Биомаркетинг. Хватит снижать цены!

Биомаркетинг - направление маркетинга, которое опирается на опыт взаимодействия живых организмов в природе. Наблюдение за живой природой и поведением человека в обществе наталкивает на уникальные маркетинговые решения, с помощью которых можно грамотно выстраивать маркетинговую стратегию.

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/442971313341601669
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/442971313341601669

Суровый русский маркетинг в малом бизнесе крутится вокруг концепции "У кого дешевле". Все рекламные кампании направлены на конкурирование по цене. Скидки, акции, распродажи, экономия на упаковке, качестве продуктов и обслуживании клиентов.

Главная цель биомаркетинга - получить конкурентное преимущество за счет улучшения взаимодействия со всеми элементами бизнес-системы.

В живой природе есть все необходимые примеры взаимодействия, которые формировались на протяжении миллионов лет, оставляя самые лучшие практики. Наблюдение за живой природой позволяет найти уникальные методы взаимодействия и адаптировать их под бизнес:

  • Привлечения внимания
  • Распространения информации
  • Партнерских отношений
  • Дизайна.

Элементы биомаркетинга

Важной составляющей биомаркетинговой стратегии являются все элементы экосистемы бизнеса.

  • Сотрудники
  • Партнеры
  • Клиенты
  • Конкуренты

В биомаркетинге учитываются маркетинговые отношения с каждым из элементов, где цель взаимоотношений - это получение дополнительных ресурсов.

Для построения маркетинговых отношений с каждым из элементов, необходимо определить, какие цели преследует элемент, чтобы предложить максимально выгодные условия сотрудничества.

Например, в природе целью пчелы является сбор мёда через опыление растений, а цель растений - перенести пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Таким образом, оба получают то, что хотят, при этом помогая друг другу.

Главное, что каждый из элементов взаимоотношений делится с другим теми ресурсами, которых у него в избытке.
Пчела отдает ресурс "Распространение информации", а растение делится ресурсом "Нектар".

Основные виды ресурсов:

Ресурсы для вашего бизнеса

  • Распространение информации - чтобы у вас росла прибыль, потенциальные покупатели должны много и часто сталкиваться с вашим брендом.
  • Товары и услуги - полиграфия, доставка, клининг, реклама, конференц-зал - все, что вы себе только можете представить, можно получить по бартеру, главное - выяснить, какой ресурс нужен вашему партнеру, и обменяться.
  • Рекламный бюджет - зачем самому оплачивать весь рекламный бюджет для своего бизнеса? Создайте коллаборацию с другим продуктом и делите расходы пополам.
  • Финансы - для организации событий иногда вам потребуются просто деньги на рекламный бюджет, которые могут дать вам ваши партнеры.

Ресурсы для сотрудников:

  • Финансы - здесь все максимально просто, вы даете возможность формирования дополнительного дохода на рабочем месте.
  • Комфорт - упростите вашим сотрудникам некоторые сферы взаимодействия с вашей компанией (организуйте такси домой, доставку обедов, поход в спортзал, новые кресла и т.д) взамен на дополнительную работу (выкладывать сторис, носить мерч в свободное время и т.д).
  • Признание - устройте игровой процесс, в котором сотрудники будут сражаться за главный приз, выполняя небольшие дополнительные указания, таким образом можно разжечь огонь и энтузиазм.

Ресурсы для партнеров:

Для начала определим, кто подходит для статуса "партнер".

Журналисты местных изданий - они помогут нам организовать интервью и осветить события в СМИ, да и вообще дружба с журналистами это супер-бонус.

Смежный бизнес - это компании, которые оказывают услуги или продают товары в смежном сегменте, например, вы строите дома, смежные сегменты: Продажа участков, сервисы с проектами домов, дизайнеры. Отлично подойдут партнеры в одном сегменте, например, если вы продаете "премиальный" продукт, то определите список бизнес-партнеров, которые тоже работают в премиальном сегменте.

Поставщики и подрядчики - это очень заинтересованные компании, которым важно, чтобы ваш бизнес рос и вы больше с ними сотрудничали.

Лидеры мнений - это люди, обладающие целевой аудиторией, которая вам интересна. Лидером мнений может быть блогер, медийный предприниматель, спортсмен, музыкант, актер, лидер движения мамочек, глава профсоюза. Главное, чтобы у него был доступ к живой аудитории от 1000 человек.

Услуги для населения - вам нужны партнеры, у которых есть большой ежедневный трафик. Кафе, бары, рестораны, парикмахерские, салоны красоты, барбершопы.

Иждивенцы - возьмите под крыло детскую спортивную команду, помогайте некоммерческим организациям, детскому дому и другим вариантам спонсорства.Теперь переходим к тому, какие ресурсы могут быть интересны потенциальным партнерам.

  • Распространение информации - большинство ваших партнеров, это другие компании, которым тоже очень важно получать дополнительные рекламные охваты и расширять зоны собственного влияния. С ними можно договориться о взаимном пиаре, разработке совместных акций, повышении ценности продукта с помощью подарков от партнеров, формировании общего рекламного бюджета.
  • Товары и услуги - возможно, вашему потенциальному партнеру хочется воспользоваться вашими продуктами и услугами без оплаты, а взамен вы можете попросить то что необходимо вам.
  • Признание, уникальный контент - если вы создаете уникальные продукты, услуги или события, кому-то из партнеров будет достаточно стать первым, кто расскажет людям о новом событии. Люди любят делиться необычными новостями.

Ресурсы для клиентов:

  • Товары и услуги - главный ресурс - это ваши товары и услуги, которые клиент получает за свои деньги, однако вы можете стимулировать его выполнять простые действия и делиться с вами ресурсами взамен на подарки от вашей компании или компании партнера.
  • Признание, уникальный контент - если вы создаете уникальные фишки, клиенты сами будут создавать контент с вашим брендом.
  • Финансы - кешбек с каждым годом набирает все больше популярности у клиентов. Возвращайте деньги от покупки, начисляйте за приведенных клиентов, платите за публикации в сторис или придумайте другие задания.

Ресурсы для конкурентов:

  • Финансы - если у вашего клиента есть потребности, которые вы не можете реализовать по каким-либо причинам, а ваш конкурент может. Вы обязаны сотрудничать с конкурентами и передавать им заказы за процент от сделки.
  • Распространение информации - с конкурентами можно объединиться для организации выставки, ярмарки, конференции и других информационных мероприятий, который точно пойдут на пользу каждому из вас.

Главная мысль - необходимо взаимодействовать с каждым элементом системы таким образом, чтобы оба элемента получили новые ресурсы.

Это были основы биомаркетинга, а информация о дизайне, привлечении внимания и распространении информации будет в следующих статьях.

Начать дискуссию