Бесконечная история Дома

Домучил я "Дом, в котором" — или он меня. Как бы то ни было, дочитал. И вот что могу сказать.

Понимаю, почему Мариам Петросян с трудом дописывала окончание книги — у бесконечных историй нет финала.

Напомню, что бесконечными историями я называю такие, которые рассказываются самому себе для развлечения. Они придумываются в свободные минуты и не соответствуют строгим литературным правилам. Например, хронология там может быть любая, иногда приходится возвращаться в прошлое, чтобы описать или додумать необходимое в прошлое героев. Герои могут меняться, имена лишь условности — вообще всё условности, ведь рассказываешь сам себе как хочешь.

И конца у такой истории нет. Да и начало может быть весьма мутным. У самурая есть только путь — это как раз про бесконечную историю, которая может много раз переписывать сама себя. Если придуманный мир сильно понравился, то история может длиться годами, повторяясь в различных модификациях, дополняясь новыми героями, местами действия и сценами.

Читая Дом, ближе к концу, я понял что книга крайне напоминает мне то, как я сам придумывал бесконечные истории: какая же нереалистичность мест и событий, неопределённость времени и пространства, герои с меняющимися именами. Вот всё именно так как в книге!

И тут всё встало на свои места. Конечно, поди придумай конец у любимой бесконечной истории, которую выдумывал столько времени — они, истории, вообще не приспособлены к такому, там время не то чтобы стоит, но и не идёт привычным образом, что много раз и происходит у Петросян в тексте. И путешествия героев в магический мир — тоже вполне допустимое явление для бесконечных историй. Особенно если автор подросток ("Я начала писать о Доме, когда была ровесницей его героев").

Мне, наверное, не хватает мастерства, чтобы перенести свои бесконечные истории на бумагу. С другой стороны, прочитав Дом, я окончательно понял, что и не стоит этого делать. Колдуш имеет в своей основе почти бесконечную историю — изначально получилось так, что история ходила на нет, мне пришлось прийти к тому результату, который мне самому не очень нравился, который и стал концом истории. Концом истории, но началом повести, так как появилась возможность структурировать историю. Про Рольфа Меркадера я начал писать раньше и не смог закончить, так что на бумаге у меня получилась бесконечная история, хотя в том что я придумывал, оказалось, есть логический конец — смерть Рольфа. Хороший, добрый конец.

Но вернёмся к книги Петросян. Конец, написанный отдельно и позднее, я бы сказал, ещё скучнее и неестественнее, чем всё предыдущее, что легко объясняется всем выше сказанным. Предсказуем и... искусственный, иначе не скажешь. Не ложащийся в логику всего предыдущего текста. Как будто в нём сломалась вся предыдущая магия и её заменили на другую, работающую на других правилах.

Что забавно, финал мне много раз напоминал Стивена Кинга, его вбоквелы из мира Тёмной башни, особенно про тёмный лес. Может быть случайность, а может нет.

Как бы то ни было, бесконечная история, лежавшая в основе книги, несколько примирила меня с романом, но всё равно не могу советовать его читать, оценил всего-то на шестёрку.

И понял, что мне нужно отдохнуть от таких сложных и тягомотных книг, захотелось какой-то классической научной фантастики, но не нашёл чего-то однозначного и остановил выбор на Ребекке Куанг и её "Опиумой войне", пишут, что это фэнтази. Что ж попробуем, кто-то, видимо, недавно мне её рекомендовал. Надеюсь, пойдёт легче, чем "Дом, в котором". #книжное

Начать дискуссию