правильно), Дмитрий предложил услугу «аудит с внедрением», которая за 2−3 недели «с высокой вероятностью» поправит поисковую выдачу «сушильни». Я знал, что от Дмитрия слова «с высокой вероятности» — это почти гарантированно. Просто Дмитрий, как истинный самурай SEOшник с огромным опытом, всегда очень осторожен в оценках. Что, в общем-то, правильно.

Что сделал SEO-специалист?

Раскрывать всех профессиональных секретов я в этой части кейса не буду (не надейтесь), но общие направления развития мысли дадим. Слово Дмитрию Пашнину:

Главная ошибка, которую допустил клиент: переделывая сайт для упрощения приёма и обработки заказов, он полностью проигнорировал требования технического SEO. Надо было подключать seo-специалиста именно на этапе внедрения новой системы управления, тогда процесс «переезда» прошёл бы незаметно и, вероятно, даже увеличил бы поисковый трафик.

Но есть и выгода — если бы клиент не забыл о SEO на год, а перенёс все настройки сразу, то не было бы такого взрывного роста поискового трафика, который получил сайт после внедрения нашего аудита. Благодаря работе нашей команды поисковый трафик вырос более чем в 2 раза даже по сравнению с предыдущим оптимизированным вариантом сайта.

Мы намеренно не использовали графики, так как не все данные на них показательны из-за отсутствия метрика целый год. Но если смотреть на показатели, пока они записывались, то мы увидим: в январе 2023 посещаемость из поиска составляла около 500 человек в неделю. После внедрения своего аудита мы поставили метрику снова: в январе 2024 она показала уже 1100 человек в неделю.

От себя выведу мораль: при переделке сайта никогда не забывайте про первоначальные настройки SEO. Но также не забывайте периодически обращаться к грамотным специалистам, которые могли бы взглянуть на ваш сайт с новой стороны и привнести дополнительные улучшения в работу вашего бизнеса онлайн. Это относится как к SEO и контекстной рекламе, технической части сайта, так и к работе любых специалистов в сфере интернет-маркетинга.

Дмитрий Пашнин, специалист по SEO-продвижению сайтов

Итоги и выводыВ общем, первые позиции в поисковой выдаче Яндекса вернулись к доставке суши и роллов примерно через неделю-полторы. Добавился Гугл, где нашей доставки на первой странице ранее не было. Поток клиентов вернулся на прежний уровень и продолжает расти.

Мы получили благодарный отзыв и клиента на регулярное SEO-ведение проекта. А вы (если дочитали кейс до этого места) — урок того, что нельзя пренебрегать SEO или доверять его настройку сервисам. SEO считают самым скучным, сложным и неуправляемым каналом продвижения. Отчасти это правда, если у вас нет проверенного SEO-специалиста. Как хорошо что он есть у нас — и это Дмитрий Пашнин.

Подписывайтесь на мой канал "Токсичная Роза" в Телеграме. Обсуждаем маркетинг и его инструменты для сферы туризма, отелей, ресторанов, гидов, гостеприимства. Публикую новости по теме, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Начать дискуссию